Вопрос:

Узнала о вере бахаи совсем недавно; пока что все, что я прочитала о бахаи, убеждает меня в том, что вера бахаи мне очень близка по духу, но для меня не совсем понятен один момент. В сборнике молитв бахаи указано, что верующий должен ежедневно читать одну из обязательных молитв, «...Верующему дана свобода выбора одной из этих трех обязательных молитв, однако он должен читать ее в соответствии с теми конкретными наставлениями, которыми избранная молитва сопровождается.» (обращение лицом к святилищу, чтение молитвы ровно в полдень, и т.д.) Это действительно принципиальные моменты? То есть необходимо читать молитву ровно в полдень, лицом в определенную сторону, и именно тот текст (не меняя ни слова), который приведен в сборнике? (если да, то почему?) Или это всё же вторично по сравнению с остальными принципами и поэтому необязательно?

Ответ:

В Вере Бахаи действует такой принцип: человек должен сначала достичь понимания, и только потом начинать действовать. Иными словами, не следует поступать против своей совести. Например, есть очень интересный комментарий Абдул-Баха по поводу древнего принципа «возлюби своего врага, как друга»:

«Не следует вам различать зло во зле и затем входить в сделку с собственным мнением, ибо относиться мягко и кротко к тому, кого считаешь носителем зла или врагом, есть лицемерие, и это недостойно и непозволительно. Подобает вам считать друзьями врагов своих, взирать на недоброжелателей своих как на желающих вам добра и сообразно относиться к ним.»

Иными словами, не стоит человеку пытаться быть добрым к врагам, если он не достиг высшего уровня понимания и до сих пор видит в них врагов. Сначала надо осознать глубинные связи между явлениями этого мира, понять, что вся Вселенная создана Богом и поэтому в ней нет ничего вредного или бессмысленного, а значит, враги как таковые в принципе не существуют:

«Некоторые люди просто невежественны — их нужно просветить; есть люди больные, их нужно вылечить; есть юные и неопытные, им нужно помочь достичь зрелости, явив при этом величайшую доброту. Так должны поступать люди Бахá.»

Это один из примеров того, каким образом бахаи должны подходить к соблюдению законов своей Веры. Если они чувствуют себя глупо во время молитвы (это я не про Вас, это я так себя поначалу чувствовал), то какой смысл молиться? Пользы от такого формального ритуала будет ни на грош.

Вместо молитвы поначалу можно, например, просто обращаться к Богу собственными словами, или вообще медитировать без слов. Следует подчеркнуть, однако, что Богоявления видят такие вещи, которые никто из людей себе даже представить не в силах, и поэтому смиренное выполнение их указаний, даже без понимания, несомненно, принесёт большую пользу (а иногда даже критически важную пользу). Бахаулла так наставлял одного из учителей Веры:

О слуга! Предупреди слуг Божиих, дабы не отвергали они то, чего не понимают. Скажи: Молите Бога распахнуть пред вашими сердцами врата истинного понимания, дабы узнать вам то, о чём никто не знает.

Иными словами, всегда и при всех обстоятельствах человеку следует избегать поспешных суждений. Даже для того, чтобы уверенно отвергнуть что-то, надо это сначала изучить. В отношении законов Божиих Бахаулла говорит, что им надо повиноваться «из любви к Его красоте», то есть исключительно потому, что человек рад ощутить себя гармоничной и прекрасной частью гармоничного и прекрасного мироздания. Баб подчёркивал, что соблюдение законов из страха перед Богом будет недостойно величия Божьего, а подчинение им в стремлении достичь рая будет означать, что человек «уравнивает Бога с Его творением», то есть, фактически, стремится к материальным благам, а не к истинному пониманию.

Что же касается собственно Обязательной молитвы, то вот что сказано о ней у Бахауллы:

«Относительно Обязательной молитвы: она была открыта в таком духе, что любой, кто хотя бы раз прочтёт ее с отрешённым сердцем, почувствует себя совершенно свободным от мира.»
«Одно из деяний во исполнение закона —  Обязательная молитва. Тот, Кто есть Носитель Божественных тайн, называл её лестницей вознесения. Он сказал: "Обязательная молитва —  лестница вознесения для верующего". В ней заключены и сокрыты мириады сил и милостей. Поистине, им нет числа. Сколь вопиющей была бы праздность человека и его несправедливость по отношению к самому себе, если бы он самовольно отвернулся от сей лестницы вознесения и привязался к земным богатствам!»
«Пространная обязательная молитва должна произноситься в те минуты, когда человек пребывает в молитвенном состоянии. Воистину, она наделена такой силой, что если её прочесть скале, сия скала взволнуется и заговорит; и если её прочесть горе, сия гора шевельнётся и придёт в движение. Благо тому, кто произносит сию молитву и выполняет Божии наставления.»

На вопрос отвечал
Владимир Чупин

Вопрос:

Я узнал, что в бахаизме есть установленные молитвенные обращения к богу, по крайне мере есть три обязательных. Кто установил их обязательность, и почему они звучат именно в такой форме?

Ответ:

Эти молитвенные обращения, известные как «Обязательные молитвы» (арабск. «салат») были установлены Бахауллой в Его Книге Законов — Китаб-и-Агдас (абз.6):

Мы предписали вам Обязательную молитву из девяти ракятов, кою дoлжно в полдень, утром и вечером возносить Богу, Явителю Стихов.

(Бахаулла. Китаб-и-Агдас, К6)

Вот что говорится в пояснениях к этому стиху:

В арабском языке есть несколько слов для понятия «молитва». Употреблённое в подлиннике слово «салат» обозначает особый разряд молитв, чтение которых в определённое время дня обязательно для верующих. Для того, чтобы провести различие между этим и другими видами молитв, данное слово переведено как «обязательная молитва».

Упомянутая в данном стихе Обязательная молитва (см. прим. 9) позднее была заменена тремя Обязательными молитвами, открытыми Бахауллой (ВиО 63). Тексты этих трёх используемых ныне молитв, вместе с наставлениями по их чтению, приведены в данной книге в Некоторых Текстах, явленных Бахауллой как дополнение к Китаб-и-Агдас.

В Вопросах и Ответах несколько раз затрагиваются темы, связанные с тремя новыми Обязательными молитвами. Бахаулла поясняет, что каждый волен выбрать любую из трех Обязательных молитв (ВиО 65). Другие разъяснения приведены в Вопросах и Ответах №№ 66, 67, 81 и 82.

(Китаб-и-Агдас, п3)

На вопрос отвечал
Владимир Чупин