Раздел из справочника бахаи «Светочи руководства» (Lights of Guidance)
В ответ на Ваше письмо от 2 декабря 1984 года, где задавался вопрос о событии, которое празднуется в День Завета, Всемирный Дом Справедливости попросил выслать Вам следующий отрывок из письма от имени возлюбленного Хранителя по этой теме:
«День Завета, 26 ноября, и День Вознесения, 28 ноября, а также годовщины рождения и Вознесения Абдул-Бахā, должны коллективно отмечаться друзьями, однако работа в эти дни не запрещена. Иными словами, друзья должны считать соблюдение этих двух праздников обязательным, однако отказ от работы не следует считать обязательным».
Объяснение того, каким образом 26 ноября стало отмечаться взамен Дня Рождения Абдул-Баха 23 мая, приводится в книге Десницы Дела Божьего Хасана М. Бальюзи «Абдул-Баха», на стр. 523:
«Абдул-Баха сказал бахаи, что этот день ни в коем случае не следует праздновать как день Его рождения. Это день Возглашения Баба, связанный исключительно с Ним. Однако, поскольку бахаи умоляли Его назначить какой-нибудь день, который бы праздновался в Его честь, Он дал им 26 ноября, который следовало отмечать как день назначения Средоточия Завета...»
Дом Справедливости надеется, что это поможет вам осознать значимость этой важной даты в календаре бахаи.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Административному комитету Южного Заира, 23 января 1984 года).
Касательно Вашего вопроса о проведении совещательных встреч в Святые Дни бахаи, нас попросили поделиться с Вами выдержкой из перевода письма на персидском от возлюбленного Хранителя одному из верующих, датированного 3 января 1929 года:
«В праздники бахаи и другие торжественные события предпочтительно, чтобы Собрания, Комитеты и институты бахаи прекращали свою работу. Однако окончательное решение по этому вопросу должен принять Всемирный Дом Справедливости».
Всемирный Дом Справедливости полагает, что вышеприведённое указание Хранителя отвечает требованиям настоящего момента. Следует, однако, ясно понимать, что при возникновении критических событий, требующих проведения встреч институтов бахаи в один из девяти Святых Дней Веры, такие встречи позволительны.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Мексики, 21 июля 1982 г.)
Всемирный Дом Справедливости рассмотрел ваш запрос от 18 апреля, касающийся Святых Дней бахаи и функционирования «Радио бахаи» в Лабрансе, и нас попросили передать вам его ответ.
Как вам хорошо известно, не только бахаи должны воздерживаться от работы во время девяти священных дней, но и магазины и заведения, принадлежащие бахаи, также должны быть закрыты в эти дни. Если правительственные постановления не требуют, чтобы станция обязательно была в эфире на ежедневной основе, «Радио бахаи» не должно вести регулярные передачи в течение девяти Святых Дней. Однако, чтобы помочь общине бахаи в проведении любого из этих дней, станция может предложить в определённое время специальную программу, подходящую для такого празднования. Желающие принять участие в подготовке и трансляции программы окажут ценную услугу остальным.
Вы, несомненно, заметили, что, поскольку день бахаи начинается на закате и заканчивается на следующем закате, ни один григорианский день не будет полностью совпадать с празднованием какого бы то ни было из девяти Святых Дней бахаи; таким образом, имеется возможность для трансляции регулярных программ каждый день григорианского года. Станция, естественно, заранее проинформирует своих слушателей о значении каждого Святого Дня, чтобы они могли оценить причину молчания станции в такой день.
Дом Справедливости считает, что это подтверждение религиозного характера станции будет средством обучения, источником поддержки верующих и образцом для подражания.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Чили, 6 июля 1986 г.)
Возлюбленный Хранитель совершенно чётко разъяснил, что повеление прекращать работу в течение девяти Святых Дней требует сознательного подчинения от каждого верующего. В случае бизнесов и предприятий, полностью находящихся под контролем бахаи, они также должны закрываться во время святых дней бахаи, даже если среди их персонала есть небахаи.
Совершенно очевидно, что Храм бахаи должен быть открыт для богослужений в Святые Дни, и поэтому там разрешено предоставлять, в минимально возможной степени, необходимые для его работы услуги. Все необходимые задачи, такие, как уборка и другая подготовка здания, которые могут быть выполнены в предыдущий день, должны быть выполнены заранее, и только самые неотложные задачи должны выполняться в Святой День. В случае Храма не имеет значения, бахаи работники или небахаи, поскольку долг Веры — соблюдать, особенно в отношении своих собственных институтов, повеление прекращать работу в Святые Дни.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Панамы, 12 августа 1977 г.)
