Вопрос:

Еще по поводу самостоятельного поиска духовных и прочих истин. На этом сайте есть слова: «...никто не должен слепо следовать за своими предками и праотцами. Напротив, каждый должен смотреть собственными глазами, слушать собственными ушами и самостоятельно искать истину вместо того, чтобы слепо соглашаться и подражать древним верованиям». Где-то в другом месте, читая о бахаи, я видела слова о том, что бахаи вообще не должен слепо верить чему-либо (возможно, я просто неправильно восприняла прочитанное; к сожалению, конкретные те же слова я повторно найти не смогла). Если я правильно поняла, самостоятельный поиск истины вместо слепой веры предписывается не только по отношению к древним верованиям, но и в более широком смысле; например, кто-либо советует мне поступать так-то и так-то, или высказывает свои убеждения, но я не воспринимаю эти слова как безусловную истину до тех пор, пока не придет убеждение (логически или изнутри, из сердца), что это именно так. Права ли я в своем понимании этих слов?

Ответ:

Вы абсолютно правы. Любое убеждение должно иметь под собой какое-то основание. Очень часто, к сожалению, человек упорствует в своём собственном мнении, просто потому, что привык к нему.

Бахаи исповедуют сбалансированный подход к тому, во что можно верить сразу, а во что — только после тщательной проверки. Как вы понимаете, вопрос упирается в то, насколько авторитетен источник, которому вы собираетесь довериться. Например, вполне можно довериться телефонному справочнику, хотя все мы понимаем, что и там вполне возможны ошибки и опечатки. Отдельные люди известны как эксперты в том или ином вопросе, однако в этом случае разумный человек обычно тщательно собирает сведения о том, насколько звание «эксперта» соответствует действительности. Тот, кто пытался когда-нибудь кого-нибудь нанять, или, скажем, найти хорошего врача, знает, как непросто бывает найти надёжного и знающего человека.

Чем более сложен вопрос, тем меньше в нём экспертов. Духовные вопросы настолько сложны, что в них являются экспертами только Пророки и Посланники Божии, а также особо назначенные ими люди. В Вере Бахаи такими особо назначенными людьми были Абдул-Баха и Шоги Эффенди, а также существует особый безошибочный орган — Всемирный Дом Справедливости. Все, что они донесли и доносят до общины бахаи в письменном виде, является истиной в последней инстанции, и даже если это пока не соответствует «убеждению, идущему из сердца или из ума», всё равно бахаи должны этому следовать. Более подробно об этом говорится в ответе касательно обязательности Обязательной молитвы и в письме Всемирного Дома Справедливости о границах личной свободы в Вере.