В Коране есть такая известная фраза:
«Бог милости научил Корану, создал человека и научил его Байану». [Коран, 55:1-3]Не удивляйтесь — там действительно так написано, хотя понятно, что несведущие переводчики переводили слово «Байан» (обычно — как «членораздельная речь»). Странно, что при этом они не переводили «Коран», который, по идее, означает «читаемые вслух слова».
Загадочная фраза, да? Одно из тех тёмных мест Корана, что интриговали мусульманских богословов на протяжении многих веков.
Разъяснилась эта загадочная фраза с приходом Баба. Получается, что в ней описывается историческая последовательность событий — ну, об этом вы уже, наверное, догадались. Единственное, что здесь смущает, это что человек был создан после того, как (кого-то) научили читать вслух некие слова. Ну, даже понятно, какие слова — Божественные, но это только больше запутывает дело. Получается, что пирог был съеден до того, как его испекли, так что ли? Сначала человека научили говорить, потом его создали, а потом его научили говорить членораздельно?
Баб приходит здесь нам на помощь и подсказывает, что в данном случае речь идёт не о каком-то там простом человеке с улицы (а то мы ещё начнём думать, что было раньше — человек или улица ). Речь здесь идёт о Богоявлении. Иными словами, надо эту фразу переводить так (обратите внимание на иную расстановку прописных букв):
«Бог милости научил Корану, создал Человека и научил Его Байану».На базовом уровне тут всё понятно — сначала был Мухаммад с Кораном, а потом Баб с Байаном. Однако тут есть и второй уровень смысла:
«Бог милости научил произносить вслух слова, затем создал Богоявление и научил Его разъяснять их смысл».То есть, до Баба люди умели только произносить вслух Божественные Слова — ну, можно вспомнить для примера кришнаитов, которые проповедуют необходимость произносить вслух «Харе Кришна» как можно чаще. Баб и Бахаулла, кстати, не отменили этой необходимости — бахаи должны тоже говорить «Слава Бахаулле» как можно чаще, минимальное требование — 95 раз в день. Как вы понимаете, «Алла-у-Абха» — это «Славен будь Господь Преславный», и Имя Бахауллы тут фигурирует практически в явном виде, то есть аналогия с «Харе Кришна» полная. Называется такое чтение вслух «зикр», или «поминание»,— известная практика, кстати, не только среди кришнаитов, но и суфиев. Также понятно, что когда придёт следующее Богоявление, то имя в этом обращении опять сменится. Но теперь мы не просто повторяем Священные Слова, как будто мы магнитофон какой-то, мы ещё обрели способность их понимать! Великое достижение.
До Баба все ниспосланные свыше Учителя были ограничены Богом в интенсивности Своего света — их поэтому называли Пророками или Посланниками: ещё не Богоявлениями. Баб, по идее, тоже Пророк и Посланник — Он пророчествовал о Бахаулле и был послан Бахауллой (Который, как вы помните, был на два года Его старше, что как бы символизирует). Однако Баб уже принёс с Собой принципиально новый объём информации — люди с этого момента могли не просто читать вслух Божественные Слова, не особо понимая их смысл, как было во все предыдущие эпохи,— они получили в свои руки Разъяснение их внутреннего смысла, «Байан». Все тёмные места Корана («Читаемого вслух Слова») стали абсолютно прозрачны для нас благодаря «Байану» — «Разъяснению».
Это я делюсь с вами тем, что прочитал в совершенно удивительной книге Gate of the Heart by Nader Saiedi. Искренне рекомендую. Невероятно сложные вещи он там пишет, но вот таких вот озарений вас ожидает масса, это можно гарантировать. Я обычно не могу осилить больше одной страницы в день, читаю эту книжку утром и вечером по полчасика, потом уже мозги перегружаются. Даже иногда, если чувствую, что прочитанное мне непонятно, перечитываю одно и то же несколько дней. Но оно того стоит — каждая страница там содержит какую-нибудь удивительную новую для меня концепцию. Которая, когда её осознаешь, кажется само собой разумеющейся — тоже интересный аспект Богоявленных Слов. Как будто это понимание давно сидело где-то внутри, и ты его просто вспомнил,— вытащил, так сказать, из тёмных глубин подсознания.