Вопрос:

Человек верящий в бахаи вступает в брак с другим человеком - атеистом. Этот человек выдвигает ультматум или я или бахаи. Может ли человек поступиться своими взглядами ради сохранения семьи? Что вы вообще думаете об этом? Добавлю, что супруг-атеист, вполне грамотный и образованный человек, достаточно осведомлен о религии бахаи. Хотя до брака ничего не знал.

Ответ:

Это называется «ложная дихотомия». Человек, будучи существом слабым, для простоты часто сводит всё богатство и разнообразие мира к каким-то двум крайностям. Например, «семья или работа», «супружеская любовь или религия», «интерес или выгода», «духовное развитие или профессиональный рост» и т.д. На самом деле, мир устроен Богом значительно приятнее, чем такое чёрно-белое деление, и истинная мудрость состоит в том, чтобы всегда уметь находить гармонию между двумя крайностями ложной дихотомии.

Бывают, конечно, дихотомии истинные. Например, «врать или говорить правду», «украсть или отрешиться», «убить или умереть», «развестись или работать над собственным духовным совершенствованием». С этим всё ясно — есть принципы, заповеди, нарушать которые нельзя никогда, и у верующего человека вопрос выбора в таких ситуациях не стоит. Например, он знает, что лучше быть убитым, чем убивать самому, красть нельзя даже в том случае, если ты умираешь от голода, что разводиться можно только в самом крайнем случае и Бахаулла сурово осуждал развод.

В отношении семьи и совместной жизни верующего и неверующего можно сказать только, что никакой реальной дилеммы здесь нет. Неужели супругу-атеисту понравится, что его жена будет ему лгать, изменять и тратить семейные деньги на побрякушки? А меж тем именно к этому приведёт безверие. Небось не влюбился в какую-нибудь взбалмошную особу с фарфоровыми глазами!

Если человек не верит в Бога, зачем ему быть праведным? Вообще, само понятие праведности вне веры в Бога теряет смысл. Есть люди, которые праведны по привычке, потому что родители так научили, но это очень неустойчивое состояние. Как только приходит серьёзное испытание, неверующий человек непременно выберет путь удовлетворения собственных корыстных интересов, потому что не признаёт существования бессмертной души и Высшей Справедливости в мире и не боится, что Бог накажет его за грехи.

Подводя резюме вышесказанному, можно сказать, что не стоит принимать такой ультиматум -- «я или бахаи» -- за реальную проблему. Никогда не ведите переговоры с террористами :-) Шутка.

На самом деле за таким ультиматумом, конечно же, стоит что-то более глубокое. Муж, скорее всего, воспринимает веру бахаи как некое общественное увлечение своей жены, отнимающее у семьи много времени, как откровенную придурь. Скорее всего, в этом отчасти повинна и сама жена-бахаи, которая не понимает ценности семьи, а хочет привычно тусоваться среди друзей, избегая трудностей выстраивания глубоких семейных отношений. Необходимо строить мост через эту пропасть с обоих сторон, избавляясь от всех предрассудков. Муж должен глубже изучить духовный мир своей жены и начать уважать её как человека, а жена должна понять свою ответственность перед семьёй и доказать, что единство человечества для неё — не просто красивый принцип исповедуемой ею религии, а реальное руководство к действию, и начать устанавливать это единство среди самого близкого окружения — в своей семье.

Отношения в семье — самые глубокие из всех, которые доступны человеку. Ни с одним другом вы не будете иметь столько общего, сколько с партнёром по браку. Дети, совместное хозяйство, секс, преодоление материальных и психологических трудностей, умение смириться с особенностями чужого характера и продолжать любить невзирая ни на какие обиды  — вот что такое семья. Очень жаль, что современные люди этого не понимают, и вдвойне жаль, что этого не понимают бахаи, поддающиеся общей тенденции и считающие брак чем-то мелким и несерьёзным.

В Писаниях бахаи говорится, что перед браком надо тщательно изучить характер друг друга, а потом ещё и получить согласие родителей на брак. Таким образом, судьба будущего брака гарантируется как благодаря эмоциональной оценке самих влюблённых, так и более трезвой оценке их родителей, которые могут предостеречь молодых, если видят, что те чрезмерно идеализируют друг друга.

Но если ошибка происходят на обоих этих «линиях обороны», тогда и возникают ситуации, подобные описанной Вами. Очевидно, что в данном случае юноша и девушка даже толком не познакомились — парень до свадьбы ничего не знал о вере бахаи, хотя для жены её вера представляет большую важность и вряд ли она намеренно скрывала от него свой внутренний мир. Вместо того, чтобы вступать в брак полностью осознанно, понимая, с кем он собирается связать свою жизнь, он фактически приобрёл «кота в мешке». А когда он открыл мешок и кот явился на свет Божий, он стал предъявлять ультиматумы... Раньше надо было думать, товарищ муж. Поздно выпрыгивать из самолёта, когда он уже поднялся в воздух. Теперь вы со своей женой сидите в двух креслах пилотов и держите два жёстко связанных штурвала. Если начать глупо ссориться и доказывать, кто тут командир, а кто второй пилот, катастрофы не миновать. В семье не бывает большинства голосов, поэтому лучше всегда уступать друг другу, чтобы никому не было обидно.

В действительности проблемы, с которыми столкнулась эта семья, вряд ли можно считать уникальными. Спросите психологов, и они вам в один голос заявят, что после свадьбы у молодожёнов всегда шоковое состояние. Неважно, вызвано оно различиями в религиозном мировоззрении, культурном или ещё каком — различия эти есть всегда, и их всегда приходится преодолевать. В данном случае муж просто смог, как ему кажется, найти виновника всех своих бед — религию. Но закрадывается подозрение, что в отсуствие религии «козлом отпущения» стало бы что-нибудь другое, например, любовь жены к порядку, тёща, «женская логика» или ещё что-то.

На вопрос отвечал
Владимир Чупин