Принцип
невмешательства в политику
и
повиновение властям
Выдержки из Посланий Хранителя Веры Бахаи и
Всемирного
Дома Справедливости
(перевод с английского)
© Духовное Собрание Бахаи России
Political
Non-Involvement and
Obedience to
Government
A compilation of some of the Messages of the Guardian and
the Universal House
of Justice
(in Russian)
ISBN 5-87219-025-5
ЛР №
030555 от 28.06.93
Подписано в печать
Формат
60Ч90 1/16. Бумага офсетная.
Печать офсетная.
Объем
2 печ. л. Тираж 5000 экз.
Отпечатано
в России. Издательский фонд Бахаи "Единение"
195150,
Санкт-Петербург, Свердловская наб.,
62
Cодержание
1. В чем важность рассмотрения этого вопроса.................. 3
2. Великие процессы, происходящие в мире........................ 3
3. Разрушительные процессы, происходящие в мире......... 5
4. Попытки решения мировых проблем в отрыве от
Веры...................................................................................... 7
5. В чем, по мнению бахаи, ключ к решению мировых проблем 9
6. Что говорится в Учении Бахаи о неучастии в политике. 12
7. Необходимость повиновения властям............................ 23
8. Благосостояние общества и общественные движения. 28
Литература.............................................................................. 30
1. В Чем важность рассмотрениЯ этого вопроса
Не
все ли едино, как поступает тот или иной бахаи, если в Писаниях сказано, что
Дело Веры неизбежно восторжествует?
Всемирный
Дом Справедливости указывает:
«Воинство Веры, что по воле
Божией продвигается вперед, овладевая сердцами людей, непобедимо, однако его
продвижение могут замедлить необдуманные и безответственные поступки его
приверженцев». (6)
Какими
последствиями чревато участие того или иного бахаи в политике?
Всемирный
Дом Справедливости подчеркивает:
«...необдуманные действия
или заявления того или иного бахаи в какой-либо стране могут нанести серьезный
урон Делу – у него на родине или в другом месте – и даже привести к гибели
братьев по вере». (5)
Почему
для бахаи так важно внимательно изучить то, что сказано по этому поводу в
Писаниях?
Всемирный
Дом Справедливости отмечает:
«... это не только поможет
друзьям сознательно и с радостью следовать Писанию в этом вопросе, но и
позволит им с большей уверенностью разъяснять позицию бахаи тем, кто
сомневается в ее правильности и необходимости». (6)
2. Великие
процессы, происходЯщие в
В
чем состоит великий План Бога?
Всемирный
Дом Справедливости свидетельствует:
«...великий План Божий,
бурный в своем развитии, затрагивающий все человечество в целом, неуклонно
продвигаясь к своему осуществлению, сметает все преграды, мешающие объединению
человечества, и сплавляет его в единое целое в горниле бедствий и страданий».
(5)
К
чему приведет этот процесс?
Всемирный
Дом Справедливости утверждает:
«Когда
Богу будет угодно, этот процесс приведет к установлению Малого Мира...» (5)
Что
есть Малый Мир?
Всемирный
Дом Справедливости указывает:
«...политическое
объединение мира. Человечество, достигнув его, уподобится единому телу, хотя и
лишенному жизненных сил» (5).
В
чем состоит задача бахаи?
Всемирный
Дом Справедливости объясняет:
«Далее
необходимо будет вдохнуть жизнь в это единое тело – утвердить подлинное
единство и духовность, высшим проявлением которых станет Величайший Мир, – и
эта задача возлагается на бахаи, которые сознательно и целенаправленно, следуя
принципам Писаний и веря в неизменную направляющую силу Господа, трудятся над
созданием Царствия Божия на земле и призывают ближних своих войти в него, тем самым открывая им путь к обретению вечной жизни». (5)
В
чем важность служения бахаи?
Всемирный
Дом Справедливости отмечает:
«...
в Писаниях ясно изложен Малый План, данный нам Господом, чтобы мы могли
участвовать в исполнении Его великого замысла спасения человечества. Этой
работе мы должны отдавать все свои силы, ибо за нас ее
не сделает никто». (5)
3. Разрушительные
процессы,
происходЯщие в
Каково
состояние современного мира?
Всемирный
Дом Справедливости утверждает:
«Оглядываясь
на наше общество, мы видим, что оно поражено серьезными недугами и изнемогает
под тяжестью страданий». (7)
Каковы
эти недуги?
Хранитель
Веры указывает:
«...зловещие
проявления острого политического противостояния, социальная нестабильность,
расовая нетерпимость, классовый антагонизм, безнравственность и безверие,
царящие в обществе, красноречиво свидетельствуют о несостоятельности
существующего Миропорядка, о его разложении и отмирании». (7)
Соответствует
ли это пророчествам Бахауллы?
Всемирный
Дом Справедливости отмечает:
Бахаулла
писал: «Скоро закатится порядок нынешнего дня и новый заступит на его место».
«Через некоторое время, – писал Он далее, – падут многие правительства. Мир
погрузится во мрак. Но вслед за всемирным потрясением из-за невиданных
горизонтов встанет солнце справедливости». (7)
Произошло
ли уже это всемирное потрясение?
Хранитель
Веры назвал первую мировую войну
«...первым
этапом колоссального потрясения, предсказанного Бахауллой». (7)
Вторую
мировую войну он назвал
«...бурей
невиданной силы», «великим сокрушительным Божественным
вихрем, ворвавшимся в самые отдаленные и тихие уголки планеты». В 1948 году,
после окончания этой войны и создания Организации Объединенных Наций, Хранитель
Веры предрек «еще более мощные потрясения», когда «над миром сгустятся тучи
нового международного конфликта». (7)
В
1957 году он напомнил
«...об
ужасных пророчествах непогрешимого Истолкователя Божественной воли,
предвещавшего всемирное потрясение, по размаху и мощи не имеющее себе равных в
анналах человечества». (7)
Каковы
приметы этого всемирного потрясения?
