Хотя республиканская форма правления полезна всем народам мира, всё же величие монаршей власти есть один из знаков Божиих. Мы не желаем, чтобы страны мира были лишены сего. Если дальновидные соединят сии две формы в одну, велика будет им награда в присутствии Бога.
Бахаулла
Во времена Бахауллы страны с республиканской формой правления были скорее редким исключением, чем правилом. Из приведённого в эпиграфе высказывания вроде бы следует, что Бахаулла был не против монархии как таковой. Так куда же подевались монархии в современном мире? Почему самодержцы вымерли, как динозавры, став сейчас для большинства людей таким же антикварным знаком XIX века, как конный транспорт и крепостное право?
Ответ на этот вопрос даёт Сам Бахаулла. Когда Он призвал царей и священников всего мира признать Его Откровение, ни один из них не откликнулся. Причём ладно бы они просто проявили равнодушие — так нет, большинство из них всеми силами пыталось воспрепятствовать дальнейшему развитию человечества:
«Великий Боже! Хотя знaмения Его осеняют весь мир, а доказательства и свидетельства Его сияют подобно яркому свету, невежды проявляют небрежение и даже бунтуют против этого. Пусть бы довольствовались они несогласием! Так нет, они неустанно замышляют срубить святое Древо Лотос. С тех пор как взошла заря сего Откровения, те, кто суть воплощения себялюбия, пытались, прибегая к жестокости и угнетению, погасить Свет Божественного явления.»
«Взирайте на мир сей как на человеческое тело, кое, будучи создано здоровым и совершенным, в силу разных причин было поражено тяжкими расстройствами и недугами. Ни на один день не наступало облегчение, напротив, болезнь его усугублялась, ибо пользовали его невежественные лекари, кои дали полную волю своим низменным страстям и тем самым впали в тяжкий грех. И если иногда заботами умелого врачевателя излечивался какой-либо из органов тела сего, другие по-прежнему страдали от недуга…
Ныне Мы видим, что предано оно на милость правителей, настолько опьяненных гордыней, что не способны они узреть даже собственную выгоду, не говоря уже о том, чтобы постичь столь удивительное и дерзновенное Откровение. Если же кто-либо из них и пытался улучшить положение, то делал сие, явно или тайно, ради собственной корысти, и низость сего побуждения умаляла его способность излечивать раны и болезни.»
Итог такого положения вещей был закономерен:
«У двух сословий отнята власть – у царей и у духовенства.»
Не следует думать, что такое наказание было слишком суровым, потому что, мол, Бахаулла не смог донести до царей понимание того, Кем Он на самом деле является, и поэтому Божественная кара была несправедливой. Достаточно было уже и того, что эти мирские правители отказались следовать духу своего времени, который весьма настойчиво намекал им на необходимость демократических реформ. Пусть даже ни один из тех правителей, что получили от Бахауллы личные послания, не счёл нужным прочесть их,— сами народы этих стран всё настойчивее требовали новых прав и свобод. Бахаулла так увещевал земных правителей:
«…Не обременяйте непомерно свои народы. Не грабьте их, дабы возводить свои дворцы…»
«Бойтесь, дабы в правлении своем не нарушали вы заповедей Божиих и не предавали в руки разбойника подданных своих.»
«Примиритесь друг с другом, дабы вам не требовалось оружия больше, чем нужно для охраны ваших владений.»
Вспомним, например, русского царя Александра II. Несмотря на то, что Бахаулла высоко оценил помощь российского правительства, оказанную Ему во время пребывания в тегеранской тюрьме Сийах-Чаль (перс. «Чёрная яма»), а также общую веротерпимую политику России в отношении её среднеазиатских территорий, Он предупредил царя о том, что если он отвергнет Божие Дело (то есть Послание Бахауллы), то он лишится того высокого положения, которое ему уготовил Бог. Бахаулла, действительно, возлагал на русского царя большие надежды, обращаясь к нему даже с призывами распространять новую Веру, и особенно подчеркивая явные параллели с Христом (например, то, что царь Ирод осудил Христа на смерть без каких-либо оснований, только из страха перед Его влиянием на души людские).
Однако Александр II (должны ли мы сказать «как и следовало ожидать?») оставил эти призывы без внимания. Вот как описывает его падение Шоги Эффенди:
«Всесильный русский царь Александр II, которого Бахаулла трижды предупреждал в обращённой лично к нему Скрижали, повелевая ему "призвать народы к Богу" и предупреждая его, чтобы собственное владычество не помешало ему признать "Верховного Владыку", пережил несколько покушений, но, в конце концов, пал от руки убийцы. Начатая им и продолженная его преемником Александром III жестокая политика репрессий проложила путь революции, которая в царствование Николая II кровавой волной захлестнула царскую империю, принесла с собой войну, эпидемии и голод, а вставший в результате у власти воинствующий пролетариат уничтожил знать, подверг гонениям духовенство, изгнал интеллигенцию, национализировал имущество государственной церкви, казнил царя вместе с семьёй и свитой и покончил с династией Романовых.»
