XIII. СМЕРТЬ
Раздел из справочника бахаи «Светочи руководства» (Lights of Guidance)
Оглавление
630. Каждому бахаи следует написать завещание
637. Запрещено перемещать тело более чем на расстояние часа пути
638. Погребальные законы, обязательные для верующих на Западе
639. Подготовка к погребению — бальзамирование не допускается
640. Законы погребения бахаи — гроб должен быть из хрусталя, камня или дерева
641. К зародышу следует относиться с уважением, независимо от возраста
643. В случае смерти на море применяется морское право — захоронение на суше предпочтительнее
644. Верующий должен обеспечить, чтобы его похоронили согласно закону бахаи
645. Обёртывание тела покойника
646. Лицо покойного должно быть обращено к кибле
647. Час пути может исчисляться от городской черты
648. Кладбище более чем в часе пути пешком от деревни
651. Должны проинформировать бахаи, находящихся на военной службе, о погребальных законах
652. Бахаи разрешается принимать землю от государства для устройства кладбища
656. Величайшее Имя или эмблема для перстней неуместны на надгробиях
657. Официальное отпевание бахаи — только для верующих
658. Нужно придерживаться предельной простоты и гибкости
659. Нет никаких возражений против посещения бахаи небахаисткого отпевания по умершему бахаи
660. Обязательная молитва по усопшим — можно менять род
661. Молитва по усопшему читается одним из верующих
662. Небахаи могут присутствовать при чтении Пространной молитвы по усопшим..
663. Молитва по усопшим — особые условия
664. Любая молитва может читаться за женщину — текст не должен меняться
667. Тело можно оставлять для медицинских опытов, останки нельзя кремировать
668. Сокровенный Храм созерцает свою физическую оболочку
669. Тело формируется постепенно, и поэтому должно распадаться постепенно.
670. Духовное Собрание не может организовывать кремацию останков бахаи
671. Можно использовать слово «бахаи» в центре девятиконечной звезды
672. Можно использовать цитаты из Писаний на могильных памятниках
673. Родственников-небахаи допускается хоронить на кладбищах бахаи
674. Самоубийство строго осуждается в Учении.
675. Свет, явленный Бахауллой, может облегчить отчаяние, что охватывает молодёжь
676. Бахаи могут молиться за любых умерших людей
677. Следует изгнать из головы все мысли о самоубийстве и смерти
678. Утешение скорбящему родителю
679. Дары и благие поступки в память об умерших
680. Человеку суждено Богом развиваться духовно на протяжении вечности
682. Душа будет продолжать возноситься через многие миры
683. Мы можем помочь каждой душе достичь высокого положения
684. Заступничество в мире ином
685. Завещание в пользу бедных
686. Природа души после смерти никогда не сможет быть описана
687. Не существует душ, привязанных к земле
688. Злые души, ушедшие из этого мира, не имеют никакой власти над людьми
690. Воздействие святых и духовно развитых душ
692. Иной мир находится в этом мире
695. Смерть перестанет восприниматься как нечто ужасное
696. Если бы благословения иного мира были зримы, никому не захотелось бы оставаться в этом мире
697. Благие души достигнут значительно более благородного и прекрасного положения
700. Некоторые вещи остаются для нас загадкой на текущем этапе развития
702. Наши рассуждения о природе жизни после смерти весьма далеки от истины
703. Бог может быть познан только через Своих пророков — Рай и ад суть наши внутренние состояния
704. Путь духовного развития бесконечен
705. Как «попасть на небеса»: два условия
В Китаб-и-Агдас Бахаулла заявил:
«Всякому вменяется в обязанность написание завещания. Пишущий завещание должен украсить начало его Величайшим Именем, свидетельствовать в нём о единосущности Бога в Рассвете Его Откровения и упомянуть, по желанию своему, о том, что достойно похвалы, да будет сие свидетельством в его пользу в царствах Откровения и Творения и сокровищем, хранимым у Господа его, Верховного Защитника, Верного».
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 4 сентября 1982 г.)
В соответствии с Учением Бахауллы, написание завещания, по сути, есть обязанность каждого отдельного бахаи. Каждый верующий может свободно распоряжаться своим имуществом любым способом, который он выберет, в пределах, установленных гражданским законодательством, после оплаты расходов на погребение и погашения всех своих долгов и обязательств. Есть несколько способов, как верующий может оставить инструкции относительно своего погребения; нет никаких возражений против того, чтобы такие инструкции были включены в завещание, если закон разрешает это, а верующий желает так поступить.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Боливии, 1 октября 1980 г.)
Если верующий желает завещать часть своего имущества Национальному или Местному Духовному Собранию, вы можете предоставить ему информацию о правильном названии и юридическом адресе, и можете сообщить интересующимся, что ни Национальные, ни Местные Духовные Собрания не должны назначаться душеприказчиками.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Гавайских островов, 14 января 1971 г.)
Друзьям следует настоятельно рекомендовать включать в своё завещание требование о том, чтобы их похороны проводились под эгидой Веры бахаи,— или, по крайней мере, в соответствии с её требованиями,— и они должны ещё при жизни известить об этом как Местное Духовное Собрание, так и своих родственников. Таким путём вполне возможно достичь соглашения с родственниками-небахаи до момента наступления смерти.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Франции, 18 августа 1972 г.)
С точки зрения закона бахаи последняя воля человека священна и, таким образом, когда наследодатель завещает что-то Духовному Собранию и присоединяет к этому определённые обязанности и условия, Собрание несёт ответственность за их выполнение. Тем не менее, если завещание накладывает необоснованное финансовое бремя или ставит условие, которое могло бы стать необоснованным финансовым бременем, или если выполнение этих условий может нанести ущерб интересам Веры, Собрание может не иметь другой альтернативы, кроме как отказаться от завещанного, так как если оно примет его, то будет обязано и выполнить связанные с этим условия.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Германии, 10 января 1978 г.)
С другой стороны, если наследодатель, будучи бахаи, в своём завещании даёт распоряжение, противоречащее закону бахаи (например, похоронить его останки в месте, отдалённом более чем на час пути от места смерти), это положение должно быть признано недействительным по закону бахаи, и Собрание не должно выполнять его, даже если неспособность сделать это приведёт к отзыву завещания согласно гражданскому праву. Если в рамках гражданского права невыполнение такого условия не отменяет завещание целиком, Собранию не требуется отказываться от завещанного имущества, как ему пришлось бы поступить в случае невыполнения какого-либо правомерного условия.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Германии, 10 января 1978 г.)
