Справочник бахаи
цитаты из Бахауллы, Абдул-Баха, Шоги Эффенди и Всемирного Дома Справедливости
Составитель:
Хелен Хорнби
ISBN
978-8185091464
Оглавление
A.
Взносы — ответственность бахаи
836.
Бог не требует ни от какой души ничего сверх её способностей
837.
Ответственность каждого бахаи
838.
Не может быть никакого ограничения на размер взносов
839.
Служение, которое может выполнять каждый верующий
840.
Торговля, сельское хозяйство и промышленность будут многократно благословлены
841.
Только верующие имеют привилегию жертвовать
842.
Не следует влезать в долги с целью сделать вклад в Фонд
843.
Отличительные черты Дела Божиего
844.
Пожертвования в Фонд — духовная привилегия
845.
Когда душа принимает Бахауллу, она становится одним из работников в Деле
Божием
846.
Жертвовать имеют право те, кто открыто провозглашает своё признание Бахауллы
847.
Они должны создавать чувство сопричастности
848.
Вклады детей небахаи или тех, у кого только один из родителей бахаи
849.
Продажа вещей в пользу Фонда бахаи
850.
Институту бахаи не следует спонсировать кампанию по сбору средств, открытую
для широкой публики
851.
Аукционы среди бахаи — взносы в Фонд являются духовной ответственностью
853.
Руководящие принципы относительно создания предприятий, находящихся в
собственности бахаи
854.
Почему не принимаются пожертвования от небахаи на администрацию Веры
855.
Руководство по принятию средств из государственных и других источников небахаи
856.
Может ли тот, кто получает деньги от государственной соцподдержки, делать
взносы в Фонд бахаи?
C.
Казначей и Духовное Собрание
857.
Надёжность — главное требование для тех, кто отвечает за фонды
859.
Казначей Собрания никогда не должен смешивать свои средства с деньгами Веры
860.
Местное Собрание большой общины могло бы назначить комитет для содействия
работе казначея
861.
Казначейские комитеты, функции
862.
Национальный казначейский комитет
865.
Национальное Духовное Собрание должно требовать ежегодного аудита казначейских
счетов
866.
Некоторые рекомендации Казначеям
867.
Собранию желательно поддерживать финансовый резерв
869.
Собрание не должно ни смущаться, ни стыдиться обращаться к друзьям
872.
Вклады могут отправляться напрямую в Хайфу
874.
Обеты могут быть полезным средством поощрения взносов
875.
Друзья в районах массового обучения должны знать свои привилегии и обязанности
877.
Собрание может продавать пожертвованные предметы через профессионального
аукциониста
878.
Не допускается вводить налог или фиксированную таксу на Местные Духовные
Собрания
880.
Сбор средств из других стран
882.
Назначение целевого пожертвования нельзя изменить
883.
Целевые фонды для конкретных закупок или проектов
884.
Когда целевые взносы непрактичны или неразумны...
886.
Правильный учёт целевых средств очень важен
889.
Зачастую друзьям лучше не ограничивать цель использования пожертвования
891.
Должна соблюдаться конфиденциальность взносов верующих, как целевых, так и
общего характера
...Мне присуще одарять и быть щедрым; благо тому, кто украшает себя Моими добродетелями.
(Бахаулла: Сокровенные Слова, с персидского, № 49)
...Бог не требует ни от какой души ничего сверх её способностей. Эти вклады должны исходить от всех городов и деревень, от всех верующих в Бога...
...Всякому, кто совершает даже один благой поступок, Бог воздаст десятикратно. Без сомнения, Господь Живущий поможет и поддержит щедрую душу.
(Абдул-Баха друзьям на Востоке и Западе: «Звезда Запада», том VI, № 17, стр. 139)
...Каждый бахаи, пусть даже очень бедный, должен понимать, какая серьёзная ответственность ложится на него в этой связи, и должен быть уверен в том, что его духовное развитие как верующего в Миропорядок Бахауллы будет во многом зависеть от его готовности делом доказать свою решимость поддерживать материально Божественные институты своей Веры.
(Из письма от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию Индии, 17 июля 1937 г.: выдержки из компиляции писем Хранителя на тему Фондов бахаи и вкладов, опубликовано в сборнике «Фонды бахаи: вклады и управление», Канада)
...Не может быть никаких ограничений на взносы в национальный фонд. Чем больше может человек отдать, тем лучше, особенно когда такие пожертвования требуют от него пожертвовать другими нуждами и желаниями. Чем сложнее жертва, тем более достойной она будет, конечно же, в глазах Бога. Ведь, в конце концов, важна не столько сама жертва, сколько мера лишений, которую она влечёт за собой...
(Из письма Хранителя одному из верующих, 31 декабря 1935 г.: «Живая кровь Дела Божиего», стр. 10)
...Вклады в Фонд — это служение, которое может выполнять каждый верующий, будь он бедным или богатым; ибо это духовная ответственность, в которой отданная сумма не имеет значения. Именно степень жертвы дающего, любовь, с которой он делает свой дар, а также единство всех друзей в этом служении привлекают духовную поддержку свыше... Значительная часть нынешнего быстрого распространения Веры происходит в районах, где люди живут в крайней нищете, и где верующие, сколько бы они ни жертвовали, не могут собрать достаточно средств для поддержания работы на нужном уровне. Именно эти области наиболее плодотворны в плане обучения, и потраченная здесь сумма денег даст в десять, а то и в сто раз больше результатов, чем можно было бы получить в других частях света. Тем не менее, в последние месяцы Всемирный Дом Справедливости был вынужден отклонить ряд обращений за помощью из таких областей, поскольку в Международном Фонде просто не хватало денег.