Касательно продажи чая и закусок в кинотеатре, принадлежащем небахаи: друзья, арендовавшие у владельца кинотеатра буфет для продажи таких закусок, должны приложить все усилия к тому, чтобы получить разрешение закрыть его в праздник бахаи. Если, однако, владелец или партнёр-небахаи отказывается удовлетворить такую просьбу, единственное, что им остаётся — это подчиниться. Иной случай — когда пекарня принадлежит верующему. В этом случае нет и не может быть никакого оправдания работе во время праздника бахаи, поскольку всегда есть пекари-небахаи, у которых люди могут покупать хлеб.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 28 февраля 1937 года).
Обмен подарками между верующими или раздача подарков детям не считаются обязательной принадлежностью ни одного из девяти Святых Дней бахаи. На это нет запрета, и, как Вы отмечаете, среди персидских верующих, включая бахаи, с которым Вы беседовали, существует обычай обмениваться подарками на Нау-Рζз.
То, что Вы и Ваш муж желаете связать момент дарения подарков с вовлечением ваших детей в Веру Бахауллы, достойно похвалы, и мы полагаем, что вам пригодится нижеследующая выдержка из письма, написанного секретарём возлюбленного Хранителя Национальному Духовному Собранию Австралии и Новой Зеландии 26 декабря 1941 года:
«Вставные дни специально предназначены для проявления гостеприимства, подарков и проч. Сам Бахаулла указал, что они будут использованы таким образом, но не дал объяснения этому».
В издании «Мир бахаи», том XV, стр. 691, мы читаем: «Бахаулла обозначил эти дни как "Аййāм-и-Хā" и определил, что они должны предшествовать месяцу Алā, когда нужно поститься. Он повелел Своим приверженцам посвящать эти дни празднованию, веселью и благотворительности».
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 18 января 1982 г.)
...Касательно вашего вопроса о подходящем времени для празднования или проведения наших поминальных собраний: время должно отсчитываться после захода солнца; Учитель покинул этот мир спустя час после полуночи, что означает определённое количество часов после захода солнца; поэтому Его вознесение должно отмечаться в соответствии с положением солнца, независимо от перехода на летнее или зимнее время. То же самое относится и к вознесению Бахауллы, которое произошло около 8 часов после захода солнца.
(Из письма от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию Британских островов, 12 августа 1944 г.)
...Этот священный день, когда солнце равно освещает всю землю, называется равноденствием, и равноденствие есть символ Богоявления. Солнце Истины поднимается над небосклоном Священной Милости и посылает свои лучи. Сей день и посвящён празднованию этого...
(Из выступления Абдул-Бахā, 21 марта 1913 г.: «Звезда Запада», том V, № 1, стр. 4)
Он хотел бы отметить, что если верующие собираются перед заходом солнца в определённую дату, не имеет значения, продолжается ли собрание после захода солнца; всё равно можно считать, что оно проводится в день, когда собрание началось. Праздник Нау-Рζз следует отмечать 21 марта до заката солнца, и это Праздник совсем иного характера, чем Праздник Девятнадцатого Дня. Празднику Девятнадцатого Дня присущи административные функции, тогда как Нау-Рζз — это наш Новый год, Праздник гостеприимства и радости.
(Из письма от имени Хранителя Национальному Духовному Собранию Соединённых Штатов, 5 июля 1950 г.)
Касательно Нау-Рζза: если весеннее равноденствие наступает 21 марта перед закатом, он празднуется в этот день. Если же оно наступает в какое-то время после заката, Нау-Рζз, как утверждает Бахаулла, выпадает на 22-е число. Что касается того, какое место следует считать точкой отсчёта, этот вопрос должен будет решить Всемирный Дом Справедливости...[1]
(Из письма от имени Хранителя Национальному Духовному Собранию Соединённых Штатов, 15 мая 1940 г.: «Новости бахаи», № 138, стр. 1, сентябрь 1940 г.)
Нет возражений против того, чтобы отдельные бахаи отправляли поздравительные карточки на Нау-Рζз, если они этого хотят; Национальное Духовное Собрание также может время от времени отправлять их, но это не должно становиться постоянной практикой.
(Из письма от имени Хранителя Национальному Духовному Собранию Австралии и Новой Зеландии, 14 марта 1947 г.: «Письма Хранителя в Австралию и Новую Зеландию», стр. 65)
Что касается празднования христианских праздников верующими: безусловно, предпочтительно и даже крайне желательно, чтобы друзья в своих отношениях друг с другом прекратили отмечать такие праздники, как Рождество и Новый Год, а вместо них проводили свои, аналогичные по смыслу, праздничные встречи, во вставные дни и Нау-Рζз.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 19 марта 1938 г.)