Шоги Эффенди призывал Местные Духовные Собрания напоминать друзьям, чтобы они не упускали из виду важность завещания. В письмах, написанных от его имени, мы находим следующие важные моменты.
1. Друзья могут формулировать положения своего завещания, как им заблагорассудится, а Духовное Собрание обязано поддерживать и обеспечивать соблюдение этих положений,— если, конечно, они не находятся в противоречии с принципами Веры.
2. Хотя друзьям было бы уместно и целесообразно оставить на хранение копию своего завещания у Духовного Собрания, их нельзя обязывать делать это, они должны быть свободны в этом вопросе.
3. Духовному Собранию не нужно публиковать текст «образцового» завещания. Каждый верующий должен формулировать своё завещание так, как сам пожелает.
Среди прочего, следует помнить, что человек имеет полное право распределить своё имущество так, как он хочет, при условии, что все его долги выплачены и нет никаких законодательных ограничений на право граждан завещать свою собственность. Завещание человека священно, поэтому бахаи не разрешается оспаривать положения чьего-либо завещания. Гражданское право в отношении составления завещаний иногда довольно сложно, поэтому при составлении завещания настоятельно рекомендуется проконсультироваться с юристом, чтобы гарантировать, что намерения человека не окажутся аннулированы каким-либо возможным нарушением требований закона при составлении или исполнении завещания. Кроме того, весьма желательно, чтобы бахаи приняли меры в течение своей жизни к тому, чтобы гарантировать свои похороны в соответствии с законом бахаи, и чтобы их останки не были кремированы. Может существовать возможность включить такое положение в завещание, но не исключено, что потребуется какая-то другая процедура, в зависимости от положений гражданского права.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 4 сентября 1986 г.)
…Тело усопшего запрещается переносить на расстояние, превышающее час пути от города; лучше, светло и с миром, предать его земле в местности близкой.
(Бахаулла. Китаб-и-Агдас, К130).
ВОПРОС: Применимо ли установление о том, что тело усопшего не должно перевозиться на расстояние, превышающее час пути, к перевозкам и по суше, и по морю?
ОТВЕТ: Это требование применимо к перевозкам по морю, равно как и по суше, будь то час пути на пароходе или по рельсам; существенно то, что это именно час времени, каковы бы ни были средства передвижения. При этом чем быстрее состоится погребение, тем сие будет более подобающим и приемлемым.
(Бахаулла. Китаб-и-Агдас, Вопросы и ответы, ВиО16, стр. 111—112)
Что касается закона о погребении, Всемирный Дом Справедливости предлагает Вам ограничить ваше заявление следующими частями этого закона, которые в настоящее время обязательны для верующих на Западе:
(1) Тело должно быть похоронено, а не кремировано.
(2) Молитва по усопшему должна читаться по верующим в возрасте 15 лет или старше. Это, как вы знаете, молитва под номером CLXVII в книге «Молитвы и размышления» Бахауллы.
(3) Тело нельзя перевозить более чем на час пути от места смерти. Способ транспорта неважен, главное, что путь не должен занимать больше времени, чем один час.
(Письмо от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Эквадора, 3 декабря 1975 г.)
Что касается вопросов, которые вы задаёте по поводу похорон бахаи и т. д. В настоящее время Хранитель не придаёт особой важности этим вопросам, поскольку установление этих практик может отвлечь внимание от более важных задач, стоящих перед нами. Тем не менее, вот ответы на них:
· Из Учения бахаи с очевидностью вытекает, что тело нельзя бальзамировать.
· Захоронение должно происходить в пределах часа пути от места смерти.
· Приготовление тела к погребению включает тщательное омовение, а также обёртывание в саван из белой ткани, предпочтительно шёлка.
· В Учении ничего не говорится по поводу передачи тела научным организациям для проведения исследований, поэтому любой человек может поступать в этом случае так, как пожелает, до того времени, пока Всемирный Дом Справедливости не примет соответствующее постановление,— конечно, если они когда-нибудь решат сделать это.
· Обычная практика на Востоке — хоронить человека в течение 24 часов с момента смерти, иногда даже раньше, хотя в Учении конкретный срок не установлен.
(Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 2 апреля 1955 г.)
Говоря кратко, закон о погребении усопших гласит, что:
· Нельзя переносить тело от того места, где наступила смерть, на расстояние, превышающее час пути;
· Тело должно быть обёрнуто в саван из шёлка или хлопка, а на палец усопшего должно быть надето кольцо с надписью «Начало моё — в Боге, и к Нему возвращаюсь я, отрешась ото всего, кроме Него, крепко держась за Имя Его Милостивый, Сострадательный»;
· Гроб должен быть изготовлен из хрусталя, камня или твёрдого и хорошего дерева.
· Дана специальная Молитва по усопшим (см. прим. 11 к Китаб-и-Агдас), которую читают перед тем, как предать тело земле.
· По утверждению Абдул-Баха и Хранителя, этот закон запрещает кремацию тела.
· Установленная молитва и кольцо предназначены для тех, кто ко времени кончины достиг возраста совершеннолетия, то есть 15 лет.
(Китаб-и-Агдас, примечание 149).
С точки зрения бахаи, душа присутствует от момента зачатия и, следовательно, к плоду, независимо от его возраста, не следует относиться с неуважением и небрежно выбрасывать его в печь для сжигания отходов, если это может быть предотвращено. Дом Справедливости не нашёл в Писаниях никаких конкретных ссылок на захоронении эмбрионов, и в предыдущих случаях всегда оставлял такие подробности на усмотрение родителей. В одном случае во Всемирный Центр сообщили, что родители похоронили плод в углу своего собственного сада и прочли несколько молитв за развитие души своего ребёнка.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 6 сентября 1987 г.)
