И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
— Исаия 2:2
Если бы камни Кармель могли говорить, они могли бы поведать нам о многих чудесах, победах и поражениях, рассказать о пророках и язычниках, о принцах и нищих, и раскрыть нам — если только мы прислушаемся к их благоговейному шепоту — какую судьбу предназначил Бог этой величественной горе. Кармель, почитаемая как святая гора равно среди евреев, христиан, мусульман и бахаи, была оживлённым перекрестком на протяжении всей сознательной человеческой истории. В карстовых пещерах, промытых в известняковых склонах, были найдены скелеты кроманьонцев. По пути в Египет где-то среди этих холмов останавливался Пифагор; пророк Илия жил в двух пещерах горы; полагают, что на обратном пути из Египта здесь останавливалась семья Иисуса; в 1150 г. от Р. Х. к этой святой горе совершали паломничество крестоносцы. В шестнадцатом веке здесь поселились друзы, пришедшие из Ливана; в 1868-м немецкие тамплиеры основали здесь колонию, выстроив у подножия свои прочные кирпичные дома; а в 1891 Бахаулла раскинул рядом Свой шатёр, назвав это место святым для всех бахаи мира.
О том, что гора Кармель почиталась святой, упоминается уже в середине второго тысячелетия до Р. Х. в списке мест, завоёванных египетским фараоном Тотмесом II, где о ней говорится как о «святом мысе». В четвёртом веке до Р. Х. философ-неоплатонист Иамблик описывал Кармель как «самую святую из всех гор, куда запрещён доступ черни». И действительно, во время всех военных кампаний в истории Сирии и Израиля гора считалась местом, которого надо избегать, и при развёртывании войск её всегда обходили либо с одной стороны, либо с другой.
Лучше всего мы, вероятно, знакомы с историей Илии. Пророк Илия, живший в середине девятого века до Р. Х., в эпоху правления Ахава и его преемника Ахаза, боролся со жрецами Ваала, стремясь сохранить чистоту монотеистического иудаизма. Как об этом рассказывается в Третьей Книге Царств, гл. 18, Илия призвал весь народ Израиля собраться на горе Кармель, на её восточном склоне. Туда же пришли 450 жрецов Ваала и ещё 400 «пророков дубравных», служивших царице Иезавели. Илия призвал израильтян решить, кому они поклоняются — Богу или Ваалу. Толпа безмолвствовала. Тогда Илия велел, чтобы привели двух тельцов, и обратился к жрецам Ваала с предложением зарезать одного из них и положить на дрова, а затем призвать Ваала, чтобы он зажёг под дровами жертвенный огонь. Жрецы «призывали имя Ваала от утра до полудня… Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним…». Однако всё было безрезультатно. Тогда Илия воздвиг свой алтарь и приготовил в жертву тельца, попросив затем, чтобы дрова трижды облили водой, пока не заполнился ров, который он вырыл вокруг жертвенника. Согласно Библии, Илия помолился Богу, попросив Его, чтобы Он доказал людям, что есть лишь один Бог. И тогда жертвенный костёр воспламенился сам собой, причём пламя было таким сильным, что испарилась даже вся вода во рве. Лжепророки были затем казнены.
Считается, что Илия во время своего пребывания на горе Кармель жил в двух пещерах. Одна из них расположена на гребне холма, ниже монастыря кармелиток. Другая пещера находится непосредственно под ней, у основания горы. Уже с древних времён эти две пещеры использовались для религиозных целей. Верхняя часовня в арабский период была превращена в мечеть либо магам (небольшое святилище), когда был добавлен михраб — молитвенная ниша, обращённая к Мекке. В 1226 г. от Р. Х. крестоносцы получили от Рима разрешение организовать орден, известный сейчас как орден кармелитов. Первое общество сестёр-кармелиток было создано в 1452 г. В 1826 г. монастырь был перестроен, и сейчас стоит на своём древнем месте на склоне горы Кармель.
Плодородные равнины у подножия горы Кармель привлекали и других переселенцев из Европы. В середине девятнадцатого века Кристоф Хоффманн, Георг Давид Хардегг и Кристоф Паулюс основали в Германии «Общество тамплиеров» (храмовников). Они мечтали о создании общин, которые бы воплотили идею установления Царства Божьего на земле. Хоффманн и Хардегг прибыли в Хайфу в 1868 г., ведя за собой множество семей, которые поселились в Хайфе и Яффе между 1868 и 1875 гг. Эти поселения расширялись, достигнув Вифлеема, Галилеи и местностей вокруг Хайфы. Некоторые из этих трудолюбивых тамплиеров выстроили свои дома и фермы у подножия горы Кармель, вдоль улицы, которая сейчас называется авеню Бен Гурион. Выгравировав над дверями и окнами своих домов религиозные цитаты, они ожидали здесь пришествия Христа.
Начиная примерно с этого времени северный склон горы стал меняться. Движущей силой этих изменений был Бахаулла, который в 1891 г., стоя как-то раз на закате дня на склоне горы, указал Своему сыну Абдул-Баха то место, где следовало похоронить останки Баба, Его предшественника, погибшего мученической смертью. Следуя этим указаниям, Абдул-Баха построил мавзолей в его первоначальной форме, куда и перенёс затем останки Баба в 1909 г. Орнаментальная надстройка, которая превращает эту Усыпальницу в одну из самых заметных достопримечательностей Хайфы, была воздвигнута между 1949 и 1953 гг. под руководством Шоги Эффенди, внука Абдул-Баха и главы Веры в тот период, который также разбил вокруг обширные сады. Усыпальница расположена в центре северного склона горы. Пещера Илии расположена к западу от неё, а холмы Галилеи — к востоку. Равнина Шарон лежит к югу, а сама Усыпальница обращена к древнему городу Акко на другой стороне залива. У основания горы — колония тамплиеров.
Сейчас, после десяти лет строительных работ, величественные Террасы, взбегающие по когда-то бесплодному склону, обрамляют сверкающую подобно самоцвету Усыпальницу, навсегда преобразив Кармель. Кармель как бы прошла полный круг в своём развитии — сначала это была плодородная, покрытая лесом гора, известная среди древних евреев как символ изобилия и процветания, затем, в результате массовой гибели лесов в период оттоманского завоевания, она превратилась в сухой и каменистый холм. Сегодня же расположенные на террасах сады и естественный ландшафт вновь напоминают о прежней красоте Кармели и делают её ещё прекраснее, оправдывая данное ей когда-то имя — «керем», что на иврите означает виноградник или цветущий сад.
Великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего.
— Исаия 35:2
Высшая точка: |
546 метров над уровнем моря |
Протяжённость: |
26 км |
Площадь: |
245 кв. км |
Форма: |
треугольник |
Состав: |
известняк |
Главный город: |
Хайфа. Основан 1800 лет назад евреями и язычниками. Имя «Хайфа» происходит от еврейского «Чоф Яффе» — «прекрасный берег». |