Поэтому целью каждой местной и национальной общины должно стать не только достижение самоокупаемости, но и такое мудрое и экономное расходование своих средств, чтобы иметь возможность вносить существенный вклад в Международный фонд бахаи, что позволило бы Дому Справедливости помогать работе в плодотворных, но бедных областях, оказывать поддержку новым Национальным Собраниям, чтобы они могли начать работать и вносить свой вклад в масштабные международные проекты...
(Из письма Всемирного Дома Справедливости бахаи Востока и Запада, 18 декабря 1963 г.: цит. в компиляции «Родник руководства» (Wellspring of Guidance), стр. 19-20)
Иными словами, о друзья Божии, будьте уверены, что в награду за сей вклад ваша торговля, ваше сельское хозяйство и ваша промышленность будут благословлены многократно...
(Абдул-Баха друзьям на Востоке и Западе: «Звезда Запада», том VI, № 17, стр. 139)
Подавляющее большинство бахаи в мире — это бедные люди, но именно верующим и только верующим Бахаулла даровал привилегию поддерживать материальными вещами мира сего развитие Его Веры. Важна не величина вклада, а степень самопожертвования, которое он влечёт за собой, — ведь именно это привлекает Божественную поддержку.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости всем Национальным Духовным Собраниям, получающим помощь от Международного Фонда Бахаи, 13 апреля 1975 г.)
Хотя Шоги Эффенди призывает каждого верующего жертвовать как можно больше ради поддержки фонда Национального Собрания, он, тем не менее, не рекомендовал бы верующим влезать для этого в долги. Нас просят отдавать то, что у нас есть, а не то, что нам не принадлежит, особенно если это сопряжено со страданиями других людей. В таких вопросах нам следует проявлять благоразумие и мудрость и доверительно советоваться с другими преданными бахаи.
(Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 4 мая 1932 г.: «Фонды бахаи: вклады и управление», Канада, стр. 7)
Одна из отличительных черт Дела Божиего — принцип непринятия финансовых вкладов от небахаи для собственных нужд. Поддержка Фонда бахаи — это благословение, оказанное Бахауллой только Его сознательным последователям. Эта милость возлагает полную ответственность за финансовую поддержку Веры исключительно на верующих, каждый из которых призван сделать всё возможное для того, чтобы поддерживался и неуклонно нарастал постоянный и щедрый приток средств для удовлетворения растущих потребностей Дела. Многие общины бахаи в настоящее время зависят от внешней помощи, и для них цель должна состоять в том, чтобы стать самодостаточными, обретя уверенность в том, что Великодушный Господь, по мере возрастания их усилий, в конечном итоге примет от них, во имя прогресса Своей Веры, предложенное ими богатство, — а также их преданность, их энергию и любовь.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости всем бахаи мира, Нау‑Руз 1974 г.)
Таким образом, пожертвования в Фонд — духовная привилегия, недоступная тем, кто не принял Бахауллу, и ни один верующий не должен лишать себя её. Это и ответственность, и источник благословений. Этот аспект Дела, как мы чувствуем, — необходимая часть базового обучения и углубления новых верующих. Важность пожертвований заключается в степени жертвенности дающего, в том духе преданности, с которым делается взнос, и в сплочённости друзей в этом служении; всё это привлекает поддержку Божию и повышает достоинство и самоуважение индивидуумов и общины.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости всем Национальным Духовным Собраниям, 7 августа 1985 г.)
Существует некий глубинный аспект отношений верующего и Фонда, который остаётся справедливым независимо от экономического положения конкретного человека. Когда человеческая душа принимает Бахауллу как Богоявление для нынешней эпохи и вступает в Божественный Завет, она должна постепенно начать приводить всю свою жизнь в гармонию с Божественным замыслом, — она становится одним из работников в Деле Божием и удостаивается разрешения посвящать своё материальное имущество, даже если оно очень скудное, трудам во благо Веры.
(Там же.)
...Поскольку только тем, кто открыто провозгласил своё признание Бахауллы, разрешено вносить финансовый вклад в установление Его мирового порядка, очевидно, что требования, предъявляемые к тем немногим, кто удостоился этой привилегии, оказываются выше, — гораздо выше. Наши обязанности в этом плане исключительно велики, они воистину соизмеримы с величием этого благословения — быть носителями Имени Божиего в сей день.
(Из послания Всемирного Дома Справедливости всем бахаи мира, Ризван 1966 г.)
Как уже отмечалось в различных адресованных вам сообщениях, Национальным Духовным Собраниям очень важно отыскать пути и средства создания чувства сопричастности в сердцах верующих. Один из способов сделать это — довести до их сведения потребности Фонда.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости различным Национальным Духовным Собраниям, 9 февраля 1967 г.)
Всемирный Дом Справедливости получил ваше письмо с вопросом, имеют ли право дети небахаи или дети, только один из родителей которых бахаи, вносить средства в фонды бахаи. Нас попросили сказать, что в обоих случаях, если ребёнок желает быть бахаи, а его родители не возражают, он может рассматриваться как любой другой ребёнок-бахаи. Однако если родители возражают против того, чтобы их ребёнок был бахаи, его вклад может быть принят в благотворительных целях, включая использование в школах бахаи, где в качестве учеников принимаются как бахаи, так и небахаи.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Индии, 31 августа 1975 г.)
Что касается продажи личных вещей в пользу Фонда бахаи, мы исходим из того, что любой верующий может продавать личные услуги или товары кому-либо и делать с выручкой то, что пожелает, включая её передачу, частично или полностью, на цели бахаи. При этом, однако, он не должен говорить небахаи, что продажа осуществляется в пользу Фонда бахаи, поскольку неуместно выпрашивать средства у небахаи во имя Веры, ни для каких целей. Это включает в себя, в том числе, и продажу продуктов питания или билетов на развлекательные мероприятия.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Панамы, 1 июля 1968 г.)