Как было объяснено вашему Собранию в письме, написанном от имени Всемирного Дома Справедливости 10 января 1978 года, если бахаи в своём завещании даёт распоряжение, противоречащее закону бахаи, это положение должно быть признано недействительным по закону бахаи, и ни родственники-бахаи, ни Духовное Собрание не имеют права выполнять его. Таким образом, если бахаи указал в своём завещании, что его останки должны быть кремированы, его следует, тем не менее, похоронить в соответствии с законом бахаи,— если нет какого-то элемента гражданского права, согласно которому это не дозволяется, в каковом случае гражданское право имеет приоритет; однако Собрание, как уже было указано выше, не может принимать участия в этом…
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Германии, 9 декабря 1984 г.)
Законы о погребении, явленные Бахауллой в Китаб-и-Агдас, не упоминают случай смерти в открытом море. До тех пор, пока Всемирный Дом Справедливости не издаст соответствующий закон, друзья, сталкивающиеся с подобными случаями, должны руководствоваться гражданским или морским правом, применимым в данных обстоятельствах. Если же будет достигнута земля, то очевидно, что тело должно быть похоронено в земле в ближайшем подходящем месте.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, цитируется в письме, написанном от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Новой Зеландии, 20 октября 1974 г.)
Погребальные законы бахаи ничего не говорят о захоронении в море, и Дом Справедливости ещё не издал закона об этом. Тем не менее, предпочтительно, чтобы бахаи был похоронен на земле, когда это возможно.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости от 23 декабря 1985 г.)
Друзья, конечно, должны быть проинформированы о законах бахаи, касающихся погребения, и должны сделать всё возможное для того, чтобы после своей смерти они были похоронены в соответствии с законом бахаи. Это не всегда возможно обеспечить, просто изложив такое распоряжение в завещании, и Собрания должны обсудить данный вопрос, при необходимости обращаясь за юридической консультацией, что гарантировать бахаи, находящимся под их защитой, похороны согласно закону бахаи.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости одному Национальному Духовному Собранию, 31 декабря 1972 г.)
Баб указал в Байане, что тело усопшего должно быть обёрнуто в пять пелён из шёлка или из хлопка. Бахаулла подтвердил это требование, добавив, что «для того, чьи средства ограничены, достаточно и одной пелены из любой названной ткани».
На вопрос о том, что подразумевается в этом законе под «пятью пелёнами» — «пять саванов полной длины» или «пять полотнищ ткани, что до сих пор применялись по обычаю», Бахаулла ответил, что речь идёт о «пяти полотнищах ткани».
В Писаниях бахаи нет конкретных указаний относительно того, как именно полагается обёртывать мёртвое тело, ни в случае «пяти полотнищ ткани», ни в случае «одной пелены». В настоящее время бахаи могут в данном вопросе полагаться на собственное мнение.
(Всемирный Дом Справедливости: примечания к Китаб-и-Агдас, п151).
Мёртвых следует хоронить лицом к кибле. Также нужно прочесть соборную молитву. Других церемоний, помимо этого, нет.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 6 июля 1935 г.)
Мы получили указание от Всемирного Дома Справедливости передать его ответ на Ваш запрос от 20 июня 1978 года о погребальном законе бахаи, касающемся одного часа пути от места смерти.
Всемирный Дом Справедливости рекомендует, чтобы «местом смерти» считался город или населённый пункт, где верующий скончался, и поэтому путь в один час может отсчитываться от городской черты до места погребения. Тем не менее, следует иметь в виду, что дух закона Бахауллы таков, что человек должен быть похоронен рядом с местом своей смерти.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Эквадора, 9 июля 1978 года)
Всемирный Дом Справедливости получил Ваше письмо от 10 августа 1981 года, в котором Вы просите руководства касательно соблюдения закона о погребении умерших в тех случаях, когда кладбище находится более чем в часе пути пешком от деревни.
Если альтернативные транспортные средства в ситуациях, подобных описанной Вами, недоступны или неудобны, бахаи такой деревни могли бы попробовать приобрести участок земли под кладбище ближе к деревне, чтобы до него можно было добраться в течение одного часа от деревенской околицы. Если такое решение не представляется возможным, верующие просто должны сделать всё возможное на текущий момент, чтобы максимально сократить время путешествия. В любом случае, Дом Справедливости предполагает, что путешествие вряд ли будет значительно превышать предел в один час.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Панамы, 21 сентября 1981 г.)
Установка надгробного камня не имеет никакого иного значения, кроме как подчеркнуть наше глубокое убеждение в том, что наши души приходят от нашего Создателя и к Нему возвращаются, и что мы верим в Него и доверяем Ему.
(Из письма от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию Индии, 29 июля 1942 г.)
Баб велел нам хоронить умерших в шёлке (если возможно), и в хрустальных гробах. Почему? Потому что тело, хотя теперь и ставшее прахом, когда-то было возвышено благодаря бессмертной душе человеческой!
(Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 13 ноября 1944 г.
Вы также должны сообщить всем бахаи, находящимся на службе, что они должны принять все необходимые меры к соблюдению погребальных законов бахаи. Они должны также уведомить свои семьи и близких родственников об этих законах и о своём желании быть похороненными в соответствии с законом бахаи.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Соединённых Штатов, 11 января 1968 г.)
В ответ на Ваш вопрос о приобретении земли у государства для конкретной цели создания кладбища бахаи, Дом Справедливости сообщает, что для бахаи вполне допустимо принимать от государственных органов, в собственность или в пользование, земельные участки для этой цели.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Бразилии, 20 февраля 1978 г.)
Вы сообщили в своём письме, что там существует обычай проводить эксгумацию тела по прошествии трёх лет, чтобы перезахоронить его в меньшем по размерам гробу. Так как это, по-видимому, не требуется по закону, вам следует посоветовать друзьям принять необходимые меры и договориться с кладбищенскими властями, чтобы эксгумацию тела не проводили.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Бразилии, 20 февраля 1978 г.)
654. В настоящее время устройство кладбищ бахаи никак не регламентируется
В настоящее время не существует никаких определённых указаний касательно устройства кладбищ бахаи. Тем не менее, в одной из Своих Скрижалей Учитель подчёркивает, что кладбище должно выглядеть красиво, и утверждает, что могилы не должны быть соединены вместе, но вокруг каждой должна быть клумба, охватывающая все четыре стороны. Он также говорит, что хорошо было бы выкопать посредине кладбища пруд, окружив его — а также и всё кладбище — красивыми деревьями.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Бразилии, 20 февраля 1978 г.)
