XI. СОВЕЩАНИЕ
Раздел из справочника бахаи «Светочи руководства» (Lights of Guidance)
...Скажи: Ни один человек не может достичь своего истинного положения, кроме как через свою справедливость. Никакой силе не быть, кроме как через единение. Ни благоденствия, ни процветания не достичь, кроме как через совет.
(Бахаулла: приводится в компиляции «Совет
бахаи», стр. 3,
из ранее не переводившейся Скрижали)
Два светила — совет и сострадание — освещают небеса Божественной мудрости...
(Бахаулла: «Скрижали Бахауллы, явленные после Китаб-и-Агдас», стр. 126)
...Совещание, откровенное и свободное, — вот прочнейший фундамент этого уникального Порядка. Руководящие полномочия сосредоточены в руках избранных членов Национального Собрания. Власть же и инициатива по сути своей исходят от всей общины верующих, которая действует через своих местных представителей.
(Постскриптум, добавленный рукой Хранителя к
письму, адресованному от его имени Национальному Духовному Собранию Соединённых
Штатов и Канады,
18 ноября 1933 г.)
Цель совещания — показать, что мнения нескольких человек, несомненно, предпочтительнее, чем мнение одного человека, также как и сила нескольких людей, безусловно, больше, чем сила одного человека. Посему совещание угодно в присутствии Вседержителя, и оно было предписано верующим, дабы они могли обсуждать и бытовые, и личные вопросы, равно как и дела, представляющие общий интерес.
Например, если при планировании некоего дела человек посоветуется с некоторыми из своих собратьев, непременно обнаружится и явится пред его очами наилучший вариант, и истина будет раскрыта. Также и на более высоком уровне, если жители деревни станут советоваться друг с другом касательно своих дел, им обязательно откроется верное решение. Аналогично и представителям каждой профессии, в том числе в промышленности, следует советоваться, равно как и тем, кто занимается торговлей, следует обсуждать между собой деловые вопросы. Говоря кратко, совещаться приемлемо и желательно во всём и по любым вопросам.
(Абдул-Баха: приводится в компиляции «Совет бахаи»; выдержка из письма Хранителя Национальному Духовному Собранию Персии, 15 февраля 1922 г., с. 8, Wilmette 1980 ed.)
Каждое сердце должно превратиться в телеграфную станцию, где один конец провода прикреплён к душе, а другой соединён с Небесными Сонмами, чтобы из Царства Абхā могло исходить вдохновение, и мы могли обсуждать темы, относящиеся к реальности. В этом случае все мнения будут соответствовать истине; день ото дня ситуация будет улучшаться, и встречи станут более сияющими и духовными. Достижение этого обусловлено единством и согласием. Чем совершеннее любовь и согласие, тем более активной будет поддержка свыше и помощь Благословенного Совершенства... При обсуждениях смотрите на реальность, не думая о себе. Пусть никто не отстаивает лишь своё собственное мнение и не настаивает на нём; нет же, пусть каждый исследует реальность с величайшей любовью и в согласии со своими собратьями. Совещайтесь по каждому вопросу, и когда кто-то представляет точку зрения, соответствующую реальности, она должна быть принята всеми. Тогда среди вас расцветёт духовное единство, в каждом из вас увеличится ясность мысли, счастье станет более изобильным, и вы будете неуклонно приближаться к Царству Божьему.
(Абдул-Баха: «Провозглашение всеобщего мира», стр. 183)
Что касается совещания: любой человек может обратиться в Собрание с некоей проблемой, желает того другая сторона или нет. В вопросах, затрагивающих Дело Божие, Собрание должно, если сочтёт это необходимым, вмешаться, даже если обе стороны не хотят этого, потому что главнейшая задача Собраний состоит в том, чтобы защищать Веру, общину и отдельных бахаи.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 17 октября 1944 г.)
Но до того, как большинство членов Собрания примет решение, не только право, но и священная обязанность каждого члена, — свободно и открыто выражать свои взгляды, не опасаясь недовольства или отчуждения кого-либо из своих коллег. Ввиду этого важного административного принципа откровенного и открытого совещания, Хранитель посоветовал бы Вам отказаться от такого способа донесения своего мнения и своих предложений, когда Вы просите других членов высказаться за Вас. Этот косвенный способ выражения Ваших взглядов в Собрании не только создаёт атмосферу секретности, которая абсолютно чужда духу Дела, но также может привести ко многим недоразумениям и осложнениям. Члены Собрания должны иметь смелость выражать свои убеждения, но также должны искренне и безоговорочно подчиняться хорошо продуманному суждению и указаниям, принятым большинством своих коллег.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 28 октября 1935 г.)