...Мы также не считаем правильным, чтобы учреждение бахаи спонсировало «гаражную распродажу» личных вещей, внесённых верующими в фонд бахаи. Это не означает, что Собрание не может продавать небахаи те или иные предметы по справедливой рыночной стоимости; скорее, цель в том, чтобы небахаи не стремились приобрести эти предметы только потому, что доходы будут использованы для целей бахаи.
(Там же.)
Нет возражений против того, чтобы друзья провели аукцион среди бахаи с целью внесения выручки от него в фонд, и нет никаких возражений против продажи бахаи своей собственности небахаи по её справедливой рыночной стоимости, и последующего внесения выручки от неё в фонд, — хотя при продаже не следует делать никаких заявлений о том, что деньги пойдут в фонд бахаи. Однако Дом Справедливости считает, что для друзей важно никогда не упускать из виду тот факт, что вклад в фонды Веры, — это духовная ответственность и привилегия, имеющая огромное значение в духовной жизни каждого верующего, и надо приложить все усилия, чтобы не опошлить этот аспект жизни бахаи и не начать относиться к нему без должного уважения. В то же время, Собрания не должны гасить энтузиазм тех друзей, которые, обладая лишь скудными финансовыми ресурсами, придумывают творческие способы зарабатывания денег для Веры.
Поскольку ваше Собрание рассматривает вопрос о спонсировании аукциона и проведения его под своей эгидой, Дом Справедливости предлагает вам выяснить, законно ли проведение таких аукционов в принципе. Нас проинформировали, что в некоторых странах их можно проводить только при наличии соответствующей лицензии.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Чили, 8 июля 1984 г.)
Проведение лотерей не было непосредственно упомянуто в Китаб-и-Агдас, и Всемирный Дом Справедливости не принял закона на этот счёт. Тем не менее, Дом Справедливости считает, что в настоящее время учреждениям бахаи нежелательно собирать средства этим методом.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Панамы, 15 января 1984 г.)
Всемирный Дом Справедливости получил ваше письмо от 15 февраля касательно предложения ряда бахаи создать частное предприятие, чьи акции принадлежали бы бахаи и которое бы обеспечивало финансовый доход друзьям и Вере. Нам было велено передать следующий совет.
Ваше желание пополнить фонды Веры, конечно же, весьма похвально. В прошлом, как вы можете предположить, аналогичные предложения уже делались Дому Справедливости, и вам могут пригодиться следующие руководящие принципы, взятые из письма одному из верующих:
«Касательно создания предприятия, предложенного Вами лично и другими друзьями, Всемирный Дом Справедливости… решил, что учреждениям бахаи пока ещё было бы преждевременно участвовать в бизнесе тем способом, который вы предложили.
Впрочем, если друзья хотят, совершенно добровольно, создать прибыльный бизнес, чтобы извлечь пользу как для себя, так и для окружающих, это было бы вполне достойным делом, и против этого не может быть возражений».
Если такой бизнес-проект, как Вы предложили, будет реализован, — а в нём, теоретически, нет ничего предосудительного, — то следовало бы порекомендовать тем бахаи, которые примут в нём участие, чтобы они рассматривали его именно с точки прибыльности как бизнеса, и принимали во внимание возможные финансовые потери.
Дом Справедливости чувствует, что учреждениям Веры не следует ни участвовать в таком частном бизнесе, ни заниматься его рекламой. Использование пожертвований в Национальный Фонд в качестве залога для такого бизнеса недопустимо.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Ямайки, 5 апреля 1982 г.)
...Он хочет, чтобы я вновь подчеркнул: ни при каких обстоятельствах верующие не должны принимать никакой финансовой помощи от небахаи на такие конкретные административные виды деятельности Веры, как строительство Храма, или в иные местные и национальные административные фонды. Причина для этого двоякая: во-первых, потому, что учреждения, которые бахаи постепенно строят, по природе своей представляют дары Бахауллы миру; и во-вторых, потому, что принятие таких средств от неверующих для использования в конкретных целях бахаи рано или поздно создаст для бахаи непредвиденные трудности, тем самым принеся огромный вред Делу.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 12 июля 1938 г.)
Ключевой момент в принятии решения о том, можно ли принимать средства из источников, не относящихся к бахаи, — это цель, для которой эти средства будут потом использоваться. Как вы знаете, в Вере абсолютно запрещено принимать от небахаи вклады на нужды самого Дела. Тем не менее, в дополнение к работе по распространению Веры и созданию её институтов, Духовные Собрания также занимаются гуманитарной деятельностью, и на эти мероприятия могут приниматься взносы из источников, не относящихся к бахаи. На самом деле, хотя мы никогда не просим денег у людей, не считающих себя бахаи, иногда случается, что человек, который восхищается Верой, настаивает на том, чтобы внести свой вклад. В этом случае вклад может быть принят, с явным условием, что он будет использоваться только в благотворительных и гуманитарных целях.
Правительства и их агентства занимают особое положение, потому что, конечно, они часто очень хотят помочь тем, кто занимается гуманитарным служением. Таким образом, если Духовное Собрание осуществляет именно гуманитарную деятельность, которой правительство обычно оказывает финансовую помощь, Собрание может принять такую помощь. Примером может служить то мероприятие, которое вы называете, — собрание, проводимое в честь Дня прав человека для достижения одной из целей Организации Объединённых Наций. Не будет никаких возражений против того, чтобы вы согласились с предложением INAC оплатить пригласительные билеты в этом случае.
