Назад в библиотеку сайта Bahai.ru
Они приходят от других разумов, то есть они отражаются. Не следует становиться для них зеркалом, и не следует пытаться контролировать их, ибо это невозможно. Сие лишь усугубляет проблему, приводя к тому, что таких мыслей появляется больше.
Надлежит постоянно обращать зеркало своего сердца всей его поверхностью к Богу, дабы Свет Солнца Истины отражался в нём.
Такова единственная защита от злых мыслей. Лицом сие зеркало должно быть обращено к Богу, а оборотной стороной — к злым мыслям. (Абдул-Баха. Ежедневные уроки в Акке, стр. 35, изд. 1979 г.)
Что касается вопроса о злых духах, демонах и монстрах, то все ссылки, встречающиеся на них в Святых Книгах, имеют символическое значение. Представления, бытующие ныне среди народа, суть просто грубые суеверия. (Из Скрижали Абдул-Баха: Спиритуализм и парапсихологические явления, стр. 3)
Ты спрашивала о воздействии злых духов. Злые духи лишены вечной жизни. Как могут они, следовательно, оказывать какое-то влияние? Но поскольку вечная жизнь предписана святым душам, то их воздействие существует во всех Божественных мирах. (Из Скрижали Абдул-Баха к г-же Элле Гудолл Купер. Ежедневные уроки в Акке, стр. 78, изд. 1979 г.)
Истина же в том, что злой дух, Сатана или что-либо иное, воспринимаемое как зло, означает низшую природу человека. Есть разные образы, символизирующие эту природу. В человеке есть две стороны: одна выражает природу; другая выражает духовное царство. Мир природы несовершенен. Рассмотрите его внимательно, отбросив все предрассудки и домыслы… Бог никогда не создавал злого духа; все подобные представления и обозначения суть символы, отражающие человеческую, или земную, природу человека. Неотъемлемое свойство земной почвы заключается в том, что на ней могут расти тернии, сорняки и бесплодные деревья. Собственно говоря, это и есть зло; это просто низшее и несовершенное порождение природы. (Абдул-Баха. Провозглашение всеобщего мира, стр. 294-295, изд. 1982 г.)
Мы никогда не должны брать одну фразу из Писаний и рассматривать её в отрыве от прочих: иными словами, это не значит, что мы не должны любить, но мы должны достичь мира духовности, где Бог будет для нас превыше всего, и даже самые сильные человеческие страсти не смогут отвратить нас от Него. Мы постоянно видим людей, которые, подчиняясь либо силе ненависти, либо пламенной привязанности к другому человеку, жертвуют принципами или заграждают себе Стезю Божию.
Мы знаем, что тьма — это отсутствие света, но никто не станет говорить, что тьма не является реальным явлением. Она существует, пусть даже это просто отсутствие чего-то. Таким образом, зло тоже существует, и мы не можем закрывать на это глаза, пусть даже это и негативное существование. Мы должны стараться вытеснить его добром, а если мы видим, что злой человек не поддаётся нашему влиянию, мы должны избегать его общества, поскольку оно вредно. (Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 4 октября 1950 г.: Спиритуализм, парапсихология и другие подобные явления. Компиляция от Всемирного Дома Справедливости, 14 февраля 1973 г., Национальным Духовным Собраниям)
Абдул-Баха всегда указывал в подобных случаях, что эти парапсихологические силы не следует использовать в этом мире, более того, культивировать их даже опасно. Их следует оставить в спящем состоянии и не эксплуатировать, даже если мы делаем это с искренней верой в то, что тем самым помогаем окружающим. Мы не понимаем их природу и не можем быть уверены, что является здесь истиной, а что обманом.
Если дети испытывают склонность к экстрасенсорному восприятию, не следует слишком резко порицать их за это, просто не нужно, чтобы они развивали свои возможности в этом направлении. (Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 4 марта 1946 г.: там же.)