Всемирный Дом Справедливости получил Ваше письмо от 15 июня 1984 года с просьбой разъяснить, допустимо ли хоронить небахаи на кладбище бахаи, и попросил нас передать вам следующее.
Было бы несправедливо отказываться хоронить на кладбище бахаи того, кто потерял своё право голоса. Вполне возможно, чтобы родственники-небахаи верующих или других небахаи могли быть похоронены на кладбище бахаи. Однако решающим фактором здесь может оказаться размер участка земли, выбранный для использования в качестве кладбища бахаи,— достаточно ли он велик, чтобы обеспечить захоронение небахаи. Предлагается не принимать в данном отношении никаких жёстких правил, но рассматривать каждый случай в свете конкретных обстоятельств.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Бразилии, 12 июля 1984 г.)
Как правило, строительство сооружений или надгробий на могилах должно быть предоставлено семье покойного, и все расходы также должны быть покрыты ими. Использование Величайшего Имени или эмблемы для перстней на надгробиях неуместно. В письме от 17 сентября 1971 года одному из верующих мы писали:
Что касается вопросов, которые Вы задаёте в Вашем постскриптуме, то не существует какого-либо конкретного решения в отношении типов надгробий, которые могут использоваться на кладбищах. Тем не менее, в отношении надписи на надгробии возлюбленный Хранитель просил верующих не использовать Величайшее Имя ни в какой форме, но девятиконечная звезда может быть использована. Или Вы можете начертать на надгробии подходящий текст из Священного Писания. Положение тела в могиле должно быть ногами в сторону киблы, то есть, Бахджи в Акке.
(Письмо Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Уганды, 4 мая 1972 г.)
Официальное отпевание бахаи возможно только по верующему, но нет никаких возражений против чтения молитв бахаи,— или даже против того, чтобы бахаи провёл отпевание по небахаи, если ему это было предложено.
(Из письма от имени Хранителя Национальному Духовному Собранию Соединённых Штатов, 20 июля 1946 г.)
Что касается отпевания бахаи: оно крайне просто, так как ограничивается лишь соборной молитвой, которую следует читать перед захоронением… Ваше Национальное Духовное Собрание должно проявлять большую осторожность и следить, чтобы среди друзей не сложилось никакой единой процедуры или унифицированного ритуала, и чтобы ничего подобного им не навязывалось. Опасность в этом, как и в некоторых других случаях богослужений бахаи, заключается в том, что верующими может быть разработана обязательная система жёстких ритуалов и практик. Нужно придерживаться предельной простоты и гибкости…
(Из письма от имени Хранителя Национальному Духовному Собранию Соединённых Штатов и Канады, 10 января 1936 г.)
Нет никаких возражений против посещения бахаи небахаисткого отпевания по умершему бахаи, если его родственники-небахаи помешали совершиться похоронам по обряду бахаи. Если обстоятельства позволяют, бахаи следует попытаться прочесть молитвы бахаи за развитие души их ушедшего в мир иной друга. Если они не могут быть прочитаны на похоронах, их следует вознести в другое время.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Колумбии, 4 мая 1966 г.)
У нас есть Ваше письмо от 23 декабря 1966 г. с вопросом о том, допустимо ли изменять род местоимения в молитве бахаи по усопшему, когда покойный — женщина.
Эта молитва по усопшим приводится на стр. 260 сборника «Молитвы и размышления». Эта молитва позволяет изменять род. Другие молитвы по усопшим необязательны, но если они используются, их следует читать так, как они явлены.
(Письмо Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Соединённых Штатов, 17 января 1967 г.)
#10. В Молитве по усопшим… (к основному тексту Китаб-и-Агдас)
Молитва по усопшим (см. Некоторые тексты...) — единственная соборная Обязательная молитва бахаи, то есть должна читаться сообща; её произносит один из верующих, в то время как все присутствующие стоят в молчании (см. прим. 19). Бахаулла указал, что эту молитву надлежит читать только по взрослому (ВиО 70), что её чтение должно предшествовать погребению усопшего и при произнесении её нет необходимости обращаться к кибле (ВиО 85).
Остальные подробности, касающиеся Молитвы по усопшим, собраны в Обзоре и Своде, раздел IV.A.13-14.
(Китаб-и-Агдас, п10).
Нет никаких возражений против присутствия небахаи во время чтения Пространной молитвы по усопшим, если они уважают нашу манеру чтения этой молитвы,— то есть, если они поднимутся со своих мест и будут стоять, как это делают в подобных случаях бахаи. Более того, не может быть никаких возражений против присутствия небахаи во время чтения любой молитвы бахаи по усопшим.
(Из письма от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию Соединённых Штатов и Канады, 20 июля 1946 г.)
Молитва по усопшим должна читаться на похоронах, если умерший был старше 15 лет. Если на похоронах нет ни одного человека, умеющего читать, достаточно сказать лишь ту часть молитвы, которая требует повторения девятнадцать раз каждого из шести коротких стихов.
Тело должно быть помещено в могилу в таком положении, чтобы ноги указывали в сторону Акки (то есть в сторону киблы).
(Из заявления, подготовленного Национальным Духовным Собранием в Африке и одобренного Всемирным Домом Справедливости 14 июня 1982 г.)
В связи с Вашим вопросом о молитве по усопшим: любая из молитв, которые первоначально были явлены для мужчины или для женщины, может читаться за человека противоположного пола, но текст не должен меняться.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 10 ноября 1946 г.)
Как вы знаете, чтение молитв по усопшему, будь то бахаи или небахаи, поощряется в нашем Учении, поскольку такие молитвы способствуют развитию их души в потустороннем мире. Что касается проведения поминальных встреч через регулярные промежутки времени, в Учении нет ничего, что конкретно запрещало бы такие встречи, но мы находим общие указания в письмах Хранителя, где он предостерегает верующих против соблюдения обрядов и обычаев систем и религий прошлого, и вместо этого призывает их демонстрировать образ жизни бахаи и показывать независимый характер своей веры.
Приглашение людей на поминальные встречи — полностью личное дело каждой семьи, они могут принять любое решение в этом плане. Разрешать ли использование центров бахаи для таких собраний, оставлено на усмотрение вашего Национального Духовного Собрания или соответствующих Местных Духовных Собраний.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Ганы, 24 мая 1974 г.)
