Большинство населения Таджикистана считает себя мусульманами, в основном суннитского толка. Общая ситуация в связи с многолетней гражданской войной остается здесь сложной, и страна считается одной из самых бедных в мире.
Община бахаи бывшей Таджикской Советской Социалистической Республики находилась в 1992 г. под юрисдикцией Регионального Духовного Собрания Содружества Независимых Государств, затем - под Региональным Духовным Собранием Средней Азии до 1994 г., когда было создано Национальное Духовное Собрание Таджикистана, офис которого находится в Душанбе. В 1997 г. это Собрание получило официальное признание у правительства страны.
В Таджикистане примерно 900 бахаи. Местные Духовные Собрания сформированы в 18 населенных пунктах; ряд из них, в том числе Местное Духовное Собрание Душанбе, был официально зарегистрирован.
Хотя бахаи подвергаются угрозам со стороны фундаменталистских мусульманских групп, община имеет возможность работать без особых препятствий, организует встречи и курсы и поддерживает связи с общественностью и властями Таджикистана.
В девять утра 3 декабря 2001 г. г-н Мосадег Афшин Шокофе был застрелен перед своим домом в Душанбе. Его жена, г-жа Сохейла Мехрабхани, гражданка Люксембурга иранского происхождения, обнаружила своего мужа еще живым, хотя он получил два или три пулевых ранения в грудь и голову. Г-н Шокофе скончался по пути в больницу. После него остались жена, четырехлетний сын и двухмесячная дочь.
Г-н Шокофе недавно посетил иранское посольство в Душанбе с целью возобновить свой иранский паспорт. Он рассказывал, что чиновник посольства был дружелюбен по отношению к нему и порекомендовал ему не заполнять графу религиозной принадлежности на бланке заявления. Г-н Шокофе ответил, что он бахаи и не собирается скрывать этот факт. Чиновник сказал на это, что хотя его религиозная принадлежность известна, ему не стоит указывать ее в заявлении. Тем не менее, г-н Шокофе настоял на этом.
Бахаи Душанбе постоянно подвергаются нападкам и им угрожают убийством или похищением их детей.
В северном Таджикистане члены исламской группы «Хезб ут-Тахрир» («Партия освобождения») предупреждали бахаи, что они будут убиты, если не откажутся от своей религии.
Вечером 23 октября 2001 г. г-н Рашид Гулов, член Местного Духовного Собрания Душанбе, был застрелен по дороге с работы. Мотив убийства не выяснен, однако следователь прокуратуры, зная, что г-н Гулов бахаи, рекомендовал жене г-на Гулова быть осторожной.
За неделю до убийства бахаи из Австрии, живущий в Душанбе, был предупрежден немецким посольством, что ему следует проявлять осторожность, поскольку до них дошла информация, что в Таджикистане, особенно в столице, планируется серия террористических актов против бахаи.
Почти за две недели до убийства г-на Гулова его теща-мусульманка посетила местного муллу, чтобы попросить о молитвах и благословении для своей дочери и зятя, чтобы у них появился ребенок. Сообщается, что мулла, известный своим враждебным отношением и ненавистью к Вере, сказал, что союз ее дочери с г-ном Гуловым скоро кончится. Теща г-на Гулова удивилась этому и начала волноваться о том, что, может быть, г-н Гулов скоро разведется с ее дочерью. Двенадцать дней спустя после этого случая г-н Гулов был убит.
В сентябре 1999 г. г-н Абдулла Могарраби, иранец, занимавший выдающееся положение в таджикской общине бахаи, был убит у себя дома в Душанбе. Характер убийства не оставляет сомнений в том, что нападение было совершено местными фанатиками. Г-н Могарраби был убит у себя дома, руки его были связаны за спиной, рот заткнут кляпом, и его положили лицом вниз. На теле его были следы пыток. Он был убит выстрелом сзади, пуля пробила сердце. Комната осталась нетронутой и деньги, которые он держал дома в различной валюте, не были похищены. Парадная дверь в дом была оставлена открытой, что привлекло внимание соседей через несколько часов после инцидента. Знаменательно, что в 1993 г. одна из иранских газет упомянула его имя в оскорбительном контексте, обвиняя его в антиисламской деятельности, направленной на обман таджикских мусульман. Государственный Департамент США в своем «Отчете о религиозной свободе в мире», опубликованном в октябре 2001 г., заявил: «Полиция не произвела никаких арестов, однако вероятными преступниками считаются воинствующие исламисты, связанные с Ираном».
В 1999 г. Комитет по культуре Исламского Движения Таджикистана выпустил книгу, названную «Почему вы отвернулись от ислама?» Книга написана кириллицей, стиль языка персидский. Хотя в Таджикистане говорят на разновидности персидского языка, данная книга является определенно ирано-персидской. Публикация содержит ряд упоминаний о Вере бахаи, где ее последователи названы неверными. Ниже приводится предварительный перевод отрывков из этой публикации:
Еще один инцидент - что один из известных актеров театра и кино Таджикистана, имя которого я не хочу упоминать, принял секту бахаи. Может быть, однажды эти потерянные души найдут истину. Сейчас он, вместе со своей семьей, учит эту тщетную секту, и их дом находится в Худжанде. Под выдуманным предлогом мы посетили его, и он оказался в тот день дома. Мы много разговаривали и обсуждали.
Воистину, если мусульманин является мусульманином, он должен пролить кровь, когда видит, как бахаи приезжают в исламскую страну и распространяют секту, последователи которой такие развратники и прелюбодеи, что перо стыдится описывать их деяния и поступки. Это настоящий стыд, что некоторые из наших молодых людей, не ведая об исламе, естественно, хотят обратиться к религии, и вводятся в заблуждение бахаи и их словами…
Сегодня администрация бахаи поддерживается по всему миру врагами ислама, особенно Соединенными Штатами, Израилем, Англией и т.д. Они предоставили в их [бахаи] распоряжение самые разнообразные средства для расширения и провозглашения их религии. Каждый год они платят им много денег и средств для распространения их ложных учений во вред развитию чистого ислама. Эта [поддержка] сейчас оказывается руками кровожадных сионистов, потому что Кибла и Всемирный Центр этой религии находятся на земле Израиля, оккупанта. Деятельность бахаи в Таджикистане усиленно поддерживается врагами религии и государства, особенно Израилем, захватчиком.
Мнение большинства исламских юристов таково, что если любой мусульманин, по причине сомнений или неуверенности, или по недостатку знаний, отвергает ислам и присоединяется к неверным, ему будет дан [шанс изучить] ислам вновь, и достаточно времени на размышление и разрешение своих сомнений и неуверенности. Затем, когда его сомнения и неуверенность развеяны, и он сожалеет о том, что он сделал, и кается, он вновь принимается в ислам. Однако если он не исследует и не понимает, отказывается внимать исламу и не кается, он будет предан смерти. Вот когда ислам предписывает убийство и казнь вероотступника, а именно, когда вероотступник покидает ислам осознанно и не желает внимать религии ислама.
Следует помнить, что подписанный в 1991 г. меморандум иранского Верховного Революционного Культурного Совета, посвященный «Вопросу о бахаи», гласит: «Необходимо разработать план противодействия и разрушения их культурных корней за пределами страны».
Необходимо отметить, что за последние три года правительства Ирана и Таджикистана заключили множество договоров в области экономики, сельского хозяйства, промышленности, культуры и обороны, а также подписали декларацию, расширяющую дружественные отношения между двумя странами.