Хранитель
Веры описывает
«...предзнаменования
и приметы искупительного бедствия, которое, по предсказанию Судии и Спасителя
мира, рано или поздно обрушится на человечество, более века остававшееся глухим
ко Гласу Пророка новой эпохи», (7)
проявляющиеся
в
«нарушении равновесия в мире, неустойчивости существования
человечества, распаде общества, несостоятельности существующего Миропорядка,
коренной ломке государственной власти, ослаблении устоев религии, возникновении
диктаторских режимов, распространении деспотизма, падении монархий, упадке
церкви, усилении анархии и хаоса, нарастании и укреплении левых движений,
разжигании расовой ненависти, усовершенствовании адской машины войны,
перенаселенности городов и загрязнении атмосферы...» (7)
Каковы
возможные последствия этого бедствия?
Хранитель
Веры указывает, что это бедствие
«...должно
очистить человечество от скверны векового разложения и сплавить его
разрозненные части в нерасторжимое всемирное Братство...» (7)
Не
погибнет ли человечество в период этого разрушительного кризиса?
Хранитель
Веры Бахаи так говорит о человечестве:
«Его
настоящее, а вернее его ближайшее будущее, мрачно, удручающе мрачно. Но вслед
за этим его ждет светлое, лучезарное грядущее, столь светлое, что пока это даже
невозможно себе представить». (7)
Он
поясняет также:
«Замысел
Бога... состоит в том, чтобы одному Ему ведомыми и доступными путями привести
разобщенное, извечно страждущее человечество в Великий Золотой Век». (7)
4. Попытки решениЯ
в отрыве от Веры
Можно
ли ожидать успеха, если виднейшие государственные деятели объединятся и
направят все свои усилия на решение проблем, стоящих перед человечеством?
Хранитель
Веры указывает:
«И с точки зрения поведения личности, и с точки зрения существующих
отношений между странами и сообществами человечество, увы, слишком отклонилось
от пути истинного, слишком низко пало, чтобы спастись самому, пусть даже
усилиями своих лучших правителей и государственных мужей, как бы ни были
бескорыстны их побуждения, а действия – слаженны, как бы ни было велико их
рвение и преданность делу». (5)
Для
решения мировых проблем выдвигается немало грандиозных проектов и обширных
экономических программ. Могут ли они заложить надежный фундамент для будущего?
Хранитель
Веры поясняет:
«Какой бы план ни
разработали самые дальновидные государственные мужи, какую бы теорию ни
выдвинули виднейшие представители экономической науки, какой бы принцип ни
проповедовали самые ревностные моралисты – это не обеспечит надежного
фундамента, на котором мог бы строить свое будущее этот безумный мир». (5)
В
последнее время явно возрастает доверие между странами и народами, а
международное сотрудничество становится все более систематическим и
организованным. Достаточно ли этого, чтобы мир обрел стабильность?
Хранитель
Веры говорит:
«Никакие призывы разумных
людей к взаимной терпимости, даже самые убедительные и настойчивые, не
умиротворят человечество и не вдохнут в него жизненные силы. И никакие формы
организованного международного сотрудничества в любой сфере человеческой
деятельности, даже самые прогрессивные и широкомасштабные, не искоренят зла,
нарушившего равновесие современного общества». (5)
Мир
явно движется к политическому объединению на основе экономической
взаимозависимости. Достаточно ли этого, чтобы оздоровить и стабилизировать
общество?
Хранитель
пишет:
«Смею утверждать, что само
по себе изобретение механизма политического и экономического объединения мира –
а этот принцип ныне обретает все больше сторонников – не станет панацеей от той
порчи, которая неумолимо подтачивает жизнеспособность цивилизованных народов и
наций». (5)
Что
же делать, если из мирового кризиса не помогут выйти ни усилия «самых
дальновидных государственных мужей», ни «взаимная терпимость», ни
«организованное международное сотрудничество», ни «создание механизма
политического и экономического объединения мира?»
Хранитель
пишет:
«Можно с уверенностью утверждать, что, помимо безусловного принятия
Божественного Плана, с такой простотой и силой возвещенного шестьдесят лет
назад Бахауллой и воплощающего в себе предначертанное самим Господом движение
человечества к объединению, и непоколебимой веры в неизменную действенность
каждого из положений этого Плана – ничто иное в конечном итоге не способно
противостоять силам духовного распада, которые, если их не обуздать, будут и
дальше разъедать жизненную ткань утратившего всякую надежду общества». (5)
5. В Чем, по
мнению бахаи, КЛЮЧ к
решению
Каков
должен быть первый шаг на пути решения этих проблем?
Всемирный
Дом Справедливости подчеркивает:
«Когда
в прошлом веке Бахаулла обратился к миру со Своим
Посланием, Он со всей ясностью показал, что первый шаг к достижению спокойствия
и прогресса человечества – это объединение. Бахаулла говорит: “Благосостояние
человечества, мир и безопасность достижимы только тогда, когда прочно
утвердится единство его”». (5)
Понимает
ли это большинство людей или у них другие цели?