В учении нашей Веры ничего не говорится о четвёртом измерении, и он полагает, что со всей практической работой, которая предстоит бахаи в грядущие десять лет, Вам следует совершенно оставить мысли обо всех таких тёмных предметах. Они ничего хорошего не принесут и никуда не приведут Вас. (Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 19 июля 1953 г.: там же.)
Что касается парапсихологических явлений, описанных в Вашем письме: в большинстве случаев они указывают на глубокие психологические расстройства. Друзьям следует, насколько это возможно, избегать придавать этим вопросам чрезмерную важность. (Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 20 ноября 1937 г.: Выдержки из писем Хранителя касательно спиритизма, реинкарнации и подобных предметов, февраль 1970 г.)
Что касается Вашего вопроса о состоянии тех людей, которые, согласно описанию, данному в Евангелии, были одержимы бесами: необходимо толковать это образно; дьявол или сатана суть символы зла и тёмных сил, ведущих к искушению. (Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 20 ноября 1937 г.: там же.)
…То, что истина часто приходит во снах, не будет отрицать никто, кому знакома история, особенно религиозная история. В то же время сны и видения всегда более или менее окрашены мыслями того, кому они снятся, и мы должны избегать придавать им слишком большое значение. Чем более чистыми и свободными от предрассудков и страстей становятся наши сердца и умы, тем с большей вероятностью наши сны будут передавать правду; если же нас обуревают сильные предрассудки, личные симпатии и антипатии, тяжёлые чувства или недобрые побуждения, они поглотят и исказят любые вдохновляющие чувства, приходящие к нам… Во многих случаях сны становились орудием раскрытия истины людям или укрепления их Веры. Мы должны стремиться очистить своё сердце и «стать свободными ото всего, кроме Бога». Тогда и наши сны, и наши мысли в состоянии бодрствования станут чистыми и правдивыми. Мы должны проверять ощущения, которые приходят к нам во сне, видениях или состояниях вдохновения, сравнивая их с явленным Словом на предмет того, полностью ли они согласуются с ним. (Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 16 мая 1925 г.: там же.)
Во-первых, что касается видений: очень трудно отличить правдивые видения, которые являются истинным духовным опытом души, от вымыслов, которые никак не связаны с духовными истинами. Истинные видения, однако, могут посылаться тем, кто духовно чист и восприимчив; следовательно, наблюдать их могут не только Пророки. (Из письма от имени Шоги Эффенди, датировано 26 ноября 1939 г., одному из верующих, опубл. в «Новости бахаи», № 152, стр. 2 апреля 1942 г.)
Что касается притязаний ... на прямые откровения от Бога; такие видения и сообщения, которые он может получать, не могут, с точки зрения Дела, рассматриваться как прямое и авторитетное откровение от Бога, подобное опыту Божественных Пророков и Посланников. Существует фундаментальное различие между Божественным Откровением, что дарует Бог Своим Пророкам, и духовным опытом и видениями, который могут быть у людей. Последние ни в коем случае не следует рассматривать как надёжный источник руководства, даже для того лица, которое их испытывает.
Хранитель хочет, чтобы Вы исчерпывающе разъяснили данный вопрос для г-на …, чтобы у него не было иллюзий касательно истинного отношения бахаи к этому и подобным предметам.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 1 ноября 1940 г., г-жа Кэтрин Фрэнклэнд, там же.)
Касательно Вашего вопроса: В главе о «Видениях и общении с духам» в «Ответах на некоторые вопросы» Учитель, очевидно, желает указать на то, что, в некоторых редких обстоятельствах,— например, в тех, в которых бывали Пророки,— возможно общение с некоторыми душами, уже ушедшими в невидимый мир, но что большинство таких встреч с душами умерших, о которых рассказывают люди, есть не более чем продукт их собственного воображения, пусть даже они кажутся им очень реальными. У нас нет никакого способа узнать в настоящее время, была ли встреча Саула с Самуилом фактическим духовным общением. Это, однако, не продукт воображения, как однозначно заверяет нас Библия.