Применительно к школам и другим учреждениям общественного служения, государственная помощь также может оказаться приемлемой, но здесь Собрание должно осознавать, что принятие государственного финансирования часто влечёт за собой обязательство принять и определённую меру государственного контроля, и эти пункты должны быть тщательно продуманы.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Панамы, 6 марта 1983 г.)
Относительно вашего вопроса о том, должен ли человек делать взносы в Фонд бахаи, если он получает средства к существованию посредством общественной благотворительности. Практически это невозможно, потому что человек, который так зависит от общества, не может сильно помочь другим. Обычно ему не хватает даже на себя самого. Однако в принципе это второстепенная проблема. Пожертвования Делу Божиему сугубо добровольны. Каждый человек сам должен решить, в состоянии ли он внести свой вклад и желает ли он сделать это; как именно он получил эту сумму, не имеет значения. Бедному человеку может быть легче, чем богачу, делиться с другими, и если он это сделает, его жертва будет больше. Дар богатого человека может не быть жертвой, но подарок бедного обязательно будет.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 9 марта 1932 г.)
Основное требование для всех, кто несёт ответственность за распоряжение средствами Веры, — надёжность. Это, как подчеркнул Бахаулла, одна из самых фундаментальных и жизненно важных для всех человека добродетелей, и её проявление оказывает прямое и глубокое влияние на готовность верующих вносить вклады в Фонд.
(Из меморандума с комментариями и предложениями, приложенного к письму Всемирного Дома Справедливости всем Национальным Духовным Собранию, 7 августа 1985 г.)
Ввиду большой ответственности, возложенной на членов Национальных Собраний теми, кто их избирает, мы настоятельно призываем Национальные Собрания проявлять максимальную осторожность при обращении со своими национальными фондами, особенно потому, что эти фонды представляют в значительной степени результат жертвенности со стороны друзей. Разумеется, мы оставляем на ваше усмотрение вопросы о том, как именно вы будете делегировать многочисленные задачи, связанные с повседневной работой вашего Национального Собрания, но мы настоятельно призываем вас пересмотреть резолюции, на которые мы ссылались, и требовать двух подписей для снятия средств, одной из которых должна быть подпись должностного лица, являющегося членом вашего Национального Собрания.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 26 августа 1973 г.: «Необходимость осторожного обращения с фондами бахаи», компиляция цитат, опубликована в сборнике «Фонды бахаи: вклады и управление», Канада)
...Казначей Духовного Собрания бахаи, даже если он временно держит средства бахаи на собственном счёте, должен проявлять величайшую осторожность, чтобы никогда не смешивать свои собственные средства с фондами Веры и не оставлять средства Веры на милость случайностей, которые могут поразить любого из нас.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 8 июня 1971 г.: там же.)
Что касается местных фондов, то мы предлагаем, чтобы до тех пор, пока у друзей не выработалась привычка вносить регулярные и щедрые взносы, Местное Духовное Собрание, управляющее крупной общиной, назначило бы небольшой комитет для оказания помощи местному Казначею в исполнении его обязанностей. Такие комитеты могут назначаться после консультации с членом Вспомогательной Коллегии или его ассистентом в этом регионе. При назначении членов комитета следует проявлять большую осторожность — они должны быть людьми надёжными и добросовестными, а также должны быть проникнуты осознанием важности сохранения конфиденциальности вкладов в фонды.
(Всемирный Дом Справедливости: «Развитие местных и национальных фондов Веры: некоторые комментарии и наблюдения», опубликовано в компиляции «Фонды бахаи: вклады и управление», стр. 31, Канада)
...Предполагается, что эти казначейские комитеты будут выполнять ряд функций:
· Оказывать, по мере необходимости, общую помощь Казначею; например, члены комитета могут помогать с выдачей квитанций или ведением счетов.
· Организовывать вдохновляющие беседы и дискуссии на Праздниках Девятнадцатого Дня или на специально созванных встречах для обучения друзей духовной и практической важности пожертвований в Фонды.
· Получать пожертвования от имени местного Казначея и передавать их ему.
· Получать подарки в виде продуктов и изделий ручной работы. Комитет будет отвечать за организацию их продажи и передачу доходов местному Казначею.
· Получать от друзей письменные обеты, где будут записаны их надежды или намерения делать вклады в местные или национальные фонды, будь то в денежной или в натуральной форме, и помогать в их сборе.
(Там же.)
Что касается национального фонда, то в тех областях, где возникают проблемы в результате нехватки банковских услуг, ненадёжных почтовых систем и общих трудностей в коммуникации, было бы желательно, чтобы Национальное Духовное Собрание назначило национальный комитет для оказания помощи национальному Казначею аналогично тому, как это изложено выше для Местных Духовных Собраний. Кроме того, может даже потребоваться субсидировать из национального фонда одного или нескольких доверенных лиц, в зависимости от размера национальной общины, которые будут ездить в сельские районы, чтобы встречаться с местными казначейскими комитетами, помогать им в выполнении их функций, объяснять потребности национального фонда, собирать пожертвования в национальный фонд из местных районов и передавать их национальному Казначею.
(Там же.)
Национальное Духовное Собрание несёт ответственность за надлежащее получение взносов и удовлетворительное ведение учёта всех поступлений и выплат. Хотя за исполнение этой священной обязанности обычно отвечает Казначей, это не означает, что другие члены свободны от всякой ответственности или лишены права доступа к деталям, связанным с текущей деятельностью Собрания, во всех её аспектах.