Всемирный
Дом Справедливости отмечает:
«Нетрудно убедиться,
однако, что и по сей день большинство людей придерживается иных взглядов: в
преодолении разобщенности они видят самую отдаленную, почти недостижимую цель,
и в первую очередь сосредоточивают свои усилия на лечении прочих недугов
человечества. А между тем, все прочие недуги суть лишь симптомы и следствия
основной болезни – разобщенности». (5)
Какова
роль Веры в объединении человечества?
Всемирный
Дом Справедливости подчеркивает:
«Как
учит Бахаулла, возвращение человечества к жизни и исцеление всех его недугов
возможно лишь через посредство Его Веры...» «Высшим лекарством и могущественным
средством для исцеления всего мира Господь избрал союз всех народов в одном
всеобщем Деле, в единой Вере. Достичь сего можно лишь с помощью искусного,
всемогущего и вдохновенного Целителя. Воистину, такова
правда, а все прочее не более чем заблуждение». (5)
В
чем суть деятельности бахаи?
Всемирный
Дом Справедливости указывает:
«...для
бахаи наилучший способ служить высшим интересам своей страны и делу истинного
спасения мира – не заниматься политикой и не вступать в политические партии, а
всецело посвятить себя построению Божественного Миропорядка Бахауллы». (6)
Как
пишет Хранитель:
«...верующие
должны направлять все свои силы на поддержку Дела и построение Административной
системы Бахаи. В настоящее время у нас нет иного способа изменить мир и помочь
ему. Если мы будем участвовать в спорах правительств, наше дело обречено на
провал. Но если мы создадим свою модель будущего общества, то сможем предложить
ее миру, когда все остальные средства будут уже исчерпаны».
«...Мы
должны создавать нашу собственную систему устройства общества, не затрагивая
существующие несовершенные системы. Наше вмешательство не только не изменит их,
но наоборот, погубит наше Дело». (5)
Не
обвинят ли нас в том, что мы не участвуем в решении насущных проблем общества?
Всемирный
Дом Справедливости подтверждает:
«Нас,
бахаи, часто обвиняют в том, что мы стоим в стороне от “насущных проблем”, с
которыми сталкиваются наши ближние». (7)
Обоснованны
ли эти обвинения?
Всемирный
Дом Справедливости поясняет:
«...выслушивая такие обвинения, не будем забывать, что они обычно
исходят от утопически мыслящих материалистов, для которых нет иных «насущных»
проблем, кроме материальных, но мы-то знаем, что деятельность материального
мира есть отражение его духовного состояния, и пока не изменится это состояние,
не может быть и речи о реальных сдвигах к лучшему в сфере материальной». (7)
Как
сами «утопически мыслящие материалисты» пытаются помочь обществу?
Всемирный
Дом Справедливости пишет:
«...у
большинства людей нет четкого представления ни о том, какое общество они хотят
построить, ни о том, как этого достичь. Вот почему даже усилия тех, кто
пытается что-то сделать, сводятся к борьбе с отдельными проявлениями зла,
лежащими на поверхности». (7)
Каков,
с точки зрения «утопически мыслящих материалистов», критерий вклада в дело
совершенствования мира?
Всемирный
Дом Справедливости говорит:
«Для большинства людей
мерилом нравственности служит готовность бороться с проявлениями зла – будь то
условия жизни или дурные люди». (7)
Как,
в отличие от большинства людей, подходят к этому вопросу бахаи?
Всемирный
Дом Справедливости утверждает:
«Бахаи ясно представляют
цель, к которой стремятся, и знают, что они должны, шаг за шагом, делать для ее
достижения. Все свои силы они направляют на созидание Добра – Добра, имеющего
такой положительный заряд, что перед ним отступят и рассыплются в прах
бесчисленные проявления зла». (7)
Должны ли бахаи бороться с отдельными
проявлениями зла в мире?
Всемирный
Дом Справедливости указывает:
«Для
бахаи само по себе донкихотское единоборство с каждым из бесчисленных
проявлений зла в отдельности – напрасная трата времени и сил. Всей своей жизнью
бахаи способствуют осуществлению Дела Бахауллы, пробуждая к духовной жизни других
людей, объединяя их для построения предначертанного Господом Миропорядка...»
(7)
Будут
ли решены эти многочисленные проблемы путем установления Миропорядка Бахаи?
Всемирный
Дом Справедливости поясняет:
«...по
мере распространения и укрепления этого Миропорядка верующие станут свидетелями
того, как преобразующая сила Послания, изменяя человеческое сообщество, будет
способствовать постепенному решению проблем и искоренению несправедливостей,
веками существовавших в мире». (7)
6. Что говоритсЯ в УЧении Бахаи о неуЧастии
в политике
6.1. Принципы
Бахаи
Отношение
бахаи к участию в политике?
Хранитель
призывает:
«...к полному
невмешательству в политические дела и вопросы». (4)
«Мы не должны – ни один из
нас – ни умом, ни сердцем, ни словом, ни делом участвовать в политике и спорах
государств и правительств. Мы не должны допускать даже мыслей об этом». (4)
«...Как от чумы, беги от
политики...» (4)
«...вот принцип, особую
важность которого на нынешнем этапе развития нашей Веры должны сознавать друзья как на Востоке, так и на Западе. Этот принцип
означает, что последователи Веры Бахауллы – как отдельные верующие, так и
общины в целом, местные и национальные, – воздерживаются от любой деятельности,
которую можно прямо или косвенно расценить как участие в политике государства».
(2)
«Пусть
они стоят в стороне от политических устремлений своих государств, политики
своих правительств, планов и программ партий и группировок, – не поддерживая их
ни словом, ни делом». (2)
Всемирный
Дом Справедливости, говоря о
«принципе невмешательства бахаи в политику», (6)
указывает,
что, по свидетельству Абдул-Баха, Бахаулла
«...запретил
им (верующим) всякое участие в политических делах». (7)
Каково
должно быть отношение бахаи к политическому противостоянию?