Коротко говоря, каждый народ имеет дни, известные как святые дни, кои он празднует с радостью. В святых Законах Божиих, в каждом цикле и законоцарствии, есть благословенные праздники, святые дни и выходные. В такие дни никакие виды занятий — торговля, промышленная деятельность, занятие сельским хозяйством и т. д., — не разрешаются. Всякая работа незаконна. Все должны наслаждаться весёлым времяпрепровождением, собираться вместе, проводить общие встречи, становиться одним собранием, чтобы национальное единство и гармония воплотились пред очами каждого человека.
Поскольку это благословенный день, не следует пренебрегать им или проводить его без пользы, ограничиваясь просто плодами увеселения. В течение таких благословенных дней следует основывать учреждения, имеющие непреходящую пользу и ценность для людей, так, чтобы и в ходе повседневных бесед, и в истории упоминалось, что такое-то благое деяние было начато в некий праздничный день. Поэтому умный человек должен внимательно исследовать положение дел, чтобы отыскать, какое важное дело, какой благотворительный институт нужнее всего и какие начинания следует инициировать в общине в сей особенный день, дабы всё это могло быть исполнено. Например, если они обнаружат, что община нуждается в нравственности, то они могут заложить основание нравственности в сей день. Если община испытывает нужду в распространении наук и расширении кругозора, они должны в сей день действовать в этом направлении, то есть, направлять мысли всех людей на это благотворительное дело. Если община испытывает нужду в расширении торговли, ремёсел или сельского хозяйства, они должны предпринять меры к достижению столь желаемой цели. Если же общине нужно защищать сирот, правильным образом поддерживать их и заботиться о них, они должны трудиться для благосостояния сирот, — и т. д. Такие предприятия, которые несут благо бедным, слабым и беззащитным, должны основываться в сей день, дабы силою всеобщего единения и путём организации важных встреч могли быть достигнуты весомые результаты, и чтобы слава и щедроты сего дня проявились и стали известны повсюду...
Во всех пророческих циклах благотворительные дела ограничивались только одним народом — за малыми исключениями, такими, как милостыня, которую было разрешено распространять на других. В сём же удивительном законоцарствии дела благотворительности направлены на всё человечество, без исключения, ибо они являют милость Божию. Посему всякое всеобщее дело — то есть, относящееся ко всему миру человечества, — надлежит считать священным; любое же дело, сектантское и особое по своей природе, не имеет всеобщего характера и потому ограничено. Итак, я надеюсь, что друзья Божии, все и каждый из них, смогут стать олицетворением милости Божией для всего человечества.
(Абдул-Баха: «Звезда Запада», том IX, № 1, стр. 8-9, приводится в компиляции, подготовленной Офисом социально-экономического развития и изданной под названием «Социально-экономическое развитие»)
Приложение:
о введении календаря бахаи
Всемирный Дом Справедливости
10 июля 2014 г.
Всем бахаи мира
Горячо любимые друзья!
Заход солнца 20 марта 2015 года ознаменует конец 171 года, закрывающего девятый вβψид первого кулл-и шай’ эры бахаи. Мы призываем бахаи Востока и Запада принять, в эту знаменательную дату, правила, что объединят их в общем применении календаря Бадδ‘.
В соответствии с принципом, регулирующим постепенное раскрытие и поступенчатое применение Учения, положения календаря Бадδ‘ излагались на протяжении определённого промежутка времени. Баб ввёл календарь и его общую схему периодов и циклов, месяцев и дней. Бахаулла затем дал основные разъяснения и дополнения к нему. Ряд аспектов был освещён Абдул-Баха, и механизмы принятия календаря на Западе были введены в действие по указанию Шоги Эффенди, как это описано в выпусках издания «Мир бахаи» (The Bahá’í World). Тем не менее, неясности относительно некоторых исламских и григорианских дат, а также трудности в соотнесении исторических и астрономических событий с явными заявлениями в Священных Текстах, оставляли некоторые вопросы нерешёнными. Отвечая на вопросы, касающиеся календаря, как Абдул-Баха, так и Шоги Эффенди заявляли, что эти вопросы оставлены Всемирному Дому Справедливости. Из всех многочисленных особенностей календаря, три нуждаются в уточнении, и только тогда возможно будет его единообразное применение: способ определения Нау-Рζза, система отображения в пределах солнечного года Двойного Рождества, связанного с лунным календарём, и фиксация дат святых дней в календаре Бадδ‘.