Важно осознать, что дух совещания бахаи сильно отличается от того, что происходит при принятии решений в организациях небахаи.
Идеал совещания бахаи — прийти к единогласному решению. Когда это невозможно, следует голосовать. Как сказал возлюбленный Хранитель: «...Когда же им потребуется прийти к определённому решению, они должны, после беспристрастного, внимательного и сердечного обсуждения, обратиться к Богу в молитве, а затем со всей серьёзностью, убеждённостью и мужеством проголосовать, — после чего соблюдать волю большинства, которая, как говорит нам Учитель, непременно будет гласом истины, который никогда не следует оспаривать и всегда следует со всей энергичностью воплощать в жизнь». Как только решение принято, оно становится решением всего Собрания, а не только тех членов, которые оказались в большинстве.
Когда предлагается поставить вопрос на голосование, член Собрания может почувствовать, что есть дополнительные факты или мнения, которые необходимо выслушать, прежде чем он сможет принять решение и с пониманием проголосовать за это предложение. Он должен передать это чувство Собранию, и затем Собрание должно решить, необходимы ли дополнительные обсуждения перед голосованием.
Всякий раз, когда принято решение проголосовать за предложение, всё, что требуется, — это выяснить, сколько членов Собрания поддерживают его; если это большинство присутствующих, предложение принимается; если меньшинство, предложение отвергается. Таким образом, вопрос о «воздержавшихся» вообще не возникает в голосовании бахаи. Член, который не голосует за предложение, по сути, голосует против него, даже если в тот момент он чувствует, что не может определиться с этим вопросом.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Канады, 6 марта 1970 г.: «Совет бахаи» — сборник цитат, стр. 12, февраль 1978 г.)
Что касается решения большинства, обычно имеется в виду большинство из присутствующих на определённом заседании Собрания. Как бы то ни было, Собрание не может предпринимать никаких действий, если не присутствует хотя бы кворум членов. Однако могут быть случаи, когда Собрание может решить, что в случае особо важных вопросов должны присутствовать и участвовать в обсуждении и голосовании все девять членов Собрания. Этот вопрос оставлен на усмотрение Собрания.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Мексики, 22 июля 1984 г.)
В Деле нет несогласных. Когда большинство Собрания принимает решение по некоему вопросу, меньшинство, как сказал нам Учитель, должно согласиться с ним. Настаивать на том, чтобы в протокол было записано, кто голосовал против, нехорошо, это не приведёт ни к чему конструктивному. Мы должны научиться смотреть на законы Дела и административные принципы, а не на недостатки отдельных членов Собрания.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 19 марта 1950 г.)
Уважаемые члены Духовного Собрания должны приложить все усилия, чтобы не было никаких различий, — а если такие различия действительно имеют место, они не должны разрастаться настолько, чтобы вызвать конфликт, ненависть и антагонизм, которые приводят к угрозам. Если вы заметите, что наступил этап, когда вот-вот начнутся враждебность и угрозы, вам следует немедленно отложить обсуждение этой темы до тех пор, пока споры, взаимные обвинения и разговор на повышенных тонах не прекратятся и не наступит более благоприятное время.
(Абдул-Баха: приводится в компиляции «Совет
бахаи»;
выдержка из ранее не переводившейся Скрижали)
Решайте все вопросы, и большие, и малые, путём обсуждения. Без предварительного обсуждения не предпринимайте никаких важных шагов в своих личных делах. Искренне заботьтесь друг о друге. Помогайте друг другу в реализации своих проектов и планов. Скорбите вместе с друзьями. Пусть никто во всей стране не окажется в нужде. Укрепляйте взаимную дружбу, пока не станете вы одним целым, все и каждый...
(Абдул-Баха: приводится в компиляции «Совет
бахаи»;
выдержка из ранее не переводившейся Скрижали)
Ваше письмо от 14 февраля 1973 года с вопросом об использовании совещания бахаи было получено.
Это, конечно, вопрос, в котором следует избегать жёсткости.