Хранитель
указывает:
«Когда в обществе происходит политическое противостояние, им не
следует никого обвинять или принимать чью-либо сторону, поддерживать чью-либо
программу или присоединяться к какому-либо блоку, ибо все это противоречит
высшим интересам всемирного Братства, которое бахаи призваны созидать и
укреплять». (2)
В
условиях нарастания политических кризисов Хранитель призывал:
«...вопреки давлению общественного мнения, бахаи – каждый верующий в
отдельности и общины в целом – не должны ни словом, ни делом, ни в частной
жизни, ни в официальных высказываниях и публикациях даже косвенно обвинять
кого-либо или принимать чью-то сторону, ибо это недопустимо в условиях
непрерывных политических кризисов, сотрясающих мир и грозящих окончательно
разрушить человеческое общество». (4)
6.2. ПоЧему
бахаи не следует уЧаствовать
в политике
Совместимо
ли членство в какой-либо политической партии с Верой Бахаи?
Хранитель
пишет:
«Под
некоторыми принципами и идеалами отдельных политических и религиозных организиций, несомненно, подписался бы любой сознательный
последователь Веры Бахаи. Тем не менее он не может
отождествлять себя ни с одной из этих организаций, как не может и безоговорочно
принимать их убеждения, принципы и программы». (2)
«...суть
в том, что последователи Бахауллы, будь то отдельные верующие или община в
целом, ни при каких обстоятельствах не позволят себе участвовать в деятельности,
чреватой малейшими отклонениями от основных истин и идеалов их Веры». (2)
«Бахаи
выше этого, он – приверженец принципов, провозглашенных Бахауллой, с которыми,
по моему твердому убеждению, не согласуется в полной мере программа ни одной
политической партии...» (3)
Всемирный
Дом Справедливости подчеркивает:
«Членство
в любой политической партии неизбежно чревато отказом от отдельных или всех
принципов миролюбия и единения, провозглашенных Бахауллой». Как сказал
Абдул-Баха: «Наша партия – партия Бога; мы не
принадлежим ни к какой другой партии». (6)
Могло
бы участие в политической деятельности нарушить единство среди бахаи?
Хранитель
указывает:
«Мы,
бахаи, едины во всем мире; мы стремимся построить новый Миропорядок,
Божественный по своей природе. Как же мы сумеем осуществить это, если бахаи
будут вступать в политические партии, в том числе и прямо противоположные друг
другу по своим устремлениям? Где же будет тогда наше единство? Политика самым
пагубным образом разобщила бы нас, что в корне противоречит нашим целям. Ясно,
что если какой-нибудь бахаи в Австрии волен вступить в
любую политическую партию, пусть даже имеющую самые благородные цели, то другой
бахаи в Японии, Америке и Индии, обладая такими же правами, может вступить в
партию, исповедующую прямо противоположные принципы. Где же будет тогда
единство Веры? Из-за принадлежности к политической партии два брата по вере
будут действовать друг против друга (как это было с христианами Европы, которые
были вовлечены в многочисленные братоубийственные войны)». (3)
Всемирный
Дом Справедливости говорит:
«Если
бы тот или иной бахаи настаивал на своем праве поддерживать какую-либо
политическую партию, он не мог бы отказать в той же степени свободы и другим
верующим. Это означало бы, что в рядах Веры, важнейшая цель которой –
объединить всех живущих на земле в одну великую семью, осененную именем Божиим,
– оказались бы люди, противостоящие друг другу. Где бы тогда был пример
единства и согласия, столь необходимый человечеству?» (6)
Могло
бы участие бахаи в политике создать трудности для Дела Веры в другой стране?
Хранитель
пишет:
«...принимая
во внимание широту нашей деятельности и разнообразие общин, – а они существуют
при разных формах правления, отличающихся друг от друга своими принципами,
правовыми нормами и политическими методами, – всем членам общин совершенно
необходимо воздерживаться от любых шагов, которые могли бы, вызвав
подозрительность или враждебность какого-либо правительства, навлечь на братьев
по Вере в той или иной стране новые гонения или осложнить условия
выполнения ими их святой задачи». (2)
Всемирный
Дом Справедливости пишет:
«Если
бы институты нашей Веры, не дай Бог, оказались втянуты в политику, бахаи
обнаружили бы, что они сеют вражду – вместо того, чтобы пробуждать любовь. Если
бы они встали на чью-то сторону в какой-либо одной стране, это неизбежно
повлияло бы на представление людей, живущих в других странах, относительно
целей и задач Веры. Если бы бахаи позволили вовлечь себя в политические споры,
то вместо того, чтобы возрождать человечество и помогать ему, они сами пришли
бы к полному краху». (6)
6.3.
Соблюдение принципа неуЧастиЯ в политике
Насколько
важен принцип неучастия в политике сегодня?
Хранитель
указывает:
«По
мере того, как расширяется и укрепляется Административный Порядок Бахаи,
приверженцы Дела Бахауллы считают необходимым отстаивать и неуклонно соблюдать
этот основополагающий принцип Веры. Потребности постоянно растущей Веры
налагают на нас обязательства, от которых мы не можем уклониться,
ответственность, которую мы не можем с себя снять». (2)
Какова
роль Национального Духовного Собрания?
