Вопрос:

Вопрос по поводу брака. В Китаб-и-Агдас сказано: «...Он сказал: «Не дозволяется заключать брак с тем, кто не уверовал в Байан. Если лишь один из вступающих в брак исповедует Дело сие, его или ее имущество не будет законным образом принадлежать другому до тех пор, пока последний не обратится в веру. Закон сей, однако, войдет в силу, только когда возвысится Дело Того, Кого Мы явим в истине, или же то, что уже явлено по праву. А до той поры вы вольны заключать брак с кем пожелаете, дабы сим, быть может, возвеличить Дело Божие». Так сладкозвучно пропел Соловей с небесной ветви, восхваляя Господа своего, Всемилостивого. Благо тем, кто внемлет. О люди Байана, заклинаю вас Господом вашим, Богом милости,— взгляните беспристрастным оком на речение сие, ниспосланное силою правды, и не будьте из тех, что видят свидетельство Божие, но отвергают и отрицают его. Они, воистину, из тех, что несомненно погибнут. Точка Байана ясно указал в сем стихе на то, что Мое Дело превышает Дело Его; сие подтвердит всякий справедливый и проницательный ум.» Возможно, я неправильно поняла сказанное, но получается, что сейчас бахаи может вступать в брак только с бахаи? (хотя я не раз видела в различных местах упоминание о том, что сейчас бахаи может вступать в брак с кем угодно; Или имеется в виду, что пока этот закон еще не вошел в силу?). В то же время в «вопросах и ответах в Китаб-и-Агдас», вопрос 84: «Разрешено ли верующему лицу вступать в брак с неверующим? Ответ:  Разрешено и жениться, и выходить замуж: так повелел Господь, когда взошел на престол благоволения и милости». И о каком браке идет речь при современном обсуждении этого вопроса: брак, заключенный в соответствии с обрядом бахаи; брак, заключенный по церковным обрядам какой-либо другой религии (например, христианской); или брак, заключенный по законам какого-либо государства (официальный, с точки зрения государства, но не освященный какой-либо церковью)? Какой именно брак является необходимым условием отсутствия прелюбодеяния при сексуальном контакте, и какой - достаточным условием?

Ответ:

Процитированный Вами отрывок из Китаб-и-Агдас в действительности утверждает следующее:

  1. Бахаулла цитирует один из законов Байана, который Баб, Открыватель Байана, поставил в зависимость от «возвышения Дела Того, Кого Мы явим в истине», или от возвышения собственного Дела.
  2. Затем Бахаулла утверждает, что из такой формулировки этого закона с очевидностью следует, что Его Собственное Дело возвысится прежде, чем повсюду распространится Дело Баба (это первый такой случай в истории религий, когда два Откровения настолько быстро следовали друг за другом, что первое не успело дать начало собственной цивилизации).
  3. Таким образом, Бахаулла опровергает возражения «людей Байана», то есть нарушителей Завета во главе с мирзой Яхья, которые утверждали, что Бахаулла пришёл слишком рано, и поэтому не может быть истинным Богоявлением.

Что касается собственно вопроса о церемонии заключения брака бахаи, то она применима, в том числе, и в случае, когда только один из брачующихся является бахаи. Обряд бахаи настолько прост, что вряд ли вызовет какие-то возражения даже у самого ортодоксального последователя другой религии (всего-то и надо, что произнести фразу «Все мы, воистину, будем следовать воле Божией»). Кроме того, бахаи вполне может участвовать в обряде венчания или любом другом религиозном обряде бракосочетания при условии, что никто при этом не требует от него перейти в другую веру.

Следует также напомнить о том, что для заключения брака бахаи обязан получить согласие всех здравствующих родителей с обеих сторон. Более подробно о подготовке к браку и возможных конфликтах на религиозной почве см. здесь.

Брак, официально заключённый до того, как человек стал бахаи, признаётся действительным. Сюда попадают и браки, зарегистрированные в ЗАГСе, и заключённые по обряду какой-нибудь религии.