Он чувствует, что, принимая во внимание возражения Абдул-Баха против кремации, верующих следует решительно призывать к тому, чтобы они, в качестве акта утверждения своей веры, давали распоряжения, запрещающие кремацию своих останков. Бахаулла установил в Агдас закон, описывающий похороны бахаи, и они настолько красивы, величественны и исполнены таким достоинством, что ни одному верующему не следует лишать себя их.
(Из письма от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию Соединённых Штатов и Канады, 7 июля 1947 г.)
В Учении нет ничего, что запрещало бы нам оставлять наши тела для медицинских опытов. Единственное, что нам следует оговорить,— это что мы против кремации, поскольку это противоречит закону бахаи.
Множество людей сегодня указывает, что они хотят оставить своё тело для медицинских опытов, и поэтому он предлагает Вам разузнать,— через друга-юриста или через какую-нибудь клинику,— как это можно сделать, а затем дать необходимые распоряжения в завещании, указав, что Вы желаете, чтобы Ваше тело послужило человечеству после смерти, и что, будучи бахаи, запрещаете кремировать свои останки и требуете, чтобы они были похоронены на расстоянии не более часа пути от места Вашей смерти.
Дух не имеет связи с телом после смерти, однако это тело когда-то было храмом духа, и Учение бахаи предписывает обращаться с ним уважительно.
(Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 22 марта 1957 г.)
Поскольку сия физическая оболочка есть престол сокровенного храма, то всё, происходящее с первой, ощущается и последним. В действительности то, что радуется наслаждению или печалится от боли, есть сокровенный храм тела, а не само тело. Поскольку сие физическое тело есть престол, на коем утверждён сокровенный храм, то Бог предписал, дабы тело охранялось, насколько это возможно, и не случилось ничего, что могло бы вызвать отвращение. Сокровенный храм созерцает свою физическую оболочку, коя есть его престол. Посему, если последней выказывается уважение, то восприемником его становится первый. Обратное также истинно.
Посему предписано было, дабы мёртвому телу оказывались величайшие почести, и обращались с ним уважительно.
(Баб. «Избранное из Писаний Баба», стр. 95)
Будьте уверены, что Ваше письмо не доставило нам никаких хлопот. В действительности, мы были счастливы узнать, что в осеннюю пору физической жизни Ваша душа озарилась вечным светом, излитым на мир Бахауллой. Что касается Вашего вопроса о кремации: закон бахаи предписывает похороны. Наставления Бахауллы, содержащиеся в Его Наисвятой Книге, чётко разъясняют этот закон. Шоги Эффенди в письме, написанном от его имени одному из верующих в 1955 г., даёт такой комментарий: «Абдул-Баха... также объяснил, что похороны соответствуют природе, и следует придерживаться именно их». Объяснение Учителя, на которое ссылается Шоги Эффенди, содержится в явленных Им Скрижалях. Одна из них была опубликована в журнале «Звезда Запада», том XI, № 19, стр. 317; вот цитата из неё:
Твоё письмо было получено. По причине нехватки времени я отвечу кратко: Тело человеческое, образовавшееся постепенно, должно и распадаться постепенно. Таков естественный, природный порядок вещей, равно как и Божественный закон. Если бы ему было лучше сгореть после смерти, то оно в самый момент своего сотворения было бы так задумано, чтобы после смерти автоматически возгораться и обращаться в пепел. Но Божественный порядок, установленный небесными предписаниями, таков, что после смерти это тело перейдёт с одной ступени на другую, отличную от предыдущей, дабы, согласно существующим в мире отношениям, оно могло постепенно связаться и смешаться с другими элементами, минуя разные стадии, пока не дойдёт оно до растительного царства, где обратится в растения и цветы, развившись в деревья всевышнего рая, обретя благоухание и яркие краски.
Кремация, по причине своей быстроты, мешает этому преображению, поскольку элементы тела так быстро разрушаются, что достижение этих разнообразных состояний становится невозможным.
Когда мы осознаём, что наше физическое тело состоит из элементов, заложенных в землю её Создателем и постоянно используемых, благодаря упорядоченному действию Его Закона, в процессе возникновения живых существ, мы лучше поймём необходимость того, чтобы наши физические тела были отданы постепенному процессу распада. Поскольку в момент смерти подлинная и вечная сущность человека — его душа — оставляет это физическое облачение, дабы воспарить к царствам Божиим, мы можем сравнить тело с повозкой, которая была использована для путешествия сквозь земную жизнь, и нужда в которой отпала, как только цель достигнута.
(Письмо Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 6 июня 1971 г.)
Очевидно, что Духовное Собрание не может организовывать кремацию останков бахаи, даже если таково было желание самого человека и он захотел, чтобы его тело было уничтожено таким образом. Родственники-бахаи также обязаны повиноваться закону бахаи и не должны соглашаться на кремацию. Если телом умершего бахаи распоряжаются родственники-небахаи и они предлагают кремировать останки, ответственное Духовное Собрание должно сделать всё возможное, чтобы объяснить бахайское отношение к данному вопросу этим родственникам и предотвратить кремацию. Если эти усилия не приносят успеха, Собрание должно официально отмежеваться от любых процедур кремации тела; верующие, однако, вольны поступать в плане посещения похорон и кремации, как им угодно, и, конечно же, они могут вознести молитву за развитие души умершего. Собрание может, если это представляется целесообразным, договориться о проведении встречи в этот момент где-то в другом месте, чтобы прочесть за бахаи Молитву по усопшим.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Германии, 9 декабря 1984 г.)
Что касается Вашего вопроса: нет никаких причин, почему слово «бахаи» не может быть вписано в центр девятиконечной звезды на могильной плите дорогой Эльзы Венто (Elsa Vento), но эмблему для колец бахаи использовать нельзя, равно как и любую другую форму Величайшего Имени.
(Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 30 сентября 1955 г.)
Что касается вашего вопроса относительно использования Величайшего Имени на надгробиях бахаи или небахаи: Хранитель считает, что оно слишком священно, чтобы размещать его в таком месте общего пользования, и друзья не должны использовать его на надгробиях. Они могут использовать цитаты из Писаний, если хотят, но не Величайшее Имя. Естественно, если кто-то уже использовал его, допустимо оставить его там.
(Из письма от имени Хранителя Национальному Духовному Собранию Соединённых Штатов, 20 июня 1954 г.)