Всемирный
Дом Справедливости утверждает:
«Принципы,
изложенные в Писаниях, понятны каждому, но что касается
их выполнения, то здесь обычно возникают вопросы. Во всех неясных случаях
верующие могут обращаться в свое Национальное Духовное Собрание, которое
выносит решение по данному вопросу и советует друзьям, как поступать». (6)
Должны ли бахаи воздерживаться даже от обсуждения политических
вопросов?
Абдул-Баха
пишет, что Бахаулла
«предостерегал
верующих даже от обсуждения политических вопросов». (7)
Можем
ли мы уповать здесь на помощь Бахауллы?
Хранитель
говорит:
«Наша
задача сложна и деликатна, однако нет ни малейшего сомнения в том, что в помощь
нам будет сила Бахауллы и Его Божественное наставление, если только мы будем
неуклонно следовать по Его пути, утверждая незыблемость Его законов. Если мы
будем стойки, свет Его искупительной благодати, который не затмит никакая
земная сила, будет освещать дорогу, по которой мы идем через
тернии нашего неспокойного времени, и даст нам силы
исполнить наш долг во славу и к чести Его благословенного Имени». (2)
Каковы
возможные последствия участия в политике для самого бахаи?
Хранитель
пишет:
«Но
если кто-то из бахаи решит заняться политической
деятельностью и будет участвовать в противоборстве политических партий,
вопреки всем призывам и предупреждениям Собрания, тогда Собрание может лишить
его права голоса на выборах Бахаи». (3)
6.4. Отношение
к государственной службе
На
какой государственной службе может состоять бахаи?
Всемирный
Дом Справедливости указывает:
«...на
государственно-административной службе, но не на службе в политических партиях
и не на дипломатическом и политическом поприще». (6)
Как
определить, приемлема ли та или иная должность для бахаи?
Хранитель
пишет:
«Долг бахаи – как можно
точнее определять (обращаясь, в случае необходимости, за помощью к своим
выборным органам), какие должности и обязанности относятся к разряду
дипломатических и политических, а какие являются чисто административными и ни
при каких обстоятельствах не предполагают зависимости от изменений и поворотов
в политической жизни государства». (2)
6.5. Отношение
к партиЯм и политикам
Противостоят
ли бахаи какой-либо партии?
Всемирный
Дом Справедливости подчеркивает:
«Вера
не противоречит подлинным интересам ни одной нации и
она не противостоит какой бы то ни было партии или группировке. Она вне всяких
разногласий, она выше их...» (6)
Можем
ли мы взаимодействовать с какой-либо политической партией?
Хранитель
указывает:
«Нам не следует
сотрудничать ни с одной политической партией и не
следует вступать в какие бы то ни было фракции этих
многочисленных враждующих сект». (4)
Как
нам относиться к политическим партиям?
Хранитель
говорит:
«Нам следует словом и делом
доказывать свою полную беспристрастность в отношении всех политических партий и
в то же время являть любовь ко всему человечеству без различия стран и народов
– таково важнейшее наставление Бахауллы...» (4)
Следует
ли бахаи общаться с политиками?
Всемирный
Дом Справедливости указывает:
«Бахаи могут и должны
общаться с людьми всех слоев общества – как с представителями высшей власти и
государственными лидерами, так и с простым народом, неся знание о нашей Вере
всем и каждому, но при этом мы не должны допускать, чтобы ее отождествляли с
политическими целями и партийными программами». (6)
Какие
ловушки подстерегают нас при таком общении?
Хранитель
предупреждает верующих:
«Пусть
они остерегаются стать орудием беззастенчивых политиканов или оказаться
втянутыми в козни интриганов и нечистоплотных людей». (2)
6.6. ПублиЧные
высказываниЯ
Допустимо
ли упоминание о политических деятелях в публичных выступлениях бахаи?
Хранитель
через своего секретаря писал:
«...в
своих публичных выступлениях мы должны избегать любого упоминания о
политических деятелях – не следует ни поддерживать их, ни осуждать. Об этом
надо помнить всегда. Иначе мы неизбежно будем втянуты в политику, что крайне
опасно для Дела Веры». (3)
Следует
ли бахаи публиковать статьи, в которых затрагиваются спорные вопросы?
Хранитель
говорит:
«Относительно публикаций на злободневные темы, затрагивающих спорные
и политические вопросы, я желал бы напомнить моим горячо любимым братьям по
Вере, что сейчас, когда Дело Бахаи еще находится на раннем этапе развития,
любая наша попытка дать подробный анализ вопросов, стоящих в центре всеобщего
обсуждения, была бы неправильно истолкована и дала почву для подозрений и
недоразумений, что неблагоприятно отразилось бы на интересах
нашего Дела, исказив представление об истинных целях, основных задачах и о
самой сути Веры Бахаи. (3)
Чем
должны руководствоваться бахаи в своих публикациях?
Хранитель
говорит:
«Подробно разъясняя и утверждая наши социальные и этические принципы
во всей их полноте и чистоте, показывая их тесную связь с различными сторонами
жизни человеческого общества, нам следует заботиться о том, чтобы при изложении
основ нашей Веры никаким прямым упоминанием или критикой не вызвать
враждебность со стороны какой-либо организации и не дать повод для того, чтобы
чисто духовное движение отождествлялось с нелепыми притязаниями
и спорами противостоящих друг другу группировок, партий и государств». (3)
Как
мы должны подходить к своим публичным выступлениям, устным и письменным?
Хранитель
поясняет:
«Во
всех наших высказываниях мы должны сочетать благоразумие и благородную сдержанность
мудреца с искренностью и горячей преданностью ревнителя святой Веры.