Шоги Эффенди следующим образом комментирует исчезновение монархий — поистине, одно из самых глубоких изменений в жизни человечества за всю его историю:
«Не следует забывать, что именно к монархам и главам мировых религий, стоящим над всеми остальными людьми, было непосредственно обращено Послание, возглашенное Бабом и Бахауллой. Именно им были направлены многочисленные исторические Скрижали, именно от них ждали отклика на Призыв Божий, именно к ним взывали, языком выразительным и ясным — с мольбами, наставлениями, предостережениями — гонимые Посланники Его. И именно они обладали реальной властью над своими поданными и паствой — властью, которая в те времена, когда Вера зародилась и во всеуслышание заявила о себе, была абсолютной и неоспоримой. Именно на них — тех, кто упивался блеском собственного величия и неограниченностью своей власти, и тех, кто отгородился от мира, замкнувшись в твердыне казавшегося непререкаемым авторитета религии, — ложится основная тяжесть ответственности за прегрешения, содеянные людьми, чьими судьбами они вершили…
Реакция венценосных особ на пророческие воззвания Баба и Бахауллы в целом была достаточно однозначной, несмотря на некоторые отличия, и, как показало время, в конечном итоге и послужила причиной катастрофы. Один из наиболее прославленных монархов отнёсся к Божественному Воззванию с явным пренебрежением, отделавшись кратким и вызывающим письмом, которое написал за него один из министров. Другой приказал схватить вестника, доставившего ему Послание,— тот был подвергнут пыткам и издевательствам и, в конце концов, предан жестокой казни. Остальные предпочли хранить надменное молчание. Ни один не поднялся, ни один не протянул руку помощи, чтобы исполнить свой долг. Двое, подстегиваемые одновременно страхом и злобой, ещё более ужесточили меры, направленные на то, чтобы искоренить Дело, которое они так ненавидели. Один из них приговорил Божественного Пленника к новой ссылке, отправив Его в место “отвратительное для глаз, с губительным климатом и зловонной грязной водой”; другой, будучи не в состоянии добраться до Главного Вестника ненавистной ему Веры, подверг её сторонников из числа своих подданных несправедливым и жестоким гонениям. Бедствия, выпавшие на долю Бахауллы, о которых Он поведал в Своих Посланиях, не пробудили сострадания в их сердцах. Его воззвания, подобных коим не знает ни история Христианства, ни история Ислама, были с пренебрежением отвергнуты. Его суровые предостережения подверглись высокомерному осмеянию. Его смелый вызов остался без ответа. Обещанное Им наказание сочли не заслуживающим внимания…
Рассыпались в прах империи, низвергнуты монархии, уничтожены целые династии, обесчещены королевские фамилии, царствующих особ убивают, травят ядом, изгоняют из их владений, лишают прав в их собственных странах…»
Впрочем, какие-то проблески среди этого мрака безверия «на высшем уровне» были. Например, румынская королева Мария, которая стала бахаи в 1926 году и во всеуслышание провозгласила о своей Вере. К несчастью, обстановка в её собственной стране в то время была такой сложной, что изменить что-либо, даже просвещённому монарху, уже не представлялось возможным.
Ещё одним проблеском в этом царстве мрака стал король Западного Самоа Малиетоа Танумафили II, называемый «отцом-основателем обоих Самоа». Он стал бахаи в феврале 1968 года и дожил до весьма преклонных лет, скончавшись 11 мая 2007 г. в возрасте 94 лет.
Малиетоа Танумафили II узнал о Вере Бахаи в 1967 году, когда Всемирный Дом Справедливости представил всем главам государств и правительств мира сборник посланий Бахауллы к царям (эта акция была приурочена к 100-летней годовщине провозглашения Бахауллой Своей миссии царям и правителям). Король затем связался с бахаи и сказал, что его заинтересовало это обращение. Всемирный Дом Справедливости попросил Уго Джакери, Десницу Дела Божьего, который передавал королю послание, вновь посетить Самоа и встретиться с Малиетоа Танумафили II. Король принял Веру Бахаи, однако решил, что не следует повергать своих подданных в шок, немедленно провозглашая во всеуслышание эту новость. Всемирный Дом Справедливости полностью поддержал это решение. За пять последующих лет король постепенно рассказал своему окружению о Бахаулле, и 7 мая 1973 года Всемирный Дом Справедливости объявил об этом событии всему миру бахаи.
Бахаулла говорит, что царь, который примет Его Веру, достоин особого восхищения, потому что духовная восприимчивость и власть предержащих — явление весьма редкое:
«Сколь велико блаженство, что ожидает царя, поднявшегося на помощь Делу Моему в царствии Моем, того, кто отречется ото всего, кроме Меня!.. Всякому надлежит славить имя его, чтить сан его и помогать ему, дабы отпер он врата городов ключами Имени Моего… Таковой царь есть истинное око человечества, сияющее украшение на челе творения, источник благословений для всего мира. О люди Бахa, пожертвуйте в помощь ему имение ваше, нет — и саму жизнь вашу.»
Что касается грядущего мироустройства и вопроса о том, вернётся ли монархическая форма правления, то следует упомянуть о таком пророчестве Бахауллы:
«Одним из признаков зрелости
Таким образом, мы можем сделать вывод, что если в будущем и будут монархии, то конституционные, а не абсолютные, то есть не будет царей, «несущих бремя власти в одиночку». Не правда ли, удивительное наступит тогда время? Сейчас пруд пруди всяких личностей, которые только и мечтают о том, как бы возложить на себя бремя мирской власти, да причём отнюдь не затем, чтобы спать после этого по 2 часа в день, управляя страной (задуматься только — целой страной!)