«Праздник Нау-Рζз выпадает на тот день, когда солнце входит в созвездие Овна, — объясняет Бахаулла в Наисвятой Книге, — даже если сие происходит всего лишь за минуту до заката». Однако подробности этого правила до сих пор оставались неопределёнными. Мы постановили, что тем местом на земле, которое будет служить в качестве стандарта для определения, с помощью астрономических вычислений из достоверных источников, момента весеннего равноденствия в Северном полушарии, — и, таким образом, определять момент наступления Нау-Рζза для всех бахаи мира, — будет Тегеран, Родина Красоты Абхβ.
Праздник Двойного Рождества, то есть дни рождения Баба и Бахауллы, на Востоке традиционно отмечают в первый и второй день месяца муψаррам в исламском календаре. «В глазах Бога сии два дня считаются одним», — утверждает Бахаулла. Тем не менее, в письме, написанном от имени Хранителя, заявляется: «В будущем, несомненно, все Святые Дни будут отмечаться по солнечному календарю, и будут сделаны распоряжения относительно того, как следует отмечать повсеместно Двойное Рождество». Как удовлетворительно отразить лунный характер этих благословенных дней в контексте солнечного календаря, до сих пор было неясно. Мы постановили, что теперь они будут соблюдаться в первый и второй день восьмого новолуния после Нау-Рζза, определённого заранее по астрономическим таблицам с опорой на Тегеран в качестве точки отсчёта. В итоге праздник Двойного Рождества будет смещаться каждый год и выпадать на месяцы машδййат, ‘илм и πудрат календаря Бадδ‘, — то есть, на период с середины октября до середины ноября по григорианскому календарю. В следующем году Рождество Баба выпадет на 10 πудрата, а Рождество Бахауллы — на 11 πудрата. С радостью и нетерпением мы ожидаем предстоящих двухсотлетних годовщин со дня рождения Бахауллы и Баба в 174 и 176 годах эры бахаи соответственно, которые весь мир бахаи будет отмечать по общему календарю.
Даты остальных Святых Дней будут установлены по солнечному календарю в соответствии с ясными высказываниями Бахауллы, Абдул-Баха и Шоги Эффенди; при этом мы решили проигнорировать некоторые несоответствия в исторических записях. Вот эти даты:
· Нау-Рζз — 1 бахβ;
· Праздник Риόвβн — с 13 джалāля по 5 джамāля;
· Возвещение Баба — 8 ‘аκамата;
· Вознесение Бахауллы — 13 ‘аκамата;
· мученическая смерть Баба — 17 раψмата;
· День Завета — 4 πаула;
· Вознесение Абдул-Баха — 6 πаула.
Предыдущее руководство и разъяснения, касающиеся календаря и соблюдения Праздников Девятнадцатого Дня и Святых Дней, остаются обязательными, если они конкретно не отменяются этими новыми постановлениями, — например, день будет по-прежнему начинаться на закате, работа приостанавливаться в Святые Дни, также действуют указания насчёт часов, в которые некоторые из Святых Дней должны праздноваться. В будущем изменение обстоятельств вполне может потребовать принятия дополнительных мер.
Как видно из вышеописанных решений, бахаи Востока и Запада обнаружат, что некоторые элементы календаря будут теперь отличаться от тех, к которым они привыкли. Совпадение дат календаря Бадδ‘ с другими календарями исчезнет, они будут смещаться в зависимости от наступления Нау-Рζза. Количество дней Аййβм-и Хβ будет варьироваться в зависимости от момента весеннего равноденствия в последующие годы; год, начинающийся в Нау-Рζз 172 года эры бахаи, будет включать в себя четыре таких дня. Таблица, подготовленная во Всемирном Центре Бахаи и устанавливающая сроки для Нау-Рζза и Двойного Рождества и охватывающая период в полвека, будет разослана через некоторое время всем Национальным Духовным Собраниям.
Принятие нового календаря в каждом Законоцарствии становится символом могущества Божественного Откровения и его способности менять человеческое восприятие материальной, социальной и духовной действительности. Благодаря ему выделяются священные события, переосмысляется место человечества во времени и пространстве и задаётся новый ритм жизни. Следующий Нау-Рζз ознаменует ещё один исторический шаг в проявлении единства народа Бахβ и развёртывании Миропорядка Бахауллы.
[1] Это решение было принято Всемирным Домом Справедливости 10 июля 2014 года. См. письмо, приложенное в конце данной подборки. Точкой отсчёта был выбран Тегеран.