Назад в библиотеку сайта Bahai.ru
Этим письмом Национальное Духовное Собрание открывает серию статей, посвященных соблюдению законов бахаи. Мы хотели бы поговорить о разных законах, которые затрагивают как сокровенные отношениям между человеком и Богом (молитва, пост), так и общественные взаимоотношения (законы о браке и проч.) Соблюдать законы необходимо всегда, вне зависимости от того, видит это кто-то или нет, однако постепенный выход российской общины из безвестности делает особенно важным соблюдение общественных законов. Сейчас мы предстаем перед взорами внимательной и критически настроенной общественности, которая будет оценивать достоинство Веры по уровню духовности тех, кто объявляет себя ее приверженцами. Национальное Духовное Собрание надеется, что эти письма будут восприняты в общинах очень серьезно, и что Местные Духовные Собрания, при поддержке членов Вспомогательной Коллегии, приложат все усилия к просвещению друзей.
Итак, давайте сначала обратимся к «общественным» законам Веры — то есть к таким законам, которые касаются взаимоотношений между верующими (в отличие от законов «личных» — молитвы, поста и т.д.). Именно отношения между нами — первое, что видят окружающие. Еще Христос указывал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».1 С тех пор прошло две тысячи лет, однако эта духовная истина осталась неизменной. Вот как выражает ее Шоги Эффенди:
Ни численностью своих рядов, ни провозглашением новых, благородных принципов, ни организованной кампанией по обучению какой бы всемирной и хорошо продуманной она ни была, ни даже твердостью нашей веры и возвышенностью нашего энтузиазма не можем мы надеяться, в конечном итоге, доказать этому циничному и скептически настроенному веку высшую цель Откровения Абха. Одно и только одно надежно обеспечит полный триумф этого святого Дела, а именно, та степень, в которой наша духовная жизнь и личный характер отражают, во всех его многообразных аспектах, великолепие вечных принципов, провозглашенных Бахауллой.2
Один из наиважнейших «общественных» законов Веры закон о браке. Бахаулла говорит в Китаб-и-Агдас:
Бог предписал вам супружество… Вступайте в брак, о люди, да произойдет от вас тот, кто помянет Меня среди слуг Моих. Таково Мое повеление вам; держитесь крепко его как поддержки для вас.3
Целомудрие подразумевает, как до брака, так и после его заключения, незапятнанную, целомудренную сексуальную жизнь. До брака — абсолютное целомудрие, после вступления в него — абсолютная верность своему избраннику. Верность во всех сексуальных проявлениях, верность как на словах, так и на деле.4
К сожалению, в современном мире понятия правильного и неправильного смешались, и даже то, что задумано Богом как величайшее благословение, зачастую становится для людей тяжелым испытанием. Психологи отмечают, что модели поведения, усвоенные в детстве, практически не поддаются изменению, и поэтому если ребенок наблюдал когда-то ссоры и взаимные обвинения родителей, он будет бессознательно повторять их в своем собственном браке. Таким образом, получается замкнутый круг — неправильное поведение родителей повторяется детьми, и количество несчастных семей множится год от года. Такова сила примера. Мы должны помнить слова Бахауллы — не только о том, что «Святые слова и чистые, богоугодные дела восходят к небесам Божественной славы», но и Его призыв: «Остерегайтесь, дабы не посеять плевелы раздоров среди людей или не насадить тернии сомнения в чистых и светлых сердцах».
«Брак бахаи — это обязательство двух сторон друг перед другом и взаимное притяжение ума и сердца».5 Однако следует тщательно изучить характер друг друга, чтобы быть уверенными, что эта связь прочна и выстоит при любых условиях.
Роль Местного Духовного Собрания при заключении брака бахаи состоит в том, чтобы удостовериться в правильности исполнения всех связанных с ним законов Веры. Задача узнать характер друг друга возложена на самих вступающих в брак; при этом родители должны проследить, что их дети действительно делают это сознательно,— и затем дать свое согласие. Если Собрание видит, что выполнены все требования гражданского закона и закона бахаи, оно не имеет права ни отказать в проведении брачной церемонии, ни откладывать ее.6 Собрание должно убедиться, что согласие действительно дано добровольно; при этом лучше, если это сделано в письменной форме. Если родители дают устное согласие, но наотрез отказываются что-либо подписывать, Собрание может удовлетвориться устным согласием.
