Раздел из справочника бахаи «Светочи руководства» (Lights of Guidance)
...Мы, бахаи, не должны никоим образом быть членами церквей или политических партий. Однако он уверен, что когда вы глубоко поразмыслите над этим предметом, вы сами поймёте мудрость этого принципа. Мы, бахаи, ни в коем случае не должны прослыть лицемерами или людьми, неискренними в своих утверждениях, и в силу этого мы не можем одновременно поддерживать Веру Бахауллы и обычные церковные догмы. Церкви ожидают прихода Иисуса Христа; мы считаем, что Он уже пришёл во Славе Отца. Церкви учат определённым доктринам — различным в различных конфессиях — которые мы, как бахаи, не принимаем; как, например, телесное Воскресение, исповедание или, в некоторых конфессиях, отрицание Непорочного Зачатия. Иными словами, нет ни одной христианской церкви сегодня, про чьи догмы мы, бахаи, можем правдиво сказать, что мы принимаем их во всей полноте. Следовательно, оставаться членом Церкви нам не подобает, поскольку это будет с нашей стороны обманом. Мы должны, следовательно, уйти из своих церквей, — продолжая, если нам этого хочется, общаться с их прихожанами и священниками.
Наша вера в Христа, как бахаи, столь тверда, непоколебима и возвышенна, что очень мало найдётся сейчас христиан, которые любили бы Его, выказывали Ему такое почтение и имели такую веру в Него, которые есть у нас. Мы отрекаемся только от догм и учений церквей, но не от духа Христианства.
(Из письма от имени Шоги Эффенди к бахаи Вены, 24 июня 1947 г.)
...Ни один бахаи не может больше утаивать свою веру и практиковать законы и заповеди предыдущего Законоцарствия, называя себя, в то же самое время, верующим человеком. Нельзя более терпеть никаких компромиссов, никаких колебаний. Мы должны иметь мужество придерживаться наших убеждений и сохранять неприкосновенность нашего славного Дела...
(Постскриптум Хранителя к письму, написанному от его имени одному из верующих, 21 мая 1933 г.)
Если человек зарегистрирован в качестве члена церкви или подобной религиозной организации, он должен выйти из неё, став бахаи.
В случае новообращённых им должно быть чётко разъяснено в ходе обучения Вере, что человек не может быть одновременно бахаи и членом другой религиозной организации. Это всего лишь вопрос прямоты и честности. Значительная часть учения Иисуса Христа касалась Его Второго Пришествия и подготовки Его последователей к этому событию. Бахаи верят, что Он уже пришёл. Ни одна христианская церковь не верит в это; напротив, они либо всё ещё ищут Его, либо перестали верить в то, что Он придёт. Для бахаи быть членом общины, которая придерживается таких убеждений, — это неверность Христу и лицемерие по отношению к христианам.
Вы не должны формально прописывать процедуру, которой необходимо следовать при выходе из церкви, — и, конечно, ничего не следует добавлять в форму декларации, если вы её используете. Следует оставить это Местному Духовному Собранию, которое регистрирует декларацию, чтобы оно в каждом случае принимало наилучшее решение и удостоверяло, что новообращённый или уже вышел из церкви, или собирается сделать это в течение разумного периода времени после своей декларации.
Что касается старых верующих, то ваше Собрание должно тактично и вежливо разъяснить им позицию бахаи и мягко убедить их выйти из своих бывших церквей. Этот вопрос требует большого такта и осмотрительности. Если такой верующий остаётся непреклонным, вам придётся рассмотреть вопрос о лишении его права голоса.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Швейцарии, 21 ноября 1968 г.: «Канадские новости бахаи», специальная секция, март 1973 г., с. 6)
Друзей следует во что бы то ни стало побуждать отказываться от членства в церквях, и нужно помогать им осознать, что хотя мы, как бахаи, горячо верим в Христа, мы не поддерживаем и не можем поддерживать церковные институты и доктрины, поскольку Христос уже вернулся на землю и принёс новые законы для сегодняшнего мира и его нынешних потребностей; бессмысленно придерживаться этих форм, — к тому же, в основном, созданных человеком, а теперь устаревших и более не нужных. Это не означает, что они больше не должны общаться с членами церкви; они должны перестать быть её зарегистрированными членами.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 5 мая 1943 г.)
