Царь Мучеников и Возлюбленный Мучеников

 

Примерно в 70-х гг. XIX века в Исфахане жили два брата-бахаи, Хасан и Хусейн (впоследствии Бахаулла назвал их «Князь Мучеников» и «Возлюбленный Мучеников» — Султан-уш-Шухада и Махбуб-уш-Шухада). Они были очень богаты, и одним из состоятельных людей города, дела которого находились в их ведении, был имам-джуме Исфахана (т.е. глава местной мусульманской общины), которого впоследствии Бахаулла назвал «Змея». Эти братья, несмотря на своё богатство, были совершенно отрешены от бренного мира и щедро помогали всем нуждающимся жителям города.

Однажды Змея занял у братьев некую значительную сумму денег. Не желая отдавать её, он решил уничтожить братьев, объявив, что они бахаи — согласно закону того времени всякий бахаи считался вероотступником и подлежал смертной казни. Змея также надеялся, что если братья будут казнены, то ему достанется всё их имущество.
Чтобы реализовать этот злодейский план, Змея заручился поддержкой ещё одного влиятельного богослова города, которого впоследствии Бахаулла назвал «Волк». Объединив свои усилия, они стали оказывать давление на губернатора Исфахана с тем, чтобы тот отдал приказ казнить братьев. Для этого им также требовалось получить одобрение собрания городских священнослужителей. Однако муллы почти все отказались участвовать в этом грязном деле, и тогда Змея заявил им: «Не волнуйтесь — если это дело не угодно Богу, то я готов понести наказание на моей собственной шее» — и с этими словами он постучал себе ладонью по шее. Уступая его давлению, муллы всё же подписали смертный приговор Хасану и Хусейну.
Когда братьев повели на казнь, палач отказался брать в руки топор, потому что в своё время братья очень сильно помогли его жене, оплатив услуги доктора, когда та была смертельно больна. Тогда один из братьев снял со своей руки перстень и подарил его палачу, уговаривая его исполнить свой долг, поскольку смерть для него не страшна и он жаждет попасть в Царство Славы как можно скорее. Однако палач, под предлогом того, что ему надо поточить топор, ушёл с места казни и поспешно бежал прочь из города. Тогда сын Волка (именно к нему впоследствии Бахаулла обратил Своё известное «Послание») сам засучил рукава и привёл приговор в исполнение.

Вот как описывает это событие Шоги Эффенди в своей книге «Бог проходит рядом»:

В Исфахане по приказу шейха Мухаммада Бакира был обезглавлен мулла Казим, а мёртвое тело топтали лошадьми, после чего бросили в огонь; Сейиду Ака Джану отрезали уши, а затем его на веревке водили по улицам и базарам. Месяц спустя в том же городе разыгралась трагедия двух знаменитых братьев — мирзы Мухаммада Хасана и мирзы Мухаммада Хусейна, «двух светочей-близнецов», наречённых соответственно «Султан-уш-Шухада» (Царь Мучеников) и «Махбуб-уш-Шухада» (Возлюбленный Мучеников), которые прославились своим благородством, честностью, добротой и набожностью. Виновником их мученической смерти стал порочный и бесчестный Мир Мухаммад Хусейн, имам-джуме города, заклеймённый Бахаулла как «ядовитая змея»: помня о большой сумме, которую он задолжал братьям в результате деловых сделок, Мир Мухаммад замыслил разом избавиться от долга, обвинив братьев в том, что они – последователи Баба, что автоматическим обрекало их на смерть. Их богато обставленные дома были разграблены, не уцелели даже деревья и цветы в их садах, остальное же имущество было конфисковано; смертный приговор вынес шейх Мухаммад Бакир, которого Бахаулла назвал «волком»; Зил-ус-Султан утвердил это решение, после чего братьев заковали в цепи, обезглавили, выволокли на Мейдан Шах, где над ними надругалась потерявшая окончательно человеческий облик кровожадная толпа. «Так пролилась кровь двух братьев, – пишет Абдул-Баха. – И даже христианский священник в Джульфе сетовал, стенал и скорбел весь тот день». Несколько лет в Своих Скрижалях Бахаулла продолжал упоминать о судьбе братьев, рассказывая о Своей скорби по ним и восхваляя их добродетели.

Это зверское убийство ни в чём не повинных людей стало источником бесконечной боли и скорби для Бахауллы. На протяжении нескольких лет после этого он явил около 300 Скрижалей, где восхвалял положение братьев и раскрывал перед верующими, какое возвышенное положение они занимали в глазах Бога по причине своей отрешённости от мира. Эти хвалы вызвали удивление у многих бахаи, потому что при жизни братьев Бахаулла ни одним намёком не указывал на их высокое духовное положение, и сами они были практически не известны в широких кругах общины. Однако Бахаулла сказал, что Он скрывал это для того, чтобы защитить братьев от зависти отдельных духовно незрелых личностей в общине.

Одна из самых ярких Скрижалей, посвящённых казни Князя Мучеников и Возлюбленного Мучеников, переведена на английский и опубликована в «Скрижалях Бахауллы, явленных после Китаб-и-Агдас». Это Скрижаль Лаух-и-Бурхан (Скрижаль Доказательства). Шоги Эффенди упоминает о ней в книге «Бог проходит рядом»:

Лаух-и-Бурхан («Скрижаль Доказательства»), в которой сурово осуждаются действия шейха Мухаммада Бакира, по прозванию Зиб (Волк), и Мир Мухаммада Хусейна, имама-джуме Исфахана, по прозванию Ракша (Змея)…


назад на страницу библиотеки