Одна из целей закона о необходимости согласия родителей на брак — заставить молодых людей относиться к браку серьезно. Другая цель — укрепить семейные узы и упрочить ткань общества, разъедаемую нынешними деструктивными тенденциями. Развод считается сейчас чем-то естественным, люди иногда разводятся по самым легкомысленным и непредсказуемым поводам. Согласие родителей — нечто гораздо большее, чем просто административная процедура. «Этот великий закон установлен им ради укрепления общественной основы, ради упрочения семейных уз, ради того, чтобы в сердцах детей утвердились благодарность и уважение к тем, кто дал им жизнь и отправил их души в вечное странствие по пути к их создателю».7 Этот закон возлагает, конечно, серьезную ответственность и на родителей. Они не должны относиться к браку своих детей равнодушно и просто соглашаться с их желаниями; не должны они также потакать и собственным предрассудкам. Однако каково бы ни было решение родителей, дети должны безоговорочно ему подчиниться. В нынешнее время очень часто родители отказывают в согласии на брак из-за своих предрассудков — имущественных, социальных, расовых или каких-то иных; тем не менее, очевидно также и то глубокое воздействие, которое оказывает на таких родителей стойкость их детей в соблюдении законов бахаи — настолько, что они даже меняют свое мнение о Вере и во многих случаях, в конце концов, дают согласие.
Если родители не дали согласия на брак, то дети могут по прошествии некоторого времени просить их пересмотреть это решение. Можно попросить какого-то другого человека поговорить с родителями или обратиться в Местное Духовное Собрание за помощью в этом вопросе .
Не имеет значения, являются родители бахаи или нет — для заключения брака должно быть получено согласие всех живых родителей с обеих сторон. Собрание должно убедиться, что были приложены все усилия для розыска отсутствующих родителей; если это необходимо, следует обратиться в специальные агентства и фирмы, занимающиеся поисками пропавших людей, дать объявления в средства массовой информации и т. д. Есть всего пять ситуаций, когда согласия родителей не требуется:
5) бывают также, хотя и очень редко, случаи отречения родителей от своего ребенка. Каждый такой случай должен передаваться на рассмотрение Всемирному Дому Справедливости.
Если родители дают согласие на брак, но явным образом возражают против проведения церемонии Бахаи, то брак не может быть заключен.8
Здесь уместно упомянуть о том, насколько важно давать образование бахаи детям —они еще не отравлены проблемами этого мира и с готовностью усваивают все радостное и духовное, находя в детских классах и воскресных школах часто единственную отдушину среди хаоса разрушающегося старого мирового порядка. Даже если их родители не смогли построить счастливую семью, есть надежда, что детям, получившим образование бахаи, это удастся.
Стоит заметить, что большое число разводов объясняется в основном легким отношением к ним, которое характерно для западного мира. Средства массовой информации активно проповедуют «современный взгляд на вещи», предлагая людям «отказаться от застарелых предрассудков», под которыми они понимают сохранение верности своему мужу или своей жене. Бахаи считают, что развод — исключительно серьезная мера, и прибегать к ней можно только в том случае, когда ситуация в семье становится действительно безнадежной. Каждый бахаи, который в минуты отчаяния с горечью думает о том, чтобы, очертя голову, разбить все семейные узы и расстаться навсегда со своим спутником жизни, должен вспомнить следующие слова Шоги Эффенди:
Зачастую мы чувствуем, что дорога к счастью лежит в определенном направлении; однако же, если, в конце концов, мы платим за это счастье слишком большую цену, то в итоге можем обнаружить, что не приобрели ни свободы, ни счастья, а лишь создали какую-то новую ситуацию бессилия и разочарования.10
Каждая ситуация, которую посылает нам Бог, имеет воспитательное значение. Спросите себя: «Сделал ли я все, что мог? Справился ли я с уроком, который Бог хотел преподать мне?» Не окажется ли так, что шаг, который сейчас представляется вам столь простым и несущим такое облегчение, в конце концов, заставит вас горько раскаяться? Абдул-Баха произнес однажды поистине пугающее предупреждениепредупреждение:
Если кто-то из двоих станет причиной развода, этот человек, несомненно, испытает великие трудности, он станет жертвой ужасных бедствий и испытает глубокое раскаяние.11
Конечно же, Бог справедлив. Если какой-то бахаи считает, что его ситуация действительно безнадежна, то он может воспользоваться своим правом на развод, и никто из бахаи не вправе осуждать его за это. Кто знает все глубины человеческого сердца, помимо Бога? Если Бахаулла разрешил развод, значит, в этом есть определенная мудрость. Однако любой преданный бахаи, совершая этот шаг, должен, по крайней мере, выполнить все требования, которые поставил Бахаулла — в частности, он должен выдержать так называемый «год ожидания», во время которого он будет жить отдельно от своего партнера и прилагать все усилия, чтобы примириться с ним. В течение этого года партнеры по-прежнему считаются мужем и женой, и никакой новый брак в это время заключен быть не может. Но что делать, если кто-то из бахаи нарушает эти требования?