Как он уже сообщил вам, Хранитель чувствует, что настало время попросить всех священнослужителей, всё ещё связанных с церквями, но считающих себя практикующими бахаи, открыто выйти из церкви. Они должны последовать примеру Десницы Дела Божиего, бывшего архидиакона Тауншенда, который мужественно бросил вызов мнению своих коллег-священнослужителей, своих родственников и общественности, и отказался от своего высокого положения, заявив, что он бахаи. Когда друзья осознáют, что многие из первых учеников Баба были священниками, а затем приняли мученическую смерть за свои убеждения, вряд ли они сочтут чрезмерной просьбу о том, чтобы открыто встать на сторону Царствия Отца, в Которого они верят, и ради Чьего пришествия они уже не могут, не покривив душой, поощрять людей молиться в их церквях.
(Из письма от имени Хранителя Национальному Духовному Собранию Соединённых Штатов, 19 июля 1956 г.)
Что касается членства г-на ... в синагоге: поскольку это касается его еврейской жены, не являющейся бахаи, и для неё это очень важно, — ведь от этого даже зависит место её погребения, — Хранитель не считает правильным просить его сделать шаг, который нарушит её религиозные права. С другой стороны, он не видит причин, по которым г-н ... не мог бы написать письмо соответствующему управляющему органу в этой синагоге, объяснив, что он активный бахаи, но сохраняет своё членство в синагоге ради блага своей жены и детей...
(Из письма от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию Британских островов, 8 мая 1947 г.)
Ваше письмо от 25 октября было получено, и мы полностью понимаем проблему, возникающую в случае молодёжи, которая принимает Бахауллу, но чьи родители решительно выступают против их ухода из Церкви. В тех случаях, когда родители выступают против их ухода из церкви, и настойчивость в этом вопросе со стороны молодёжи подрывает единство семьи, допустимо отложить формальный выход из церкви до достижения ими 21 года. Это, конечно, никоим образом не повлияет на принятие человека в общину бахаи. Как вы упомянули, это как раз тот случай, когда такому новому верующему необходимо самое активное углубление знаний и вся поддержка, которую он может получить.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Германии, 6 ноября 1972 г.)
В ответ на ваше письмо от 26 января сообщаем следующее. Мы считаем, что, хотя важно проявлять гибкость в отношении новых верующих, особенно молодёжи, которая может столкнуться с родительским противодействием, и не требовать от них немедленно отказаться от членства в других религиозных организациях, нельзя допускать, чтобы такая гибкость переходила в нарушение законов бахаи. Двое бахаи, вступая в брак, не могут совершать религиозную церемонию другой Веры.
Что касается возраста совершеннолетия, то права голоса в Административном порядке бахаи приобретаются, когда верующему исполняется 21 год, и вы вполне можете указать на этот момент, когда обозначаете срок разрыва тех религиозных связей, которые члены общины бахаи не имеют права поддерживать. Суть в том, что, хотя ради единства семьи была сделана уступка молодёжи в вопросе выхода из церкви, следует приложить все усилия, чтобы побудить всех верующих, в том числе молодёжь бахаи, соблюдать требования членства в общине бахаи, даже ценой некоторых трудностей или неудобств.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Великобритании, 11 февраля 1973 г.)
Что касается церковной темы: статья доктора Тауншенда должна широко распространяться и использоваться. Каким бы ни было отношение людей к церквям в целом, наше отношение как бахаи совершенно иное, и Тауншенд смело заявил об этом, — и это заявление имеет вес, учитывая его прежнее положение в церкви.
(Из письма от имени Хранителя Национальному
Духовному Собранию Соединённых Штатов, 18 августа 1949 г.: «Новости бахаи», №
226, декабрь 1949 г., стр. 2)
(Это письмо относится к статье доктора Тауншенда «Старые церкви и Вера нового
мира», опубликованной в виде брошюры)
...Ты написал, что они изгнали тебя из церкви, и твои друзья проявляют отвращение к тебе. Всё сие — лишь начало твоих испытаний. Грядут испытания ещё более великие. Посему не печалься, — напротив, будь счастлив и полон радости. Нет вреда в том, что тебя изгнали из церкви.... Ты вошёл в Небесный Иерусалим и открыл Путь в Святая Святых Царствия Божиего. Сия церковь сложена из камня и цемента, тогда как Святая Святых созиждена из ошеломляющего Света.