Подлинный мистический опыт, основанный на реальности, редок, и мы можем легко заметить, сколь опасно людям пробираться ощупью во тьме собственного воображения, ища истину. Вот почему, как Вы указываете, Учитель предупреждает нас против любых парапсихологических практик.
Если нам суждено испытать некое глубоко духовное переживание, мы можем быть уверены, что Бог дарует нам его без поисков с нашей стороны.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 25 октября 1942 г.: там же.)
Хранитель полагает, что, когда люди заявляют, будто получают послания или сообщения от Учителя или Бахауллы, или ещё что-то в этом духе, то лучше всего считать, что это либо парапсихологическое переживание, либо продукт их воображения, и что они не находятся в реальном контакте с ними. У этих Святых Существ имеются каналы Дела, через которые они могут вести нас. Им нет необходимости идти дальше этого и посылать частные откровения.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 22 декабря 1947 г.: там же., стр. 3)
"Во-вторых, он хотел бы порекомендовать Вам считать голос, который Вы слышали, проявлением Вашего подсознания или каким-то парапсихологическим воздействием; однако, что бы это ни было, Вы не должны позволять этому выводить Вас из равновесия, и уж тем более не следует придавать этому большого значения. Никто не знает, что уготовило ему будущее или в какой степени он портит его или созидает; следовательно, нам остаётся только делать каждый день всё самое лучшее, что мы можем, и пусть будущее само о себе позаботится. Было бы не очень мудро позволять этому голосу — источник и цель которого Вы никак не сможете узнать — как-то воздействовать на Вас или хоть в какой-то мере полагаться на его замечания.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 9 апреля 1948 г.: Спиритуализм, реинкарнация и подобные предметы;
… Хранитель предлагает Вам очень тщательно изучить заявление Абдул-Баха в связи с вопросами видений, снов и т. д., поскольку Абдул-Баха исчерпывающе разъяснил эту деликатную тему. Вы найдёте ссылки на этот вопрос в книгах «Бахаулла и новая эра», «Ответы на некоторые вопросы» и в Книгах Скрижалей. Хранитель тоже прокомментировал этот вопрос.
Говоря кратко, не приходится сомневаться в том, что иногда людей действительно посещают истинные и значительные видения. С другой стороны, они приходят к человеку через благодать Божию, а не благодаря использованию каких-то человеческих умений. Это не та вещь, которую человеку следует развивать. Когда человек пытается развивать умение получать видения, видеть сны и проч., он в действительности ослабляет какие-то из своих духовных способностей; в таких обстоятельствах сны и видения не имеют никакого реального наполнения, и в конечном итоге ведут к разрушению личности.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 6 мая 1952 г.: там же.)
Астрономия — это наука, астрология же не попадает в эту категорию, однако мы должны быть терпеливы с теми, кто верит в неё, постепенно отучая их верить в такие вещи.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 24 декабря 1941 г.: там же.)
Да, Хранитель считает астрологию, которая является псевдонаукой, по большей части бессмысленной, поскольку она в основном состоит из суеверных мнений и практик.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 10 июля 1939 г.: там же.)
Мы не должны придавать никакого значения астрологии или гороскопам. В этом нет никакой точной науки, и хотя иногда кажется, что там есть какая-то истина, но процент её мал.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 15 января 1951 г.: там же.)
Бесплодные науки, о которых говорит Бахаулла,— это метафизическая казуистика и другие абстрактные рассуждения, доведённые до крайности.
Друзьям следует настоятельно посоветовать не тратить своё время на такие занятия, как астрология и т. д., о чём Вы упоминаете. Им нельзя запретить этого. Значительно важнее тренировать нашу свободную волю с тем, чтобы выбирать правильный образ действий.
(Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 30 июля 1956 г., «Новости бахаи», № 230, стр. 1, апрель 1950 г.)
