VII. ОБРЯДЫ
Было бы неправильно утверждать, что в Вере бахаи нет обрядов. Церемония бракосочетания и отпевание — примеры таких обрядов в нашем Учении.
Однако вполне можно сказать, что в Вере есть определённые базовые законы и простые обряды, предписанные Бахауллой, и что Его Учение предостерегают от превращения их в систему единообразных и жёстких ритуалов, когда в них вводятся придуманные людьми формы и обычаи. Ритуалы в других религиях обычно состоят из сложных церемониальных практик, — наподобие мессы в католической церкви или отправления таинств, для чего требуется особый человек из духовенства.
При выполнении основных законов нашей Веры друзья всегда должны придерживаться максимальной простоты и быть гибкими во всех мелких деталях.
(Из письма Национальному Духовному Собранию Колумбии от Всемирного Дома Справедливости, 31 августа 1967 г.)
Мы получили ваше письмо от 22 августа 1966 года, в котором спрашивается, следует ли поощрять «церемонию присваивания имени» детям и приглашать на неё общину. В письме к одному верующему от 20 декабря 1938 года возлюбленный Хранитель сказал:
«Что касается Вашего вопроса о том, есть ли какая-либо специальная церемония, которую должны выполнять верующие, когда они хотят назвать ребёнка: в Учении не предусматривается никакой церемонии в подобных случаях. У нас нет «крещения» в Деле Божием, аналогично тому, как это делают христиане. Однако не может быть возражений, если друзья станут собираться вместе в такие счастливые моменты, — если только они не проводят официальную публичную церемонию и если они строго избегают единообразия и жёсткости во всех таких практиках...»
Мы считаем, что такие мероприятия должны быть оставлены на усмотрение родителей.
(Из письма Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Соединённых Штатов, 7 сентября 1966 г.: цит. в журнале «Американский бахаи» (American Bahá'í), декабрь 1970 г., стр. 10)
Ты спрашивал о том, как нужно давать детям имя:
Когда захочешь назвать младенца, подготовь собрание; пойте Божественные стихи и молитвы, взывайте и умоляйте у Порога Единства, просите о ниспослании руководства для младенца и желайте ему непоколебимой твёрдости и постоянства; затем дай ребёнку имя, а после наслаждайтесь напитками и сладостями. Таково духовное крещение.
(Абдул-Баха: «Скрижали Абдул-Баха», т. I, стр. 149-150)
Мы получили ваше письмо от 14 сентября, в котором задаётся вопрос о крещении ребёнка, когда один из супругов христианин, а другой — бахаи.
Очевидно, что если оба супруга бахаи, они не могут крестить своего ребёнка, однако в том случае, если супруг-небахаи настаивает на крещении детей, можно обратиться к нашему письму в Национальное Собрание Испании от 18 февраля 1965 года:
«Родитель-бахаи может присутствовать на церемонии, если присутствующие осознают, что он не берёт на себя никаких обязательств или обетов, противоречащих принципам его Веры».
(Из письма Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Соединённых Штатов, 21 сентября 1966 г.)
Решая, принимать или не принимать участие в подобных традиционных мероприятиях, бахаи должны остерегаться двух крайностей. Первая — без нужды избегать безобидных культурных празднований, отдаляясь от своих семей и друзей-небахаи; другая — продолжать соблюдать отменённые Бахауллой празднования предыдущих Законоцарствий и подрывать, таким образом, независимость Веры бахаи, создавая нежелательные различия с единоверцами-бахаи...»
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Малайзии, 26 мая 1982 г.)
Существуют некоторые особые религиозные церемонии, в которых бахаи не должны участвовать, чтобы сохранить независимость Веры. В этой связи возлюбленный Хранитель дал следующий совет другому Национальному Духовному Собранию:
«В эти дни друзья должны, насколько это возможно, демонстрировать своими делами независимость Святой Веры Божией и свою свободу от традиций, ритуалов и обычаев дискредитированного и отброшенного прошлого».
Дом Справедливости советует бахаи при следовании этому принципу сохранять равновесие между их приверженностью Делу и подчинению его законам, с одной стороны, и их ролью в обществе — с другой. Когда человек становится бахаи, он приобретает, как вы знаете, более широкую верность Богоявлениям. Найдя этот новый способ жизни, он должен быть осторожен, чтобы не изолировать себя от своей семьи и своего народа, и ему надлежит выказывать уважение своей предыдущей религии. Бахаи, конечно, должны избегать любых действий, которые могли бы рассматриваться как подразумевающие их членство в другой религии, или которые в чём-то противоречат принципам бахаи. Есть чёткое различие между участием в празднествах и культурных событиях и исполнением религиозных церемоний и ритуалов.
Также нужно помнить, что избавление бахаи от обычаев и традиций, которые веками устанавливались в обществе, занимает время и протекает постепенно. Поэтому, хотя Национальное Собрание должно избегать твёрдости в этих вопросах, оно должно быть бескомпромиссным, когда ставка — интересы Веры, её целостность и независимость.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Малайзии, 26 мая 1982 г.)
В ответ на Ваше письмо от 5 сентября 1984 г., в котором сообщается о том, что ... верующая скоро выходит замуж за члена римской католической церкви и задаётся вопрос, допустимо ли крестить их совместных детей, Всемирный Дом Справедливости поручил нам передать такое руководство от него.
Дети от такого союза могут быть крещены, если родитель-христианин желает этого; с точки зрения бахаи, крещение не имеет никакого значения. Следует подчеркнуть, однако, что родитель-бахаи, имея полное право присутствовать на церемонии крещения, не должен брать на себя никаких обязательств или обетов, противоречащих закону бахаи, и она не должна отказываться от своего родительского права передавать учение бахаи своему ребёнку.
(Из письма от имени Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Швейцарии, 20 сентября 1984 г.)