Воздерживаясь от высказываний, которые могут лишь оттолкнуть или настроить
против нас того или иного человека, правительство, или народ, мы должны
бесстрашно и решительно утверждать и отстаивать во всей полноте истины, знание
которых считаем необходимым для блага и совершенствования человечества». (3)
Как
принцип неучастия в политике отражается на официальной деятельности бахаи и на
выполнении ими своих служебных обязанностей?
Хранитель
говорит:
«Идет ли речь о публикациях, которые мы осуществляем и курируем, об
официальных и публичных обсуждениях, о выполнении обязанностей, связанных с
занимаемой должностью, об общении с выдающимися людьми и государственными
деятелями, об отношениях с близкими по духу обществами и организациями, –
несомненно, главная и святая обязанность бахаи – воздерживаться от любых слов
или действий, которые могут быть истолкованы как нарушение этого важнейшего
принципа». (2)
6.7. УЧастие в
гражданских выборах
Допустимо
ли для бахаи участие в гражданских выборах?
Хранитель
указывает:
«Друзья
могут участвовать в них, если при этом они не ото-ждествляют себя с той или иной партией. Участие в
политической борьбе, безусловно, повредило бы высшим интересам Веры и нанесло
непоправимый ущерб нашему Делу». (3)
Означает
ли для бахаи участие в гражданских выборах то, что они поддерживают программу
той или иной политической партии?
Хранитель
утверждает:
«...если
бахаи голосует на выборах или участвует в делах государства, это не должно
выливаться у него в поддержку программы или действий, которые противоречат
важнейшим духовным и социальным принципам Веры... Считаю необходимым
подчеркнуть, что участие бахаи в гражданских выборах или согласие занять
определенную должность никоим образом не означает принятие им программы
какой-либо политической партии». (3)
Чем
должны руководствоваться бахаи, участвуя в гражданских выборах?
Хранитель
пишет:
«Каждый должен так
пользоваться своим правом голоса, чтобы держаться в стороне от любых
политических партий и всегда помнить, что он голосует как самостоятельная
личность, а не как член той или иной партии. Каждый бахаи должен ясно это
понимать, оставляя за собой полную свободу действий и суждений». (3)
6.8. НеуЧастие
в политике – ловушки,
подстерегающие
бахаи в наши дни
Что
может толкнуть бахаи к участию в политике?
Всемирный
Дом Справедливости указывает:
«Ошибочное
представление о том, что нашим ближним можно помочь иным путем, помимо
деятельности, связанной с Верой, нередко толкает бахаи к участию в политике».
(5)
Какими
духовными последствиями чревато нарушение принципа неучастия в политике?
Хранитель
предостерегает:
«Есть
серьезное опасение, что подобные уступки – в совокупности своей – могут
разрушить ткань Веры и закрыть доступ к источнику благодати, которая питает наш
Божественный, по сути своей наднациональный, духовный порядок, созданный с
таким трудом и так недавно установившийся». (4)
С
какими трудностями могут столкнуться бахаи в соблюдении этого принципа?
Хранитель
предупреждает
«...об
обвинениях, которые могут выдвигаться против них по недомыслию или со злым
умыслом» (2)
и
предостерегает
«...от
обольщения почестями и наградами». (2)
Он
призывает бахаи
«Свидетельствовать
словом и доказывать делом, что приверженцы Бахауллы в любой стране не
преследуют никаких корыстных целей, не стремятся к власти, не боятся навлечь на
себя недовольство, подозрение и хулу, которые неуклонное соблюдение этого
принципа может вызвать». (2)
6.9. НеуЧастие
в политике – ловушки, которые могут подстерегать бахаи в будущем
Попытаются
ли политики в будущем заручиться поддержкой бахаи?
Хранитель
утверждает:
«По
мере увеличения в мире числа общин Бахаи и роста их влияния на общество, люди,
наделенные властью и имеющие вес в политических кругах, будут стремиться
оказывать на них все большее давление, чтобы заручиться поддержкой, необходимой
им для достижения собственных целей». (2)
Не
впадут ли бахаи в будущем в искушение нарушить свои принципы ради материальных
выгод, которые можно получить от властей?
Хранитель
предупреждает:
«Стремясь
расшириться и упрочить свои институты, в будущем общины Бахаи будут все более
нуждаться в расположении и поддержке правительств своих
стран. Пусть же друзья, радея о дорогом их сердцу Деле, остерегаются невольно
поступиться своей Верой, нарушить ее важнейшие принципы или пожертвовать
чистотой своих духовных устремлений ради каких бы то ни было материальных выгод
для своих общин». (2)
7. Необходимость повиновениЯ властЯм
Каково
отношение бахаи к властям?
Хранитель
указывает:
«Их
долг – всегда соблюдать полную лояльность по отношению к своему правительству,
какой бы ни была проводимая им политика». (2)
Хранитель
говорит также:
«Позиция
бахаи должна быть двоякой: полное повиновение властям страны своего проживания
и невмешательство в политические дела и вопросы.» (4)
и
повторяет:
«Главный
принцип, который мы должны неукоснительно соблюдать, ... – повиновение
правительству, стоящему у власти в той стране, где мы проживаем...»
«Итак,
нам необходимо соблюдать два условия: как от чумы, бежать от политики и
подчиняться правительству той страны, где мы проживаем». (4)
Всемирный
Дом Справедливости, ссылаясь на слова Бахауллы и Абдул-Баха, пишет:
«Тот
же Целитель, обращаясь к своим последователям, “возлюбленным детям единого Бога
истинного”, писал: “Не предавайтесь заботам о делах мира сего и всего сущего в
нем и не вмешивайтесь в дела его земных властителей. Единый Бог истинный, да
возвысится слава Его, отдал земное правление царям. Никому не дано право
поступать наперекор взвешенным суждениям власть предержащих”.