Что касается Вашего вопроса о влиянии звёзд и планет на жизнь верующих: подобные идеи следует чётко отделять от Учения. Утверждение на стр. 133 «Крупиц» не имеет никакого отношения к этой теме.
Что касается болезни или нищеты, то такие несчастья могут быть либо неизбежными, либо, что бывает значительно чаще, их можно избежать. В Учении нет никаких ссылок на то, оказывают ли звёзды какое-то воздействие на исцеление таких болезней или нет. Подобные астрологические идеи по большей части являются сплошными предрассудками.
(Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 17 июля 1937 г.: Спиритуализм, реинкарнация и подобные предметы)
…Ни в коем случае нельзя смешивать Учение с туманными идеями нумерологии, астрологии и т. д. Люди, которые интересуются ими, пусть верят в них, доверяют таким идеям и делают из них любые выводы и умозаключения, которые пожелают, однако ни при каких обстоятельствах не следует связывать всё это с принципами и учениями Дела. На этой стадии мы должны сохранять чистоту и святость учения бахаи. Я буду молиться о том, чтобы Вы получили руководство в своих усилиях и преуспели в сохранении и продвижении интересов нашей возлюбленной Веры.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 26 декабря 1928 г.: там же.)
В Учении нет ничего, что могло бы заставить нас думать, будто нумерология или астрология могут предоставлять какое-то руководство верующим и потому нужны им.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 25 июня 1950 г.: Спиритуализм, реинкарнация и подобные предметы)
Эта способность не является ни небесной, ни духовной; нельзя приписывать её и воздействию развоплощённых духов. Это человеческий дух — магнетизм того, кто пишет.
Когда ум одолеваем мыслями и не направляется сознательно, человек уносится их потоком и бессознательно, или автоматически, берёт перо и записывает их. Чем чаще это делается, тем сильнее становятся магнетические побуждения.
Например, человек может выучить наизусть урок или стихотворение и повторять его так часто, что становится одержим этим и повторяет его бессознательно даже во сне. Это магнетизм, свойственный человеческому духу.
Или он много раз проходит по определённой дороге, и делает это так часто, что способен идти по ней бессознательно, или автоматически. Эта сила — его собственный магнетизм.
Мать терпеливо укачивает своего ребенка, так что в итоге он засыпает, однако мысль о том, чтобы ребенок заснул, может так завладеть её умом, что иногда она способна уложить его даже без помощи колыбели. Этот результат — следствие магнетизма матери.
Что касается автоматического письма, то если человек будет молиться очень пламенно и достаточно долго, ум отвернётся от автоматического письма и человек освободится от воздействия этой силы.
Молись, молись и не очаровывайся кажущейся красотой написанного.
(Абдул-Баха: Ежедневные уроки в Акке, стр. 37-38, Wilmette 1979)
…Он полагает, что методы, которые Вы применяете с целью получить вдохновлённые свыше письменные послания и Ваш подход к Вашим картинам в действительности парапсихологичны, и Вам следует отказаться от них для Вашего же собственного блага. Некоторые из Скрижалей Бахауллы и Абдул-Баха столь скверно переведены, что их истинный смысл понять почти невозможно, и можно начать думать, что если впасть в глубокое парапсихологическое состояние, то человека поведёт Святой Дух. Смысл не в этом; величайшие писатели и художники мира не находились под парапсихологическим воздействием, но создавали свои шедевры, опираясь на внутренние способности, практику и исследование; таков нормальный способ достичь вдохновения — через каналы наших талантов, а не через овладение силами, против которых Учитель предупреждал нас, силами, которых мы не понимаем и которые, как Вам самим хорошо известно, не являются стабильными или надёжными.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 24 февраля 1947 г.: Спиритуализм, реинкарнация и подобные предметы; 1755. Планшетное письмо
Что касается Вашего вопроса в связи с желанием … узнать о «планшетном письме» и подобных явлениях: хотя в Учении нет конкретной ссылки на данное явление, Шоги Эффенди совершенно уверен, что, учитывая другие утверждения о необходимости избегать любой игры с парапсихологией и тренировки парапсихологических качеств, бахаи следует также избегать т этого явления, и на подобные сообщения не следует обращать внимания.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 24 июня 1941 г.: Спиритуализм, реинкарнация и подобные предметы)
Не может быть двух мнений о том, как относился Учитель к парапсихологическим силам. Он самым настойчивым образом предупреждал верующих против их использования.