Когда у верующего возникает проблема, относительно которой он должен принять решение, перед ним открывается несколько путей. Если это вопрос, затрагивающий интересы Веры, он должен проконсультироваться с соответствующим Собранием или комитетом, — но у людей есть много проблем, которые носят исключительно личный характер, и они не обязаны доводить такие проблемы до институтов Веры. На самом деле, когда проблемы работы по обучению стоят так остро, лучше, если друзья не будут обременять свои Собрания личными проблемами, которые они могут решить самостоятельно.
Бахаи, у которого возникла проблема, может принять собственное решение после молитвы, взвесив все аспекты сложившейся ситуации в своём собственном уме; может быть, он сочтёт, что лучше обратиться за советом к отдельным друзьям или профессиональным консультантам, — например, к врачу или адвокату, — чтобы он мог учесть такой совет при принятии решения. Или, в случае, когда вовлечены несколько человек, — например, в некоей семейной ситуации, — он может захотеть собрать вместе тех, кого затрагивает этот вопрос, чтобы они могли прийти к коллективному решению. Также нет возражений против того, чтобы бахаи просил некую выбранную им группу людей вместе посоветоваться по проблеме, стоящей перед ним.
Следует помнить о том, что цель любого совещания — прийти к некоему решению проблемы, и оно не имеет ничего общего с тем «групповым обнажением души», которое столь популярно сегодня в определённых кругах и которое граничит с исповеданием грехов, запрещённым в Вере. По вопросу исповеди секретарь Хранителя написал от его имени одному из верующих: «Нам запрещено исповедоваться в своих грехах и проступках перед каким-либо человеком, как это делают католики перед своими священниками, или заниматься этим публично, как принято в некоторых религиозных конфессиях. Однако если у нас возникнет искреннее желание признать свою ошибку или недостаток и попросить у кого-то прощения или снисхождения, мы вольны так поступить. Хранитель хочет, однако, отметить, что мы не обязаны этого делать. Выбор в данном вопросе целиком и полностью остаётся за самим человеком».
(Из письма Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Канады, 19 марта 1973 г.: приводится в компиляции «Совет бахаи», стр. 12-13)
В своём письме от 4 апреля вы более подробно разбираете принципы, регулирующие присутствие члена Национального Собрания, когда обсуждается вопрос, касающийся его или её лично.
Первый принцип, который следует иметь в виду, состоит в том, что каждый член Собрания обладает абсолютным и неопровержимым правом присутствовать на каждой встрече этого органа и быть в полной мере проинформированным о каждом вопросе, который ставится на повестку дня.
Второй принцип заключается в чувстве отрешённости во время совещания. Члены Собрания должны научиться выражать свои взгляды откровенно, спокойно, без страстей или злобы. Они также должны научиться слушать мнения своих коллег, не обижаясь и не умаляя взглядов другого участника. Совет бахаи — непростой процесс. Он требует любви, доброты, морального мужества и кротости. Таким образом, ни один участник не должен встречать препятствий к искреннему самовыражению из страха обидеть своего собрата, — и, осознавая это, ни один из участников не должен обижаться на слова другого.
Третий принцип заключается в том, что, если верующий чувствует, что Собрание отнеслось к нему несправедливо, он должен обжаловать это решение обычным способом.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Италии, 26 августа 1965 г.)
Мы отметили, что ... вышла из комнаты, когда Национальное Собрание обсуждало пути и способы помочь ей. Естественно, если кто-то хочет отсутствовать, пока его собственная ситуация обсуждается в Национальном Собрании, против этого нет никаких возражений. Однако Национальное Собрание не может требовать от члена устраниться от участия в обсуждении, и он всегда имеет полное право остаться.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Италии, 23 февраля 1965 г.)
Следует также понимать, что член Собрания может пожелать отсутствовать на встрече, на которой должны обсуждаться темы, затрагивающие его лично. В таких случаях он может сделать это, но если только Собрание не потребует его присутствия.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости в Международный Центр Обучения, 22 января 1975 г.)
В нашей Вере не может быть места для политических манёвров, столь распространённых во внешнем мире. Собрание и комитеты должны руководствоваться в своей работе принципами откровенности и полной непредвзятости, и всё, что не дотягивает до этого идеала, не только недостойно бахаи, но и будет прямым непослушанием наставлениям Учителя и признаком отсутствия веры.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 29 ноября 1948 г.)