…Вполне возможно, чтобы родственники-небахаи верующих или других небахаи могли быть похоронены на кладбище бахаи.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Эквадора, 3 декабря 1975 г.)
Касательно секции некрологов в «Бахаи Ньюс»: хотя самоубийство так строго осуждается в Учении, это не означает, что самоубийца перестаёт быть бахаи; поэтому о нём следует упомянуть в этой секции наряду с остальными верующими.
(Из письма от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию Соединённых Штатов и Канады, 29 марта 1945 г.)
Трагично, что молодые и подающие большие надежды люди, которые, останься они в живых, смогли бы принести много пользы человечеству, отнимают у себя жизнь в момент отчаяния.
Мир, особенно в эти дни, полон бед и страданий. Нам следует быть смелыми и иметь преданное сердце. Горести и испытания должны укреплять в нас жизненную силу и решимость, а не затмевать наш энтузиазм и убивать наш дух.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 12 марта 1933 г.)
Бахаи, конечно же, может молиться за тех, кто умер, вне зависимости от причины их смерти, используя слова любых избранных им молитв, явленных по благоволению Божиему. То, как Всевышний, и по Своей справедливости, и по Своей милости, обойдётся с той или иной душой, есть тайна, неведомая нам на земном уровне существования.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 21 января 1978 г.)
В ответ на Ваше письмо от 1 мая 1979 года Всемирный Дом Справедливости велел нам поделиться с Вами следующей выдержкой из письма, написанного от имени Шоги Эффенди его секретарём одному верующему, который спрашивал о самоубийстве.
Самоубийство запрещено в Деле Божием. Только Бог, Творец всей жизни, может отнять её и распорядиться ею согласно Своему разумению. Любой, кто совершает самоубийство, рискует причинить вред своей душе и, в итоге, пострадает духовно в других, запредельных мирах.
Дом Справедливости увещевает Вас оставить всякие мысли о самоубийстве и смерти и сосредоточиться на молитве и служении Делу Бахауллы.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих, 7 июня 1979 г.)
…Он был очень опечален, услышав о Вашей скорби и Ваших трудностях. Если они обязаны только смерти Вашего сына, это не совсем оправданно, по крайней мере, в свете учения Бахауллы Он однозначно утверждает, что если бы у нас было представление о других мирах, мы не пожелали бы остаться здесь даже на единый миг. Человеку суждено Богом идти по пути духовного развития длиной в вечность. Его жизнь на этой земле — лишь первая стадия этого развития. Когда мы перерастаем нашу физическую форму, и Бог считает, что мы готовы собрать плоды нашего духовного развития, мы переходим в следующий мир. Мы называем это смертью только по причине нашей близорукости. Более правильно было бы называть это «более изобильная жизнь». Это шаг вперёд. В свете Учения, следовательно, правильным отношением с Вашей стороны было бы молиться о том, чтобы Бог осенил Вашего сына Своими бесконечными благословениями, дабы его развитие ускорилось, и чтобы Он даровал ему то блаженство, что ожидает... каждую душу.
… Мир полон страданий. Бахаулла говорит нам, что чем глубже борозды, которыми этот мир вспахивает наше существо, тем значительнее будет урожай нашей жизни и быстрее — наше духовное развитие. Все святые, воссиявшие в истории общества, должны были пройти через страдания. Эти страдания были разными, но результат их был одинаков, а именно — очищение нашего сердца и души, чтобы они могли воспринять свет Божий.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 9 декабря 1931 г.)
Учитель сказал нам, что подарки и добрые дела, совершаемые в память о тех, кто ушёл в мир иной, весьма полезны для развития их души в потустороннем царстве...
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 10 декабря 1952 г.)
Что касается души человека. Согласно Учению бахаи, человеческая душа начинается одновременно с формированием человеческого эмбриона и продолжает развиваться и проходить через бесконечные этапы существования после своего отделения от тела. Её развитие, таким образом, бесконечно.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 31 декабря 1937 г. Касательно традиций небахаи
Касательно Вашего вопроса об истинности утверждения, что душе нужно три дня, чтобы полностью отделиться от тела, Хранитель велел мне сообщить Вам, что в Священных Писаниях Дела нет конкретных ссылок на данный момент. Относительно же целесообразности молиться за умерших в течение сорока дней после смерти — это целиком и полностью мусульманская практика, ни в коей мере не обязательная ни для какого верующего. Молиться за умерших очень выгодно и полезно, это всегда будет источником утешения и чувства удовлетворения. Но нет никаких причин, почему эти молитвы должны быть ограничены определённым периодом в сорок дней.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 9 января 1934 г.)
Что касается будущей жизни, то Бахаулла говорит, что душа продолжит возноситься через многие миры. Что это за миры и какова их природа, мы не можем знать. Точно так же, как ребёнок в утробе матери не может познать этот мир, так и мы не можем познать, каков будет мир иной.
(Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 18 октября 1932 г.)
Что касается Вашего вопроса о том, может ли душа познать Истину в потустороннем мире. Обрести такое знание, безусловно, возможно, и это всего лишь знак любви и милости Вседержителя. Мы можем, через наши молитвы, помочь каждой душе постепенно достичь этого высокого положения, даже если она не смогла достичь его в этом мире. Развитие души не заканчивается со смертью. Скорее, оно начинается в ином направлении. Бахаулла учит, что в ином мире душу ждут большие и далеко идущие возможности. Духовное развитие в этой области бесконечно, и ни один человек, пребывая на этой земле, не может представить себе, насколько оно будет величественным и масштабным.
(Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 22 мая 1935 г.)
Богатство мира иного — в близости к Богу. Следовательно, не вызывает сомнения, что приближённые к Божественному Двору могут быть заступниками, и сие заступничество одобряется Богом. Но заступничество в мире ином не такое, как в этом мире. Это нечто отличное, сущность его иная и не может быть выражена словами.
(Абдул-Баха. «Ответы на некоторые вопросы», гл. 62).