(Из письма от имени Хранителя Национальному Духовному Собранию Британских островов, 9 августа 1945 г., там же)
Учитель сказал, что в нумерологии, физиогномии и т. д. есть определённая доля истины, однако она чересчур преувеличена их сторонниками.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 27 октября 1926 г.: Спиритуализм, реинкарнация и подобные предметы)
В Учении нет никаких ссылок на вопрос телепатии. Данный предмет является прерогативой психологии.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 28 февраля 1938 г.: Спиритуализм, реинкарнация и подобные предметы)
Не бойтесь, что кто-то может влиять на Ваш ум. Даже когда мы хотим уловить мысли тех, кого мы любим больше всего, мы не можем сделать этого; сколь же менее того другие люди преуспевают в проникновении в наш ум.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 18 января 1951 г.: там же., стр. 4)
Он придерживается мнения, что уделять слишком много внимания людям, одержимым спиритическими идеями, скорее всего, бесполезно, поскольку, хотя в их идеях и есть зерно истины, к нему добавляется множество личных фантазий. Более того, когда после значительных усилий они становятся бахаи, они медлят открыть совершенно новую страницу своей жизни и начинают представлять идеалы бахаи в спиритических терминах. Есть тысячи других чистых душ, которые более подготовлены к Учению и которые примут его немедленно. Поэтому нам лучше сосредоточить наши усилия на них. Дело повсюду весьма пострадало от спиритуалистов, претендовавших на парапсихологические силы, и пора уже сделать шаг в этом направлении.
(Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 10 июля 1928 г., там же, стр. 1)
Планеты и звёзды не оказывают никакого духовного воздействия на земной мир, однако части Вселенной, раскинувшиеся в безграничном пространстве, тесно связаны друг с другом. Эта связь имеет физические эффекты. Вне Благодати Духа Святого всё, что ты слышишь о месмеризме или трубном зове мёртвых, суть одни лишь измышления. (Абдул-Баха, Скрижаль к Элле Гудолл Купер: Ежедневные уроки, полученные в Акке, изд. 1976 г., стр. 85)
Что касается материализации духов через медиумов: человек, оказывающийся в состоянии транса или бессознательности, подобен спящему; всё, что он чувствует и видит, он принимает за реальность и материальные вещи, однако в действительности всё это совершенно нематериально. (Там же, стр. 82)
Что касается вопроса, который Вы задавали в Вашем письме, о тайной группе учителей в Гималаях или ещё где-то, то для подобного утверждения нет никаких оснований в Писаниях бахаи. Мы, как бахаи, не должны верить в Божественное происхождение подобных вещей, которые не упомянуты в наших собственных Святых Писаниях Бабом, Бахауллой или Учителем.
Нет ничего, что могло бы заставить нас верить в то, что есть какое-то основание или какая-то истина в этих мистических историях о существах, которые, так сказать, пребывают «за кулисами». Мы должны избегать таких мыслей и идей и пытаться отвлечь от них окружающих, когда мы передаём им Послание.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 11 мая 1954 г., Спиритуализм, реинкарнация и подобные предметы)
В наших Писаниях нет ничего о так называемых «пророчествах пирамид»; поэтому он полагает, что Вам не следует придавать им какое-то значение.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 21 ноября 1949 г.: «Новости бахаи», № 230, стр. 1, апрель 1950 г.: Спиритуализм, реинкарнация и подобные предметы
Нет в Учении Бахаи также никаких ссылок на пирамиду Хеопса и на то, что она считается пророческим монументом.
(Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 10 июля 1939 г.: Там же.)
Друзья должны почувствовать ясную Силу Святого Духа, которая даёт им жизнь в эту эпоху через явление Бахауллы. Нет такой силы на небесах или на земле, которая могла бы принести им ущерб, если они полностью отдадутся воздействию Духа Святого и последуют его руководству. Негативным воздействиям этого мира подвержены только те люди, которые не полностью посвятили себя Вере. (Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 11августа 1950 г 11, 1957) (Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 7 апреля 1947 г 11, 1957) августавгустата 1957 г.)
Отвечая на Ваш вопрос кратко: каково было изначальное состояние Вселенной, пока не знает никто. Однако мы верим, что Бог — духовное Существо, сотворившее её; каким образом Он это сделал, мы не знаем. Мы сможем воспринимать дух Божий в следующем мире через Его Пророков, однако Бог слишком велик, чтобы мы могли познать Его без такого Посредника. Пророки обладают знанием о Боге, однако каково это знание, наш разум никогда не в силах будет постичь. Мы верим, что в следующем мире мы узрим Пророков. Грядущая жизнь, несомненно, существует. Рай и ад — наши внутренние состояния.
(Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 14 ноября 1947 г.: High Endeavours, Messages to Alaska, стр. 49-50)
Дом Справедливости вполне осознаёт тот факт, что в … и … есть много людей, подвергшихся отрицательному воздействию парапсихологических практик со стороны определённых лиц. Это реально наблюдаемый факт, имеющий место во многих частях света, который, как Вы указываете, должен приниматься во внимание теми, кто учит Вере. Важно, чтобы бахаи поняли, что воздействие таких «искусств» на человека зависит от его веры в них, пусть даже подсознательной, и, подобным же образом, сила «жреца» в преодолении такого воздействия зависит от убеждённости жертвы в том, что именно от «жреца» исходит избавление.
Богоявление описывает состояние мира, наиболее благоприятное для достижения счастья, здоровья и развития человечества. Его Учение служит компасом, помогающим нам отыскать наш путь в этом новом мире. Оно указывает не только на то, в чём заключается благо для человечества, но также и на шаги, которые необходимо предпринять, чтобы обеспечить личную свободу и процветание. В рамках этой системы важно понять те утверждения Писаний, где говорится о злых духах и парапсихологических явлениях.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 30 августа 1984 г.)
Бахаи признают, что зло есть негативное явление, не обладающее самостоятельным бытием, однако это не означает, что зло бессильно. Разве Бахаулла и Абдул-Баха не предупреждали нас многократно о духовной заразе нарушения Завета? В одной из Своих Скрижалей Абдул-Баха написал:
«Если ты ищешь освобождения от воздействия сил обусловленного мира, повесь в своём жилище "Величайшее Имя", носи кольцо с "Величайшим Именем" на пальце, помести у себя дома портрет Абдул-Баха и всегда читай молитвы, которые Я написал. И тогда ты увидишь, какой удивительный эффект это произведёт. Эта так называемая "сила" окажется просто иллюзией, будет истреблена и уничтожена».
В письме от 26 ноября 1939 г., написанном от имени Хранителя одному из верующих, мы обнаруживаем следующие строки:
«Злые силы действительно овладевают нашей жизнью, однако в нашей власти освободиться от подчинения им». Следовательно, есть конкретные действия, которые могут предпринять бахаи, столкнувшись с описанной Вами ситуацией, однако основной способ для них преодолеть эти силы — это углублять своё знание Учения Бахауллы, чтобы убедиться, что эти негативные силы лишены какого бы то ни было реального бытия. (Там же.)