В
другой Скрижали Он возлагает на верующих обязанность “проявлять в отношении
правительства своей страны преданность, честность и искренность”. Абдул-Баха
вновь подтверждает те же принципы. Выступая перед верующими в Америке, Он
говорил: “Сущность Веры Бахаи состоит в том, что для улучшения социального
устройства и экономических условий необходимо соблюдение законов и принципов,
установленных властями”.
И наконец, в Его Воле и Завещании сказано: “Мы
должны подчиняться правительству своей страны и выступать как его
доброжелатели...”» (7)
Должны
ли мы подчиняться только справедливому правительству?
Хранитель
говорит:
«Суть
слов Учителя в том, что нам вменяется в обязанность повиновение всякому
законному правительству, каким бы оно ни было. Никому из бахаи не следует
судить о том, справедливо или несправедливо его правительство, ибо у каждого
верующего будет, вероятнее всего, на это своя точка зрения, а это приведет к
раздорам и погубит наше единство». (4)
Должны
ли мы подчиняться, если власти ограничивают нашу деятельность?
Хранитель,
обращаясь к бахаи, терпевшим в то время притеснения в
Персии, писал:
«В
случае любых ограничений нашей деятельности, которые существуют или будут
существовать в этой или любой другой стране, община Бахаи, верная своим
священным обязанностям по отношению к своему правительству и сознающая свой
гражданский долг, проявляла и будет проявлять полное
повиновение». (10)
Если
законы или политика федеральных и местных властей расходятся, можем ли мы
подчиняться только федеральному закону?
Всемирный
Дом Справедливости указывает:
«...бахаи
подчиняются закону, федеральному или местному, если только закон этот не
требует отречения от Веры. Если власти нам не препятствуют, мы строим нашу
жизнь в соответствии с законами Бахаи. Это не означает, что от бахаи требуется
выносить суждение о предпочтительности федерального или местного законов – это
должны решать суды». (9)
Следует
ли нам подчиняться правительству, даже если оно ограничивает нашу деятельность?
Хранитель
говорит:
«...как бы серьезно ни
влияло на рост Движения Бахаи вмешательство в нашу деятельность, сама по себе
ее приостановка не означает отказа от преданности Вере, и здесь надо
руководствоваться принципом, предписанным Бахауллой и Абдул-Баха – уважать и
полностью выполнять официальные распоряжения законных властей». (1)
Существует
ли грань, за которую не распространяется наше повиновение властям?
Хранитель
пишет:
«Мы должны подчиняться во
всех случаях, кроме тех, когда затронуты духовные принципы, например, когда от
нас требуют отречься от Веры. За эти принципы мы готовы умереть». (4)
«Что касается ситуаций, когда затрагиваются целостность и достоинство
Веры Бахауллы, когда дело доходит до того, что от бахаи требуют отречения от
Веры и отказа от их важнейших убеждений, то верующие знают и готовы жизнью
своей доказать, что никакая сила на земле – ни хитрость самых коварных
противников, ни жестокость самых безжалостных гонителей – не способны вырвать у
них ни одного неискреннего слова или толкнуть на поступок,
который противоречил бы голосу их совести и запятнал бы Веру». (1)
И
снова:
«Однако
распоряжения, выполнение которых равносильно отречению от Веры или означает
предательство ее важнейших духовных, Богом данных принципов и заповедей, –
такие распоряжения бахаи ни под каким видом выполнять не будут, предпочитая
этому тюрьму, ссылку, любые гонения и даже смерть – как двадцать тысяч
мучеников, последовавших за Основателями Веры; ни в коем случае не подчинятся
они мирской власти, требующей от них отказаться от Дела». (10)
Как
нам относиться к политике правительства?
Хранитель
советует:
«Пусть
они (бахаи) стоят в стороне от политических устремлений своих государств,
политики своих правительств, планов и программ партий и группировок, не
поддерживая их ни словом, ни делом». (2)
Какую
позицию нам занимать, если действия правительства вызывают споры?
Хранитель
пишет:
«Когда в обществе происходит политическое противостояние, им не
следует никого обвинять или принимать чью-либо сторону, поддерживать чью-либо
программу или присоединяться к какому-либо блоку, ибо все это противоречит
высшим интересам всемирного Братства, которое бахаи призваны созидать и
укреплять». (2)
Всемирный
Дом Справедливости говорит о Вере:
«Она
вне всяких разногласий, она выше их, и в то же время она предписывает своим
приверженцам лояльность по отношению к правительству и ратует за разумный
патриотизм». (6)
Некоторые
вопросы, являющиеся предметом спора правительств, несомненно, вопросы
нравственные; не следует ли нам участвовать в решении этих вопросов?
Хранитель
пишет:
«Мы,
бахаи, должны сознавать: общество разрушается столь стремительно, что
нравственные вопросы, суть которых была ясна еще полвека назад, теперь
безнадежно запутаны и, более того, тесно переплетены с противоречивыми
политическими интересами. Вот почему бахаи должны направлять все свои силы на
продвижение Дела Веры и построение Административного Порядка. В настоящее время
у нас нет иного способа изменить мир или помочь ему. Если мы будем участвовать
в спорах правительств, наше дело обречено на провал. Но если мы создадим свою
модель будущего общества, то сможем предложить ее миру, когда все остальные
средства будут уже исчерпаны». (4)
Означает
ли позиция бахаи безразличное отношение к интересам своей страны и отсутствие
заботы о ее процветании?