Такое право и ответственность, возложенные на отдельных членов Собрания, не нарушают тайну вкладов бахаи, поскольку информация, предоставляемая казначею или другим членам Собрания должна рассматриваться как строго конфиденциальная.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 11 января 1977 г.: «Подборка выдержек...», см. выше, № 858)
Печальные проблемы неправильного использования средств, описанные в вашем письме, могут быть решены, в конечном итоге, только через процесс заботливого воспитания друзей. Вы сможете постепенно достичь вашей цели через распространение среди верующих соответствующих текстов из Писаний Веры, через тщательно подготовленные статьи на эту тему, основанные на Священных Текстах и опубликованные в вашей рассылке, а также через выступления на конференциях, летних школах и других собраниях бахаи, а также обсуждение этих фундаментальных вопросов с друзьями на таких встречах.
В будущем вашему Собранию обязательно нужно будет объяснить тем, кому доверены деньги Веры, что ввиду обязанности Национального Собрания защищать фонды бахаи, Собрание возложит на них ответственность за все полученные ими деньги, и поэтому они должны надлежащим образом отчитываться перед Национальным Духовным Собранием, быть верными хранителями сокровищ Божиих и быть уверенными, что такая честность и верность будут щедро вознаграждены свыше.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 18 мая 1980 г.: там же.)
Дом Справедливости не установил какой-либо единой процедуры для казначеев бахаи, поскольку методы бухгалтерского учёта и законы, регулирующие такие вопросы, значительно варьируются от страны к стране и от ситуации к ситуации. Он рекомендует, чтобы по таким техническим вопросам Казначей Национального Собрания обращался за советом к профессиональному бухгалтеру. Национальное Духовное Собрание, конечно же, должно следить за тем, чтобы его бухгалтерские книги проверялись ежегодно, и для этой цели вполне можно воспользоваться услугами фирмы, не связанной с бахаи.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из Национальных Духовных Собраний, 13 июля 1981 г.: там же.)
Однако, в общих чертах, Дом Справедливости считает, что есть определённые вопросы, на которые национальные казначеи должны обратить особое внимание.
1. Существуют отношения между Национальным Собранием, отдельными верующими и местными общинами. Благодаря переписке, которую он поддерживает с вкладчиками Национального Фонда и с комитетами, которые используют Фонд для своей работы, Национальный Казначей может служить мощным инструментом в установлении уз любви и единства внутри общины.
2. Казначей должен обязательно предоставлять регулярные и точные финансовые отчёты Национальному Духовному Собранию, чтобы оно могло правильно планировать свою работу в пределах доступных ему средств.
3. Именно Казначей отвечает за своевременную подготовку ежегодного финансового отчёта, чтобы Национальное Духовное Собрание могло рассмотреть его перед тем, как представить его на Съезде. Он также должен подготовить годовой бюджет для рассмотрения и утверждения Национальным Собранием.
4. Казначей должен внимательно следить за использованием Фонда, чтобы своевременно предупредить Собрание, если возникает опасность перерасхода средств.
5. В бухгалтерии должна быть принята система, обеспечивающая полностью раздельное хранение целевых фондов от тех, которые находятся в свободном распоряжении Собрания, и должны быть предусмотрены меры предосторожности для предотвращения непреднамеренных расходов целевых фондов на любые другие статьи, кроме тех, для которых они предназначены.
6. Помимо сохранения точных данных о доходах и расходах, Казначей должен заботиться о том, чтобы активы Собрания были защищены, и чтобы как активы, так и пассивы тщательно фиксировались.
7. Казначей должен рекомендовать Собранию откладывать, на регулярной основе, достаточные суммы для обеспечения ремонта и содержания имущества, принадлежащего Вере, чтобы это имущество поддерживалось в хорошем состоянии и чтобы нормальная работа Дела не прерывалась внезапными требованиями ассигновать большие суммы для ремонта недвижимости. Обычно задача поддержания недвижимости поручается специальному комитету или комитетам, с которыми Собранию следует регулярно консультироваться, и которые могут порекомендовать подходящую сумму ежегодных ассигнований на эти цели.
8. Несмотря на то, что Национальное Духовное Собрание может по своему усмотрению решить, что достаточно только одной подписи на платёжных документах, связанных с Национальным Фондом, опыт показал, что лучше требовать как минимум две подписи. Это защита не только для самого Фонда, но и для Казначея. Средства Веры — это священные деньги, доверенные Собранию, и оно должно проявлять крайнюю щепетильность в обращении с ними и в их учёте.
(Там же.)
Поскольку по самой природе вещей уровни взносов и расходов колеблются, Собранию крайне желательно иметь резерв, достаточный для преодоления периодов относительно высоких расходов и низких доходов. Это поможет избежать слишком частых воззваний к друзьям с просьбами срочно покрыть финансовый дефицит. Частые обращения, в отличие от регулярного предоставления информации, могут потерять свою силу. Во время чрезвычайной ситуации Собранию, возможно, придётся значительно опустошить свои резервы — именно это только что и предприняло ваше Собрание, — но их необходимо будет затем постепенно восстановить.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Франции, 12 февраля 1987 г.)
...Друзья должны ясно и чётко понимать, что национальные интересы и требования Дела Божиего имеют абсолютный приоритет над индивидуальными и частными потребностями. Национальное Духовное Собрание обязано так распоряжаться национальным фондом, чтобы не ставить под угрозу национальные интересы Веры из-за индивидуальных соображений, которые, конечно же, мимолётны по сравнению с устойчивыми интересами Дела Божьего. В редких и исключительных случаях, когда верующий не имеет абсолютно никаких других средств материальной поддержки, Национальное Духовное Собрание может либо покрыть его расходы из национального фонда, либо обратиться с особым призывом к общине верующих на этот счёт. С такими местными и частными потребностями человека должны управляться семья, гражданское общество и Местное Собрание. Но в случае, если ни один из этих источников не имеет средств для такой помощи, Национальное Духовное Собрание может, если оно убеждено в серьёзности, срочности и справедливости дела, выделить часть своего фонда для этой цели.
(Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 17 июля 1937 г.)
Национальному Собранию не следует ни смущаться, ни стыдиться обращаться к друзьям, постоянно призывая их служить примером веры и преданности Делу и жертвовать ради него, и указывая им на то, что они будут духовно расти благодаря своим актам самоотречения, что страх перед бедностью не должен удерживать их от пожертвований в Фонд, и что помощь и щедрость Источника всего благого и Подателя всех богатств неизменна и неиссякаема...
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости избранным Национальным Духовным Собраниям, 9 февраля 1967 г.)
Из священного обязательства друзей жертвовать в Фонды Веры вытекает прямая и неизбежная обязанность каждого Местного и Национального Собрания обучать их духовным принципам, связанным с вкладами бахаи. Неспособность обучить друзей этому аспекту Веры равносильна сознательному лишению их духовных благ, ожидающих их на стезе жертвенности во имя Бога.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости всем Национальным Духовным Собраниям, получающим помощь от Международного Фонда Бахаи, 13 апреля 1975 г.)
Возлюбленный Хранитель объяснил, что общие и национальные интересы Дела имеют приоритет перед местными; таким образом, взносы в местные фонды вторичны по сравнению с взносами в национальные фонды. Однако стабильность Национального Собрания зависит от устойчивости Местных Духовных Собраний, — и в том, что касается просвещения друзей о важности фонда, зачастую наиболее практично и эффективно сначала сосредоточиться на развитии местных фондов и эффективной работе Местных Духовных Собраний. Затем, когда друзья поймут принцип и приобретут соответствующий опыт на местном уровне, им будет легче понять важность национального фонда и работы Национального Духовного Собрания.
(Из меморандума с комментариями и предложениями Всемирного Дома Справедливости, там же, № 858, с. 30)
Обучая друзей и напоминая им, что вклады в фонд есть основополагающий элемент жизни бахаи, Собрание должно информировать их о прерогативе отдельного верующего вносить прямой вклад во все фонды Веры: международный, континентальный и национальный, а также местный.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 12 февраля 1987 г.)
Не могли бы вы напомнить верующим в ваших соответствующих общинах, что, помимо внесения взносов в Международный фонд посредством целевых пожертвований в Национальный фонд, они могут направлять взносы непосредственно в Хайфу? Чеки должны быть выписаны на имя BAHA'I INTERNATIONAL FUND.
Такова была политика, установленная возлюбленным Хранителем, который писал, что участие отдельных лиц посредством «пожертвований, непосредственно передаваемых на Святую Землю», рассматривается как «исключительно важное и выходящее за рамки юрисдикции Национальных и Местных Собраний».
(Из письма Всемирного Дома Справедливости всем Национальным Духовным Собраниям, 18 декабря 1963 г.)
Верующие также не должны забывать, ни по отдельности, ни в своих Собраниях, о жизненно важных Континентальных фондах, которые обеспечивают работу Десниц Дела Божиего и их Вспомогательных Коллегий. Это Божественное учреждение, столь усердно развиваемое Хранителем и уже сыгравшее уникальную роль в истории Веры, будет играть ещё более важную роль в предстоящие годы.
(Из послания Всемирного Дома Справедливости бахаи Востока и Запада, 18 декабря 1963 г.)
Обеты могут быть полезны в качестве средства поощрения взносов и доведения финансовых потребностей Дела до сведения друзей. Этот метод может быть особенно полезен в ситуации, когда перед Духовным Собранием стоит важная задача, — например, строительство χаκδрат ал-οудс или создание школы, — и ему необходимо заранее знать, сможет ли оно собрать достаточно средств на этот проект. Тем не менее, оказывать какое-либо давление во время призывов давать обеты или при последующих попытках собрать эти средства совершенно противоречило бы принципам бахаи. После того, как человек дал обет, допустимо в частном порядке напомнить жертвователю о его выраженном намерении внести свой вклад и вежливо поинтересоваться, сможет ли он выполнить своё обещание. Но Собрания должны понимать, что такие обеты нельзя считать обязательством ни в каком юридическом смысле, их исполнение — исключительно дело совести самого человека. Списки людей, давших обеты, не должны публиковаться.
(Из меморандума с комментариями и предложениями Всемирного Дома Справедливости, там же, № 858, с. 30)
...Собрания не должны колебаться или робеть, говоря с верующими о Фонде. Друзья в местах массового обучения, какими бы бедными или неграмотными они ни были, суть полноправные члены общины бахаи; они должны знать свои благословения и обязанности. Сильные мира сего отвергли призыв Бахауллы, и теперь нам, обычным мужчинам и женщинам, Он даровал неоценимый дар участия в воздвижении Царства Божиего на земле. Служение Богу и Его Делу составляет смысл жизни каждого истинного верующего, и вклады в Фонд — жизненно важный аспект такого служения.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости всем Национальным Духовным Собраниям, 29 декабря 1970 г.)
...В тех частях Африки, где друзья настолько же бедны, как и в некоторых частях вашей страны, Собрания организовывают встречи «принеси и купи», куда друзья могут принести любой материальный подарок, — например, яйца, фрукты, овощи, другие продукты питания или местные изделия ручной работы. Всё это выкладывается перед друзьями, которые могут купить их по очень разумным ценам в пользу Фонда. Друзья должны понимать, что, хотя никакое Собрание или отдельный человек не может заставить друзей отдавать что-то во имя Веры, такие взносы рассматриваются в нашем Учении как духовное обязательство и акт жертвоприношения, который тесно связан с духовным развитием каждого верующего.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Эквадора, 27 ноября 1966 г.)