Но чем настойчивее жестокие друзья избегают тебя, тем ты будь ближе к ним. Чем сильнее они будут насмехаться над тобой и обвинять тебя, тем больше проявляй к ним любовь и привязанность. Не смотри на их недостатки. Взирай на них всех как на людей Божиих, и старайся поступать правильно и благонамеренно. Невежественны они; не разумеют и не постигают. Вот в чём причина того, что они избегают, критикуют и презирают тебя.
(Абдул-Баха: «Скрижали Абдул-Баха», т. III, с. 504)
...Что касается уплаты церковного налога. Если в ... есть закон, требующий, чтобы граждане платили такой налог, верующие должны соблюдать закон и делать это. Если же такого закона нет, и это вопрос добровольного волеизъявления, оставленный на усмотрение каждого человека, то они не должны платить его.
В случае отсутствия закона, — и, следовательно, когда бахаи перестают платить эти взносы в поддержку церкви, — новым контактам и верующим не следует сразу бестактно говорить, что они должны прекратить это делать, но сначала нужно поддержать их и укрепить их веру, и только затем до них можно будет донести мудрость и необходимость этого шага. Безусловно, не следует громко рекламировать столь деликатный вопрос. Другими словами, мы, бахаи, должны сначала чётко определить соответствующую проблему, поставить перед собой цель, и только затем, мудро, настойчиво и терпеливо, работать над её достижением.
Если в связи с этим вопросом о церковных налогах возникают деликатные ситуации, такие, как занятие должности школьного учителя, то этим вопросом должно заняться Собрание, которое должно попытаться найти правильное решение, имея в виду цель, к которой стремятся друзья, а именно — право быть гражданами с хорошей репутацией, но не членами церкви.
(Из письма от имени Шоги Эффенди к Европейскому комитету по обучению, 26 октября 1949 г.)
Первый из описанных случаев — пожилая католичка, которая страдает от тяжёлой болезни сердца и, следовательно, может умереть в любой момент. В этом случае, как и в случае страдающих верующих, Собрания, местные или национальные, должны действовать тактично, терпеливо, в дружеском и заботливом духе. Зная, как болезненно и опасно для таких верующих отвергать свои прежние привязанности и сложившиеся дружеские связи, они должны постараться постепенно убедить их в мудрости и необходимости такого шага и, вместо того, чтобы навязывать им новый принцип, постараться помочь им принять его внутренне, на основе чистой убеждённости и собственного желания. Слишком строгие и поспешные действия в таких случаях не только бесплодны, но и вредны. Это отталкивает людей, вместо того, чтобы привлечь их к Делу.
Другой момент касается целесообразности пожертвований на церковь. В этом случае друзья также должны понимать, что пожертвования на церковь, особенно если они нерегулярные, не обязательно означают принадлежность к ней. Верующие могут время от времени делать такие вклады, если они уверены, что при этом они не считаются членами какой-либо церкви. Не должно быть никакой путаницы между терминами «принадлежность» и «связь». В то время как принадлежность к церковным организациям недопустима, связь с ними следует не только терпеть, но даже поощрять. Нет лучшего способа продемонстрировать вселенский характер Дела Божиего. На самом деле, Бахаулла ведь призывает Своих последователей общаться со всеми религиями и народами с величайшим дружелюбием и любовью. Таков истинный дух Его послания человечеству.
(Из письма от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию Соединённых Штатов и Канады, 11 декабря 1935 г.)
...В основе организации христианской церкви, безусловно, лежит некий элемент истины. Например, Иисус ясно провозгласил первенство Петра и его право на преемственность, хотя и сделал это только устно, и при этом используя завуалированные и косвенные выражения. Истинная причина, по которой Христос не сделал какого-либо явного заявления о Своём правопреемнике, неизвестна, и выяснить её не представляется возможным. Ибо как мы, простые смертные, можем утверждать, что разгадали тайны Божиих помышлений и целей и проникли в непостижимые явления Его Промысла? Все, что мы можем сделать, — это дать некоторые объяснения, но они никогда не укажут на основную причину проблемы, которую мы пытаемся решить.
(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 28 декабря 1936 г.)