Хранитель
подчеркивает:
«Следует
совершенно ясно понимать, что позиция бахаи ни в коей мере не означает
равнодушия к благу своей страны и не предполагает ни малейшего противостояния
авторитету признанного, находящегося у власти правительства. Не означает она и
отказа от святой обязанности самым действенным образом способствовать
осуществлению высших интересов своего правительства и народа. Эта позиция
означает стремление каждого истинного и верного последователя Бахауллы служить
бескорыстно, честно и искренне жизненным интересам своей страны, не отступая
при этом от высоких норм единства и преданности Делу Веры». (2)
Всемирный
Дом Справедливости утверждает:
«Любовь
бахаи к родной стране должна проявляться не в том, чтобы участвовать в политических партиях или заниматься
дипломатической и политической деятельностью, а в том, чтобы способствовать ее
процветанию добросовестным трудом, работой в государственных и
административно-хозяйственных учреждениях». (6)
Из
какого понимания жизни общества исходят бахаи, провозглашая принцип повиновения
властям?
Хранитель
пишет:
«Наше
понимание жизни общества по существу основано на подчинении воли отдельной
личности воле всего общества. В Учении не призывается ни к подавлению личности,
ни к превозношению ее, ибо последнее чревато тем, что человек может
превратиться в существо антиобщественное, являющее собой угрозу обществу. Как и
во всем, мы придерживаемся «золотой середины». Общество может существовать
только тогда, когда меньшинство подчиняется воле большинства». (8)
8. БлагосостоЯние общества и общественные движениЯ
Следует
ли бахаи заниматься благотворительной деятельностью?
Хранитель
пишет через своего секретаря:
«...ты
стремишься разделить те невзгоды и страдания, которые терпят сегодня миллионы
людей – это естественный и благородный порыв; однако никакой иной способ
служения человечеству не может сравниться с важностью деятельности бахаи.
Если
бы бахаи могли правильно оценить свою работу, они поняли бы: в то время, как всякая благотворительная деятельность носит
поверхностный характер, в лучшем случае временно облегчая страдания и тяготы
людей, – работа бахаи закладывает фундамент нового духовного Миропорядка,
который опирается на Слово Божие и действует по Законам, ниспосланным нам
Господом. Эту работу не сделает никто, кроме людей, постигших смысл Учения
Бахауллы, в то время как благотворительной деятельностью может заниматься
каждый благородный человек.
Верующие
строят пристанище для человечества. Вот их важнейшая, святая задача, которой
они и должны посвятить всю свою жизнь». (3)
Всемирный
Дом Справедливости указывает:
«Поскольку
любовь к своим ближним и сострадание к ним есть неотъемлемая часть жизни истинного бахаи, мы постоянно делаем все, что в наших силах,
чтобы помогать нуждающимся. Нам ни в коем случае не следует этим пренебрегать,
ибо слово у нас не должно расходиться с делом. Однако страдания окружающих не
должны полностью поглощать наше внимание и направлять наши усилия в русло, где они в конечном счете окажутся тщетными, они не должны
заставлять нас забывать о самой важной и существенной задаче. Немало добрых
людей посвящают себя благотворительной деятельности, но, увы, так мало тех, кто
выполнял бы работу, которая более всего угодна Самому
Богу, а это – духовное пробуждение человечества». (5)
Следует
ли бахаи сотрудничать с прогрессивными общественными движениями?
Хранитель
писал, как передает Всемирный Дом Справедливости:
«При том, что бахаи следует заботиться, чтобы ни их самих, ни их Веру
никоим образом не отождествляли с какой-либо политической партией, мы должны
также избегать и другой крайности – отказа от участия вместе с представителями
прогрессивных общественных движений в конференциях и комитетах, чья
деятельность вполне согласуется с нашим Учением – например, направлена на
искоренение расовых предрассудков». (7)
С
какими общественными движениями мы не должны сотрудничать?
Хранитель
указывает:
«Помня
слова Абдул-Баха, что всякое единство – от Бога, бахаи в любой стране готовы,
более того – стремятся – сотрудничать с любыми объединениями людей, которые
можно признать свободными от малейшего налета групповщины
и политики, всецело преданными интересам всего человечества». (3)
Какова
главная цель сотрудничества с современными общественными движениями?
Хранитель
указывает:
«Безусловно,
совершенно необходимо, чтобы общины поддерживали контакт с современными
общественными движениями, но наша основная цель – привлекать как можно больше
людей к Учению Бахаи, помогая им понять его дух и суть. Мы должны заимствовать
опыт других, не позволяя себе при этом отклоняться от собственного пути, чтобы,
в конце концов, не оказаться втянутыми в другие движения и не отойти от Дела
Божиего». (3)
Чем
могут быть полезны эти контакты для дальнейшего распространения Дела Бахаи?
Хранитель
пишет:
«Мы
с радостью воспользуемся любой возможностью, чтобы познакомить с Верой Бахаи
как можно больше людей, показать ее терпимость и непредвзятость, независимость
и чистоту, не связывая себя при этом ни словом, ни делом с начинаниями и программами,
противоречащими нашей Вере». (3)
Литература
1. «Bahá'í Administration», p. 162.
2. «The World Order of Bahá’u’lláh»,
pp. 64–67, 199.
3. «Principles of Bahá’í Administration»,
pp. 24, 26–33.
4. «Directives from the Guardian», pp. 54–57.
5. Letter of the Universal House of Justice,
6. Letter of the Universal House of Justice,
7. Letter of the Universal House of Justice, July
7, 1976.
8. U. S. National Bahá'í Review, № 20, August 1969, p. 3.
9.
10. «God Passes By»,
p. 372.