Понятно, что нет никаких возражений против того, чтобы Собрание отдало пожертвованные предметы профессиональному аукционисту для продажи, а затем использовало поступления для пополнения Фонда. Насколько целесообразно проводить такой «обычный аукцион» среди бахаи, будет зависеть от решения Собрания относительно того, удастся ли соблюсти при этом достойную атмосферу, а также не будет ли это истолковано как оказание давления на друзей, чтобы они внесли свой вклад, — что, конечно же, было бы нежелательно. В целом Дом Справедливости предпочитает не поощрять подобные аукционы в пользу Фонда.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, цитируется в письме Национальному Духовному Собранию Малайзии, 26 мая 1982 г.)
Что касается взносов в Национальный Фонд, то не разрешается взимать налог или фиксированную таксу с Местных Собраний, — но вы, безусловно, можете информировать Местные Собрания о потребностях Национального Фонда и предлагать им для ориентировки определённый процент, который они могут перечислять туда. При этом вы можете указать, что поддерживать Национальный Фонд — обязанность не только верующих, но и всех Местных Собраний. Тем не менее, Местному Собранию разрешено устанавливать фиксированный процент от своих поступлений в качестве суммы, подлежащей перечислению в Национальный Фонд.
Дом Справедливости понимает, насколько трудна задача просвещения Местных Собраний и верующих касательно важности регулярных и жертвенных вкладов в Фонд, и он уверен, что вы часто напоминаете им о принципах всеобщего участия в этом деле, а также о всех других аспектах Веры, — возможно, опираясь на информацию, содержащуюся в вашей подборке циркулярных писем, периодически отправляемых Домом Справедливости всем Национальным Духовным Собраниям на тему Фонда.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 30 ноября 1977 г.)
Когда пожертвование отдаётся Местному Собранию, именно оно должно решить, как использовать эти средства. Национальное Собрание, возможно, пожелает предложить Местному Духовному Собранию способы, которыми эти деньги могли бы быть потрачены более эффективно, но окончательное решение об использовании средств остаётся за местным органом. Национальным Собраниям не следует говорить Местным Духовным Собраниям, что они обязаны выделять определённый процент или часть своих местных средств на конкретные цели. Тем не менее, они могут предложить Местным Собраниям внести средства на поддержку приоритетных проектов на национальном уровне, а также могут привлечь их внимание к национальному бюджету и предложить общинам покрыть часть национального бюджета. Любое Национальное Собрание, конечно, уполномочено воспрепятствовать тому, чтобы некое учреждение под его юрисдикцией предпринимало какие-либо действия относительно использования фондов таким образом, что это бы противоречило интересам Дела. Такие случаи, однако, редки...
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 17 октября 1985 г.)
Нас просят сообщить вам, что нынешняя политика Дома Справедливости не поощряет Национальные Собрания обращаться друг к другу за финансовой помощью, — если только такая помощь не связана с проектом, который был определён как цель сотрудничества между конкретными Собраниями. Если Национальное Собрание приняло планы для конкретных учебных проектов и действительно нуждается в финансовой поддержке из внешних источников, вместо того, чтобы обращаться к другим Национальным Собраниям, рекомендуется обратиться в Континентальную Коллегию Советников, которая рассмотрит эти планы и этот запрос, и окажет помощь, насколько это возможно, за счёт средств, предоставленных им Всемирным Центром.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 5 сентября 1982 г.)
Что касается сбора средств в других странах, Дом Справедливости не желает, чтобы учреждения бахаи какой-либо страны обращались за средствами к бахаи другой страны, — если только Национальное Духовное Собрание этой страны не разрешит этого. Это не означает, что отдельные верующие не могут свободно участвовать в проекте бахаи в любой стране, на которую они обратили своё внимание. Например, если бахаи из другой страны приезжает на конференцию в ... и хочет финансово поддержать вашу школу, против этого не будет никаких возражений. Тем не менее, организованное и неизбирательное обращение к верующим в других странах с просьбой о предоставлении средств не должно осуществляться без согласия Национального Собрания этой страны.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 6 июня 1985 г.)
Необходимо позаботиться о том, чтобы цель выделения средств не изменялась. Таким образом, использование целевых средств для покрытия расходов по отдельным статьям в вашем бюджете приводит к соответственному сокращению суммы общих взносов, которые необходимо внести в бюджет. По сути, эта практика может привести к тому, что между целевым взносом и нецелевым взносом не будет никакой разницы. Например, предположим, что один из друзей сделал взнос в Международный Фонд Бахаи. Использовать эту сумму взаимозачётом в применении к взносам в Международные Фонды Бахаи, выделяемым из вашего Национального Фонда, было бы неправильно, — если только это не указано в самом описании целевого пожертвования. Средства, предназначенные только для Международного Фонда Бахаи, следует направлять во Всемирный Центр в дополнение к тем, которые перечисляются из Национального Фонда.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 29 января 1971 г.: там же.)
Нас попросили обратить ваше внимание на принцип, согласно которому целевые средства, — такие, как средства для покупки или обслуживания недвижимости, для специальных учебных проектов и т. д., — не должны использоваться для других целей, но должны храниться на специальном счёте до того момента, когда будут потрачены на те цели, для которых они были выделены. Это правило действует независимо от того, поступают ли средства из Всемирного Центра, от отдельных лиц или из других источников. Если проект, для которого были выделены средства, отменён, вклад должен быть возвращён жертвователю, — если только он не согласен с тем, что эта сумма может быть использована для других целей. Строгое соблюдение принципов, касающихся целевого выделения средств, чрезвычайно важно по многим причинам, включая поддержание доверия друзей в вопросах, касающихся Фонда.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 21 июня 1979 г.)