Один из паломников-бахаи с Запада, спрашивавший Абдул-Баха касательно воздействия злых душ, ушедших в следующий мир, записал Его ответ таким образом: «Злые души, ушедшие из этого мира, не имеют никакой власти над людьми. Добро сильнее зла, и даже когда они были живы, у них было очень мало силы. Сколь же меньше её у них после смерти…»
Также, в письме к одному из верующих, написанном от имени Хранителя 18 января 1951 г., утверждается: «Не бойтесь, что кто-то может влиять на Ваш ум. Даже когда мы хотим уловить мысли тех, кого мы любим больше всего, мы не можем сделать этого,— сколь же менее того могут преуспеть другие люди в проникновении в наши мысли».
Что касается людей, которые ищут совета «жрецов» и поддержки в излечении, когда причина их болезни диагностирована как «сверхъестественные силы», мы прилагаем для Вашего изучения отрывок из Писаний Абдул-Баха и несколько выдержек из писем, написанных от имени Хранителя отдельным верующим и посвящённых вопросу духовного целительства. (Там же.)
Что касается Вашей просьбы о разрешении этой проблемы, то нам поручено сказать, что подход к ней имеет два аспекта. Он включает просвещение друзей, углубление их понимания Учения и доверия к силе Дела, а также постепенное отвлечение их от этих иллюзий и практик, которые могут разрушить их духовно и материально.
Вам рекомендуется изучить совет, данный в следующем заявлении от имени Хранителя, написанном одному из верующих, которого волновали похожие, если не те же самые, проблемы, что волнуют друзей в Тринидад и Тобаго:
«Нам следует использовать в качестве мерила Писания Пророков. Если бы Бахаулла придавал хоть малейшее значение оккультному опыту, видению аур, слышанию таинственных голосов; если бы Он верил в то, что реинкарнация реальна, Он Сам упомянул бы все эти вещи в Своём Учении. Тот факт, что Он обошёл их молчанием, доказывает, что для Него они не представляли никакой важности или не несли в себе никакой истины, а следовательно, не заслуживали Его внимания как Божественного Просветителя рода человеческого.
Нам следует отвернуться от этих вещей и обратиться к подлинным практикам Его Учения как в своей повседневной жизни, через администрацию бахаи, так и в наших контактах с другими людьми, заботясь о примере, который мы им подаём. (Там же.)
Что касается Вашего вопроса о злых духах и их влияния на души, Шоги Эффенди хочет, чтобы я проинформировал Вас о том, что то, что обычно называют «злыми духами», является исключительно плодом воображения и не имеет никакого реального существования. Что же касается зла, то нет никакого сомнения, что оно оказывает сильное воздействие как в этом мире, так и в следующем. Абдул-Баха в «Ответах на некоторые вопросы» даёт нам подробный и достоверный анализ проблемы зла. Вам лучше всего использовать в своих дальнейших разъяснениях этого вопроса именно указанную книгу. (Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 1 ноября 1934 г.)
… В действительности, такие оккультные практики, которые вводят некоторые индусы в Штатах, и которые отдельные поверхностные и суеверные личности принимают и пытаются всеми доступными им средствами проповедовать, абсолютно чужды и даже явно противоречат как духу, так и букве Учения, и верующие, следовательно, должны строго и при всех обстоятельствах избегать общества таких людей, дабы, в конечном итоге, они не попали бессознательно под их пагубное влияние и не отошли постепенно от Дела.
Друзей следует также предупредить, чтобы они не предавались такой деятельности, которая черпает своё вдохновение из оккультных индусских источников, поскольку они не только ведут прочь от Дела, но и могут причинить значительный психологический вред, непоправимо расстроив как работу ума, так и тела. (Из письма от имени Хранителя двум верующим, 5 августа 1939 г.)
Духовный опыт, безусловно, может оказать большое воздействие на нашу личность, а следовательно — возбудить глубокий интерес, однако самое важное сегодня — забыть его и идти в мир, пытаясь спасти род человеческий от надвигающейся катастрофы. Таков призыв сего дня, такова обязанность каждой души, желающей следовать по пути, проложенному Бахауллой. (Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 7 марта 1933 г.)