Если богатый человек в момент своей смерти завещает дар бедным и несчастным, и отдаёт часть своего богатства, чтобы оно было потрачено на них, возможно, сие действие поможет ему обрести прощение и помилование, и позволит ему развиваться в Царствии Божием. Также отец и мать испытывают сильное беспокойство о своих детях и переносят трудности ради них; и зачастую, когда дети достигают возраста зрелости, их родители уходят в мир иной. Редко бывает так, чтобы отец и мать были вознаграждены в этом мире за заботу и беспокойство, которые они претерпели ради своих детей. Посему дети, в благодарность за сии заботы и беспокойство, должны вершить благотворительность и милосердие и молить о помиловании и прощении для своих родителей. Итак, вы должны, в благодарность за любовь и доброту, проявленную к Вам Вашим отцом, подавать бедным от его имени, с величайшим смирением и покорностью молить о помиловании и отпущении грехов и просить о милости свыше.
(Абдул-Баха. «Ответы на некоторые вопросы», гл. 62).
…Честь, коей Десница Милости удостоит душу, столь велика, что ни одним устам не выразить её подобающим образом, и никакой земной силе не описать её. Благословенна душа, что в час разделения с телом очищена от пустых людских измышлений. Такая душа живёт и движется согласно Воле своего Творца и вступает во всевышний Рай. Небесные Девы, обитатели горних покоев, окружат её, и Божии Пророки вместе с избранниками Его будут искать общения с ней. Душа сия будет свободно общаться с ними и расскажет им обо всём, что претерпела на стезе Бога, Господа всех миров. Если поведать человеку, что уготовано такой душе в мирах Бога, Господа престола горнего и земли дольней, всё существо его мгновенно воспламенится горячим желанием достичь сего возвышенного, освящённого и блистательного состояния. Природа души после смерти не поддаётся описанию, к тому же не подобает и непозволительно раскрывать всю её сущность пред взором людей…
(Бахаулла. «Крупицы из Писаний Бахауллы», LXXXI).
Не существует душ, привязанных к земле. Когда неблагие души умирают, они полностью исчезают с этой земли и поэтому не могут ни на кого влиять. Они духовно мертвы. Их мысли могут оказывать влияние, только пока они живы и находятся на земле… Но благим душам дана вечная жизнь, и иногда Бог допускает, чтобы их мысли достигали земли, дабы помочь людям.
(Ответы Абдул-Баха. «Ежедневные уроки, полученные в Акке», изд. 1979 г., стр. 35-36)
Злые души, ушедшие из этого мира, не имеют никакой власти над людьми. Добро сильнее зла, и даже когда они были живы, у них было очень мало силы. Сколь же меньше её у них после смерти,— и кроме того, они очень далеки от этой планеты.
(Ответы Абдул-Баха. «Ежедневные уроки, полученные в Акке», изд. 1979 г., стр. 43-44)
В Вере бахаи нет никаких указаний на существование «родственных душ». В данном случае подразумевается, что брак должен привести к глубокой духовной дружбе, которая будет продолжаться и в следующем мире, где нет никакого секса и нет материальных отношений в браке; именно так, как мы должны установить с нашими родителями, нашими детьми, нашими братьями, сёстрами и друзьями глубокую духовную связь, которая будет вечной,— а не просто физическими узами человеческих отношений.
(Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 4 декабря 1954 г.)
Что касается вопроса о том, что святые и духовные души оказывают влияние на живых существ после того, как сбросили сию материальную форму, помогают им и направляют их,— сие непреложная истина бахаи…
(Абдул-Баха. «Скрижали Абдул-Баха», т. III, с. 543)
Душа действует в физическом мире с помощью тела. Когда она отделяется от тела, она действует без посредников…
Тело — скакун, душа — наездник, и иногда всадник движется сам, без верхового животного. Но люди, которые не размышляют, говорят, что когда душа покинула тело, она уже не может действовать. Дух не имеет тела. Обдумайте сей предмет.
(Абдул-Баха: «Божественная философия», изд. 1928 г., стр. 127)
…Ответ на первый вопрос: души детей Царствия, после их отделения от тела, возносятся в обители вечной жизни. Но если вы спросите, где это место, знайте, что мир бытия — единый мир, хотя его состояния различны и непохожи. Например, неорганические формы жизни занимают свою нишу, при этом неорганические существа совершенно не осознают растительного царства…
Что касается второго вопроса: испытания Божии происходят в этом мире, а не в мире Царствия.
Ответ на третий вопрос заключается в следующем: в ином мире человеческая сущность не принимает физическую форму; напротив, она обретает небесную форму, составленную из элементов той небесной сферы.
И ответ на четвёртый вопрос: средоточие Солнца Истины находится в Божественном мире — это Царствие Божие. Чистые и незапятнанные души при распаде своих физических оболочек спешат прочь, к миру Божиему, и мир тот находится в этом мире. Люди мира сего, однако, не знают об этом мире,— точно так же, как неорганический и растительный миры ничего не знают о мире животных и мире человека.
(Абдул-Баха. «Избранное из Писаний Абдул-Баха», № 163)
Что касается вопроса о душе убийцы, и каким будет его наказание. Ответ на этот вопрос таков: убийца должен искупить своё преступление. То есть, если они казнили убийцу, его смерть есть искупление за его преступление, и после смерти Бог, в Своей справедливости, не будет налагать второе наказание, ибо Божественное правосудие не допустит сего.
(Абдул-Баха. «Избранное из Писаний Абдул-Баха», № 152)
…Возможность обеспечить союз со своей возлюбленной в следующем мире разъяснена в Учении бахаи довольно чётко. По словам Бахауллы, душа сохраняет свою индивидуальность и сознание после смерти, и способна общаться с другими душами. Это общение, однако, носит чисто духовный характер и опирается на бескорыстную и самоотверженную любовь друг к другу.
(Из письма от имени Хранителя Национальному Духовному Собранию Индии, 10 марта 1936 г.: «Заря нового Дня» (Dawn of a New Day), стр. 58)
В Своих Скрижалях Бахаулла говорит, что если бы мы смогли узнать, какое блаженство ожидает нас в мире грядущем, вопрос смерти потерял бы свою остроту; напротив, мы, скорее, приветствовали бы её, видя в ней врата на пути в иные сферы, что неизмеримо выше и благороднее, чем эта юдоль страданий, которую мы называем «наша Земля». Таким образом, Вы должны думать о тех благословениях, что излились на них, и утешать себя тем, что разлука будет недолгой. Со временем все мы соединимся с перешедшими в мир иной и разделим с ними все их радости.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 13 января 1932 г.)