1. Хотя любой жертвователь, будь то Собрание или частное лицо, имеет право указать особую цель для любого вклада средств или имущества, тем не менее, если, по мнению вашего Национального Собрания такой вклад будет нецелесообразным или неразумным для вас, вы вовсе не обязаны принимать его.
2. Если после консультации с жертвователем не достигнуто соглашение, которое вы считаете необходимым, или если вы не можете переназначить указанное пожертвование для более легко выполнимой цели, вклад должен быть возвращён жертвователю.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 22 июня 1980 г.: там же.)
Что касается доходов от продажи имущества бахаи, если оно было приобретено с использованием общих фондов Веры, и при этом не была указана никакая особая цель этих вкладов, единственный применимый в данном случае принцип — первый из указанных выше, а именно, что национальная община не должна оставаться без χаκδрат ал-οудс, инвестиционного актива или земли под Храм, в зависимости от обстоятельств. Если имущество было пожертвовано или приобретено на средства, предназначенные для этой конкретной цели, доходы от продажи имущества сохраняют целевое назначение, если жертвователь не указал иное. Если жертвователь или жертвователи ещё живы, они могут, конечно, отменить ограничение на использование этих средств. Если жертвователь или жертвователи уже умерли, или отказываются снимать ограничение с целевых средств, вырученные средства следует использовать для той же цели. Если эта цель уже достигнута (т. е., альтернативное имущество уже приобретено), излишки должны использоваться в максимально возможной степени с учётом первоначального намерения жертвователя или жертвователей, например, для обслуживания или улучшения этого имущества. В случае сомнений вопрос следует передать во Всемирный Дом Справедливости.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 21 августа 1980 г.: там же.)
Этот вопрос правильного учёта целевых средств очень важен. Бухгалтерские книги любого Собрания должны вестись таким образом, чтобы всегда можно было чётко различать целевые средства и средства, находящиеся в свободном доступе в распоряжении Собрания, чтобы не было опасности непреднамеренного их объединения и расходования целевых средств на неправильную цель.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 6 августа 1984 г.: там же.)
Возлюбленный Хранитель самым решительным образом подчёркивал, что вклады в фонды бахаи, предоставляемые для определённых целей, могут использоваться только для этих целей, если жертвователь не соглашается изменить их. Если Собрание не может использовать данный вклад для указанной цели, оно может отказаться принять его. В качестве альтернативы оно может проконсультироваться с жертвователем и предложить ему переназначить этот вклад на общие цели или ну другую особую цель, — но не следует оказывать никакого давления, чтобы заставить его согласиться на это. С другой стороны, после того, как деньги отданы Собранию, они становятся собственностью этого Собрания, даже если они предназначены для конкретной цели, и жертвователь не имеет права изменять их назначение в одностороннем порядке. Однако Собрание может, по своему усмотрению, согласиться на его просьбу об этом.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 30 декабря 1984 г.: там же.)
Собрание выступает попечителем фондов, находящихся под его опекой, и его главная задача при инвестировании таких средств — сохранить их реальную стоимость. Получение хорошего дохода от таких инвестиций также желательно, но это второстепенное соображение, и его не следует считать приоритетным, особенно если более высокая доходность может поставить под угрозу основную сумму. Это особенно важно в случае целевых средств, потому что в этой ситуации Собрание обещает жертвователю или жертвователям сохранить реальную стоимость пожертвования до тех пор, пока оно не будет использовано по назначению. В случае, если валюта пожертвования сама по себе обесценивается, один из способов поддержания реальной стоимости целевого фонда состоит в добавлении к основной сумме всех доходов, полученных от неё, даже если жертвователь не оговорил особо целевое назначение процентного дохода, полученного от его вклада.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 19 марта 1985 г.: там же.)
В целом, хотя друзьям разрешено указывать особую цель для своего вклада, очевидно, что зачастую было бы лучше позволить Собранию использовать эти вклады без ограничений. Кроме того, Собрание ни в коем случае не обязано принимать целевой взнос; но если оно делает это, оно обязано потратить этот взнос именно на указанную цель.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 21 августа 1980 г.: там же.)
...Необходимо позаботиться о том, чтобы по какой-либо причине не нарушить право человека на указание особой цели для своего вклада.
Поэтому необходимо разъяснить отдельным верующим и Местным Духовным Собраниям, как они должны учитывать свои целевые ассигнования, чтобы Национальное Собрание могло знать, предназначен ли вклад для какого-то конкретного сегмента национального бюджета, или это отдельный вклад, который просто идёт через Национальное Собрание без изменений. Принимая во внимание заявление Хранителя, следует полагать, что, если нет указаний на обратное, целевые взносы учитываются сверх ассигнований, выделяемых из Национального Фонда.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Соединённых Штатов, 18 января 1968 г.)
Как правило, друзья должны понимать, что возвышенные стандарты, изложенные в нашем Учении, поощряют их всегда предлагать свой вклад свободно, благородно и щедро, проникнувшись высоким чувством продвижения Дела Божьего в любой возможной форме. Однако, если по какой-либо причине они хотят ограничить использование своих взносов или даже сделать факт такого пожертвования известным другим людям, не следует препятствовать им в исполнении их желания.
В свете вышесказанного было бы полезно объяснить эти указания г-ну N, и если он подтвердит своё желание, у вас не будет возражений против того, чтобы вы поместили табличку с именем семьи Z в здании Информационного центра бахаи в Y, которое он пожертвовал вам.
Руководство, данное во втором абзаце, должно быть передано Местному Духовному Собранию Y, и им нужно сказать, что если они всё ещё хотят объявить о вкладе в свой χаκδрат ал-οудс на Празднике Девятнадцатого Дня, они должны знать, что они не могут сделать это без разрешения жертвователя, поскольку он имеет право на конфиденциальность своих вкладов.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 30 декабря 1979 г.)