Пусть все члены общины, и члены Местных Духовных Собраний — в первую очередь, помнят, что Собрания обязаны защищать права верующих. Если кто-то из бахаи нарушает законы Веры, они обязаны вмешаться. Недопустимо, чтобы Местные Духовные Собрания, которые являются «пастырями» общины, смотрели на нарушение законов сквозь пальцы. Попустительство неизбежно приведет к усугублению ситуации, и развитие Дела Божьего в данной местности может надолго остановиться, поскольку какой пример увидят перед собой те ищущие, что жаждут найти в этом мире духовность и проявления святости?
Что касается законов о браке, то они, без преувеличения, являются краеугольным камнем будущего общества бахаи. Семья — основная ячейка общества, и если верующие будут разрушать единство семьи, как могут они заявлять, что преданы идее единства человечества?
В настоящее время в России все вопросы нарушения законов бахаи, влекущие возможное лишение административных прав, должны передаваться в Национальное Духовное Собрание; Местные Собрания не должны решать такие вопросы самостоятельно. Их задача — просвещать верующих, поскольку во многих случаях бахаи нарушают законы по незнанию, и с готовностью откликаются на увещевания институтов Веры изменить свое поведение. Можно упомянуть следующие варианты нарушений, которые должны привлекать внимание институтов Веры:
а) совместная жизнь без заключения брака представляет собой вопиющее нарушение нравственности, и поэтому может быть возможным поводом для лишения административных прав;
б) важно различать случаи, когда такая совместная жизнь началась до того, как люди стали бахаи, и случаи, когда она началась уже после этого. В последнем случае Собрание должно предупредить верующих о недопустимости такого поведения: им следует либо прекратить такую совместную жизнь, либо заключить брак по церемонии бахаи. Если многократные предупреждения не дают никакого результата, Собранию не остается ничего другого, как лишить таких верующих административных прав;
в) закон бахаи признает брак, который был заключен до того, как люди стали бахаи — был ли это гражданский или религиозный брак, или брак согласно племенному обычаю. Однако если не было заключено вообще никакого брака, то пара не считается мужем и женой и они должны либо прекратить совместную жизнь, либо провести церемонию бракосочетания бахаи. Бывают другие случаи, более сложные — по ним Национальное Собрание выносит особые решения. Вера даже признаёт, например, полигамные браки, если они были заключены по всем правилам до того, как люди стали бахаи. Если такой союз признан Верой, но по тем или иным причинам противоречит гражданскому закону, то удовлетворение требований этого закона не требует никакой церемонии бракосочетания бахаи. Например, если супруги обвенчались в церкви, но не зарегистрировались в ЗАГСе, то такой брак признается в Вере Бахаи, но не признается государством. Бахаи должны подчиняться законам государства, и поэтому они обязаны зарегистрироваться в ЗАГСе,— при этом церемония бахаи не требуется.
Еще раз следует подчеркнуть, что в любом случае лишение административных прав не является автоматической процедурой — ему предшествуют долгие и настойчивые попытки убедить человека изменить свое поведение. В настоящее время нередки случаи, когда бахаи не проводят церемонию бракосочетания бахаи по причине своего невежества и неосведомленности о законах Веры; такие браки признаются Собраниями (конечно, после того, как будет совершена церемония бахаи), и никакого нарушения нравственности здесь нет.
Мы попытались раскрыть в этой статье основную информацию о законе брака в Вере Бахаи, но в жизни вы можете столкнуться с более сложными случаями. Не стесняйтесь обращаться в секретариат Национального Собрания — там вам всегда будут рады помочь. Мы будем молиться о том, чтобы Бахаулла даровал силы всем друзьям в России придерживаться высоких нравственных стандартов бахаи, с тем, чтобы они стали «хоругвями руководства и светочами Сонма в Вышних, родниками Божественной мудрости и звездами, что, сияя с возвышенных небес, ведут по верному пути».
Назад в библиотеку сайта Bahai.ru
1 Евангелие от Иоанна, 13:35.
2 Шоги Эффенди, Bahá’í Administration, 2c20:6.
3 Китаб-и-Агдас, К63.
4 Приводится в сборнике Lights of Guidance, №1212.
5 Там же, № 1232.
6 Там же, № 1231.
7 Китаб-и-Агдас, п92.
8 Lights of Guidance, 1246.
9 Китаб-и-Агдас, ВиО98.
10 Приводится в сборнике Lights of Guidance, №1310.
11 Приводится в сборнике Lights of Guidance, №1306.