Бахаулла говорит, что если бы у нас была способность узреть благословения иного мира, мы бы и часа лишнего не вынесли на земле. Мы лишены этого видения, потому что в противном случае никто не захотел бы остаться, и вся ткань общества расползлась бы.
Шоги Эффенди хочет поэтому, чтобы вы подумали о её благословениях и порадовались её счастью. Если бы мы истинно верили в слова Пророков, мы не боялись бы смерти и не чувствовали бы себя подавленными в связи с кончиной наших близких.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 22 октября 1932 г.)
…Такие искренние души, когда они покинут эту жизнь, достигнут значительно более благородного и прекрасного состояния бытия, чем нынешнее их положение. Мы боимся его только потому, что ничего не знаем о нём, и не доверяем словам Пророков, Которые приносят истинное послание уверенности из той духовной области. Мы должны встречать смерть с радостью, особенно если наша жизнь на этом плане существования была полна добрых дел.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 31 декабря 1932 г.)
…Во-первых, относительно человеческой души и её истинной природы. Согласно представлениям бахаи, душа человека,— или, другими словами, его внутренняя духовная сущность или реальность,— не дуалистична. У нас нет такого понятия, как, например, в Зороастризме, где верят в наличие у человека двойной природы,— чётко выделенного высшего Я и низменной личности. Эти два стремления, к добру и к злу, суть проявления единой реальности и единой личности. Последняя может развиваться в любом направлении. Всё зависит, по сути, от воспитания и образования, которое получил человек. Природа человека состоит из возможностей — как для добра, так и для зла. Истинная религия может дать ему возможность воспарить в высшие сферы духа, а её отсутствие может, как мы сейчас и наблюдаем вокруг нас, заставить его пасть в самые низменные глубины деградации и позора.
(Из письма от имени Шоги Эффенди Альфреду Ханту, 25 мая 1936 г.)
Касательно ссылки на Скрижали Бахауллы, где Он говорит, что все родственники верующих достигнут Царствия в мире ином; под этим подразумевается лишь частичное его достижение. Они могут, однако, развиваться до бесконечности, поскольку духовный прогресс в ином мире безграничен и возможен не только для тех, кто узнал о Деле Божием и признал его, находясь ещё в этом мире.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 30 апреля 1940 г.)
Что касается Вашего вопроса о глубоком и тщательном исследовании Учения: конечно же, бахаи могут и должны размышлять о важности Писаний, стремясь до конца понять их смысл. Нет и не может быть никаких возражений против этого. Однако некоторые вещи, по самой своей природе, остаются для нас загадкой,— по крайней мере, на текущем этапе нашего развития. Одна из этих вещей — это на что похож следующий мир.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 19 января 1942 г.)
Вы просите объяснить, что происходит с нами после того, как мы покидаем этот мир: На этот вопрос ни один из Пророков никогда не отвечал подробно, по той простой причине, что невозможно донести до человеческого осознания нечто в корне отличающееся от всего, что он когда-либо испытывал. Абдул-Баха дал замечательный образ отношения этой жизни к следующей — мы здесь подобны ребёнку в утробе матери; он растит свои глаза, уши, руки, ноги, язык,— и при этом ему нечего видеть или слышать, он не может ни ходить, ни хватать предметы, ни говорить; все эти способности он развивает для следующего мира. Если бы Вы попытались объяснить эмбриону, каков этот мир, он никогда не смог бы понять этого,— он поймёт это только тогда, когда родится и сможет использовать эти способности. Таким образом, мы не можем представить наше состояние в следующем мире. Единственное, что мы знаем,— это что наше сознание, наша личность сохранится в каком-то новом состоянии, и что тот мир настолько же лучше этого, как этот лучше тёмного чрева нашей матери…
Наше прошлое не имеет такого уж большого значения в этом мире; важно, что мы намерены делать с нашим будущим. Неоценимая важность религии в том, что когда человек активно связан с ней, когда он обретает реальную и живую Веру в Пророка и Его Дело, он получает силы, превышающие его собственные, и эти силы помогают ему развивать свои хорошие качества и преодолевать плохие. Подлинная цель религии — изменить не только наши мысли, но и наши поступки; когда мы верим в Бога, Его Пророка и Его Учение, мы обнаруживаем, что мы растём,— хотя, возможно, мы и сами не думали, что в состоянии расти и меняться!
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 3 октября 1943 г.)
Хранитель считает, что хотя и нет никакого вреда в рассуждениях на эти абстрактные темы, не следует придавать им слишком большого значения. Даже наука до сих пор не решила окончательно вопрос о природе материи, и мы, в этом физическом мире, вряд ли сможем составить целостное и адекватное представление о мире духовном.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 19 января 1942 г.)
Мы сможем воспринимать дух Божий в следующем мире через Его Пророков, однако Бог слишком велик, чтобы мы могли познать Его без такого Посредника. Пророки обладают знанием о Боге, однако каково это знание, наш разум никогда не в силах будет постичь. Мы верим, что в следующем мире мы узрим Пророков. Грядущая жизнь, несомненно, существует. Рай и ад — наши внутренние состояния.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 14 ноября 1947 г.)
Поскольку почти никогда не бывает так, чтобы, достигнув некоей духовной цели, мы не увидели бы за ней следующую, которую нам ещё только предстоит достичь, он призывает Вас,— человека, уже так далеко продвинувшегося на стезе духовности,— не беспокоиться о том расстоянии, которое вам ещё только предстоит одолеть! Это бесконечный путь, и, без сомнения, в следующем мире душа удостоится чести приблизиться к Богу так, как это невозможно в рамках ограничений этого физического плана.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 3 марта 1955 г.)
«Попадание на небеса», как Вы это называете, зависит от двух условий: веры в Богоявление в Его День, что в нынешнюю эпоху означает веру в Бахауллу, и благих поступков,— то есть, вести максимально благородную, по мере наших сил, жизнь и поступать с окружающими так, как мы хотели бы, чтобы они поступали с нами. Но мы должны всегда помнить, что наше бытие и всё, что мы имеем или когда-нибудь будем иметь, зиждется на милости Божией и Его благоволении,— и, следовательно, Он может допустить к Себе на небеса,— которые, в действительности, суть близость к Нему,— даже самых скромных, если Он так пожелает. Мы всегда надеемся, что обретём Его милость, если будем стремиться к ней.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 12 января 1957 г.)