Назад в библиотеку сайта Bahai.ru
Письмо
к празднику 19-го дня «Ала» (Господство),
160 год Эры Бахаи
Друзья, часто ли мы осознаём, что мы не просто организация, а прежде всего религия? Национальное Духовное Собрание предлагает нам поразмышлять над тем, что такое религия и чем отличается она от обычной общественной организации.
Конечно, у религии может быть не одно определение, и при этом они не обязательно будут исключать друг другу. Просто у этого феномена много граней, и каждая из них допускает своё определение. Едва ли кто-либо возразит, что религия — это особая нравственная связь между Богом и человеком и взаимоотношение между людьми на основе этой связи. Но также религия есть и организованная форма богопоклонения. Можно пойти ещё дальше и определить религию как такое поклонение Богу, которое основано на божественном Откровении.
Варианты определений далеко не исчерпаны, но сколь бы они ни множились, во всех ключевым словом будет «Бог» или производное от Него. А следовательно, основу религии составляет мистическая связь между Богом и человеком. Этой мистической связью и отличается религия от общественной или любой иной мирской организации. Именно эта мистическая связь даёт человеку духовную поддержку, подпитку, аналогичную сокам, что поступают к листьям дерева от его корней. Без неё духовный рост человека останавливается и смысл религии для него утрачивается, а сам человек уподобляется листу, отсечённому от древа, который обречён на то, чтобы засохнуть.
В Вере Бахаи большое внимание уделяется социальному аспекту. Бахаи не уходят из мира, подобно отшельникам и затворникам предыдущих религий, а идут в мир, неся в него свет. Однако, если вся наша деятельность будет направлена лишь на внешний мир, а внутренняя жизнь общины будет состоять исключительно из длительных обсуждений организационных вопросов, то мы очень мало будем отличаться, например, от жилищного кооператива, чьё собрание созывается исключительно для подобных вопросов.
Многие интересующиеся люди и новые члены наших общин часто обращают внимание на перевес «организационных моментов» по сравнению с тем, что составляет мистическую сущность религии. Это в той или иной мере осознают многие, если не все бахаи, и каждый реагирует на сложившуюся ситуацию по-своему. Одни постепенно утрачивают интерес к общине, а то и к Вере, и переходят в разряд «домашних» бахаи, другие разочаровываются в Вере вообще. Поэтому нам очень важно развивать мистическую сторону нашей религиозной жизни, как индивидуально, так и коллективно. Характерная особенность религии бахаи заключается в отсутствии института священнослужителей. Это закономерно вытекает из того обстоятельства, что поскольку отношения между Богом и человеком носят мистический характер, в эту, по сути, интимную сферу никто не вправе вторгаться. Однако подобная свобода человека в его религиозной практике не освобождает его от ответственности за неё, более того, она делает каждого из нас исключительно ответственным за эту практику. У бахаи нет возможности переложить эту ответственность на священника или какой-либо институт Веры, какими бы полномочиями этот институт ни обладал.
В чём же заключается эта наша религиозная практика? Здесь уместно обратиться к Писаниям. Согласно вероучению бахаи, предназначение каждого человека заключается в познании Бога и поклонении Ему. «Познание» здесь не означает чисто рассудочный акт и предполагает постоянный процесс.
Молитва — одно из величайших средств, дарованных людям для этого. «Молитва есть непосредственная беседа с Господом»,— учит Абдул-Баха, и далее Он говорит о том, что без усилий с нашей стороны нельзя достичь того уровня духовного общения, когда беседа с Господом становится возможной. «Отвратите взоры от созерцания своего бренного "я" и обратите их в сторону Предвечного Сияния. Тогда души ваши в полной мере познают силу Божественного Духа и благодать Его бесконечной щедрости»,— призывает Абдул-Баха. В этом смысле молитва — это забвение себя и своих нужд в порыве устремлённости к тому, что исходит от Бога. Одна из молитв Бахауллы, обращённая к Богу, гласит: «Кого желаешь, погружаешь Ты в Величайший Океан, и кому восхочешь, даруешь честь узнать Древнейшее Имя Твоё. Из тех, что в небесах и на земле, никто не может противостоять исполнению Твоей владычной воли». В этой части молитвы Бог предстаёт как непознаваемая сущность, стоящая за пределами человеческого постижения. Но Бахаулла молит о том, чтобы человеку была отпущена мера познания Бога: «Освети лица слуг Твоих, о Господи, дабы могли они узреть тебя; очисти сердца их, дабы обратиться им ко двору Твоего небесного благословения и познать Того, кто есть Проявление Твоё и Светило Твоей Сущности». Как же может приблизиться человек к познанию Бога? Согласно Учению Бахаи — через озарение, через очищение сердца и обращение к тем, кто суть Посредники между Богом и людьми, через признание этих небесных Посланников.
Это требует углублённого изучения Священных Текстов и размышлений. Таким образом, основу религиозной практики верующего-бахаи составляют молитва, размышления (медитации), чтение и изучение Священных Писаний. Именно через них нисходят на верующего дары Святого Духа. «Размышляй о том, что Мы открыли тебе,— говорит Бахаулла,— да постигнешь замысел Бога, Господа твоего и Господа всех миров. В словах сих содержатся драгоценные тайны Божественной Мудрости». «Медитация,— поясняет Абдул-Баха,— служит ключом для того, чтобы открывать дверь тайн... в состоянии том человек отрешается от всего, что снаружи; в сём субъективном переживании он погружается в океан духовной жизни и бывает способным проницать сокровенные глубины вещей в себе». В письме от имени Шоги Эффенди написано, что верующие должны быть свободны в поиске своего собственного уровня общения с Богом [Lights of Guidance, 457].
Ежедневное чтение Священных Писаний также вменяется в обязанность бахаи. В Наисвятой Книге есть следующие строки:
«Читайте стихи Божии на рассвете и на закате всякого дня. Пренебрегающий чтением их неверен Завету Божиему и Его Заповедям, а отвращающийся в сей День от сих святых стихов принадлежит к тем, кто во веки вечные отвращался от Бога. Бойтесь Бога, о слуги Мои, все и каждый. Не гордитесь чрезмерным чтением стихов или усердным поклонением в ночи и в дневную пору; ибо если кто прочтёт хоть один стих с радостью и сиянием, сие будет лучше для него, нежели с равнодушием прочесть все Святые Книги Бога, Помогающего в Опасности, Самосущного. Читайте священные стихи в той мере, что не влечёт утомление и уныние» [Наисвятая Книга, К75-76].
Бахаи предписано исповедоваться в грехах, но не перед другими людьми, а перед Богом. Бахаулла говорит:
Отчитывайся пред собой ежедневно, прежде чем призовут тебя к ответу, ибо смерть придёт к тебе внезапно и потребуют у тебя отчёта за дела твои» [Сокровенные Слова, ар. 16].
«Грешнику надлежит наедине с Богом умолять Его о милосердии от Океана милости, просить прощения с Небес щедрости…» [Бахаулла, Скрижали, явленные после Китаб-и-Агдас];
«...пусть покаяние будет между вами и Богом. Он, воистину, Прощающий, Дарующий, Милостивый, Тот, Кто отпускает грехи кающемуся» [Наисвятая Книга, К38-39].
С любовью Бахаи,
Ваше Национальное Духовное Собрание