Д-р Фирайдун Джавахери
член Всемирного Дома Справедливости

выступление перед паломниками 24 ноября 2005 г.

Фирайдун Джавахери с Шамилем и Виталием
Фирайдун Джавахери в окружении членов Национального Духовного Собрания бахаи России

Данный текст представляет собой конспект речи д-ра Джавахери, выполненный Владимиром Чупиным. Текст не передаёт всех мыслей, выраженных д-ром Джавахери, поскольку записывающий элементарно не успевал стучать пальцами по клавишам с необходимой скоростью. Кроме того, следует учитывать и то, что д-р Джавахери говорил по-английски, а запись велась по-русски.

Вы не можете себе представить, сколько радости приносят паломники во Всемирный Центр. Шоги Эффенди говорил, что паломники — это кровь Всемирного Центра.

Всемирный Центр — одновременно административный и духовный центр Веры. Конечно, наиболее важной является его духовная функция, и паломники олицетворяют собой именно этот его аспект. Бахаи со всего мира бросают все свои занятия и приезжают сюда, чтобы провести здесь девять дней, и персонал Всемирного Центра многому учится у них.

Как вы знаете, во Всемирном Доме Справедливости нет постоянных должностных лиц, и разные задачи перераспределяются между всеми членами. Некоторые из этих задач приятнее прочих — в частности, задача приветствовать паломников является одним из самых ожидаемых моментов.

Бахаулла прибыл сюда как заключённый. Но вот теперь посмотрите, до каких высот поднялась Вера! То, что на горе Кармель стоят такие величественные здания — один из самых ярких знаков победы Бахауллы.

Нам всем очень приятно и радостно осознавать, что, несмотря на всё наше разнообразие, мы едины в наших мыслях и устремлениях.

Во времена Шоги Эффенди паломников было очень мало — они бы не заполнили даже первый ряд этого зала. В то время Хранитель сидел с паломниками за одним столом, обедал с ними и вёл личные беседы. Но теперь паломников столько, что нам приходится сидеть рядами и использовать микрофон. Но смысл остаётся тем же — я хочу выразить вам любовь Всемирного Дома Справедливости.

Как вы уже не раз слышали, наверное, цель паломничества — помолиться в Святых Усыпальницах, помедитировать здесь. Усыпальница Баба — это центр Вселенной, «место, вокруг которого Небесные Воинства шествуют в восхищении», а Усыпальница Бахауллы — «место, где покоится пресвятой прах».

Я не сомневаюсь, что вы молитесь здесь за множество вещей, за свои семьи, за детей, за знакомых — наверняка у каждого есть длинный список людей, которые просили за что-нибудь молиться.

Абдул-Баха напоминал не раз, что для того, чтобы наши грехи были прощены, мы сами должны прощать чужие грехи. Помните об этом в молитвах. Паломничество — чудесный случай, дающий нам возможность сделать новый шаг по пути духовного развития.

Молитва должна сопровождаться размышлениями. После того, как вы помолились, читая Богоявленные стихи, помолитесь словами своего сердца. Подумайте, что вы должны изменить в своей жизни, что ещё вы могли бы сделать для человечества. Мы проходим через нелёгкие времена. Старый мировой порядок разрушается. Вспомните просто последние пять лет — то есть наш Пятилетний План. Отсутствие доверия, разрушения, войны и т.д. и т.п. распространились по всему миру. Правительства уже даже не могут заявить, что контролируют ситуацию. С одной стороны, стала очевидна важность религии, но многие из традиционных религий мира себя сильно дискредитировали за это время. Всё это приводит к тому, что растёт восприимчивость людей к Вере Бахаи.

Недавно я читал интервью с одним профессором из Гарварда. Он сказал, что каждые 20-25 лет происходит «взрыв» в какой-то технологической области. Например, последние 25 лет наблюдалось такое взрывное развитие в области информационных технологий. Когда же его спросили о следующих 25 годах, он сказал, что они будут отмечены взрывным духовным развитием. По крайней мере, люди начинают понимать, чего в мире не хватает!

В книге «Одна общая Вера» говорится о том, что религии ещё не понимают своего единства, но постепенно двигаются к этому идеалу.

Всемирному Дому Справедливости очень приятно наблюдать активные процессы развития в мире бахаи. Я упомяну несколько примеров того, как духовные успехи общин приводят к успехам в социально-экономическом развитии. Например, в прошлой группе паломников был вождь одного из племён Замбии, один из 156 вождей этой страны. Он является членом Совета вождей и отвечает за территорию размером с Португалию. Он сказал, что когда он только стал бахаи, ему было очень трудно найти кого-то, кто бы больше рассказал ему о Вере — вождя надо ведь слушать, его не станешь так просто учить! И тогда я спросил его, кто же, в конце концов, отважился? «После того, как я прошёл несколько курсов, я покончил со всеми традициями. Люди сами приходят на мои кружки — совсем без моего приказа!» Он стал лучше выполнять свои обязанности вождя после того, как стал бахаи.

Это очень отдалённые области. Мы с моей женой когда-то были пионерами в Замбии, и чтобы попасть туда, нам приходилось ехать около 1000 км, причём никакой особенной дороги там не было.

Я спросил этого вождя, как же он стал бахаи. Он очень скромный человек, и он сказал: «Когда я стал бахаи, я понял, что совещание имеет большую важность для процесса управления. Раньше мне приходилось приказывать людям, а теперь я собираю их на Совет, и они принимают решение, которое значительно лучше того, которое я мог бы сам придумать».

Ещё одним важным принципом для него стало равенство мужчин и женщин. «Женщины всё делают лучше, и это тоже помогает мне слыть хорошим вождём».

«В обычных условиях к вождю пробиться нелегко, но я сказал, что если у кого-то есть какая-то обида, они могут обращаться ко мне напрямую. Люди были очень рады»,— сказал он.

Четвёртая вещь, которую он упомянул — это «если вы хотите по-настоящему служить людям, вы должны быть смиренными».

На таких примерах мы видим, что бахаи обретают уверенность и смело берут дела своего общества в свои руки.

Когда вождь уехал, мне было интересно узнать, хорошо ли он доехал, и я позвонил ему. Он сказал, что он очень рад своему путешествию, а самое главное, чему он научился в Хайфе — это как обниматься с людьми. «Обычно вождя никто не решается обнять!»

Как община бахаи, мы также находимся в переходном периоде. В Героическую Эпоху Веры рост происходил в основном в результате личной инициативы в обучении. Когда началась миссия Хранителя, он осознал, что одной из важнейших задач для него является реализация предписаний Скрижалей Божественного Предначертания Абдул-Баха, а для этого требовалась какая-то структура. Поэтому на протяжении нескольких десятков лет он писал бахаи письма и объяснял им важность Местных Духовных Собраний и других органов. Он поощрял развитие Духовных Собраний, он призывал людей ехать пионерами. Как только пионер создавал Местное Духовное Собрание, надо было обращать внимание на соседние населённые пункты. Это привело к удивительным результатам — Вера достигла самых отдалённых уголков мира, и появились первые знаки вступления отрядами. Всемирный Дом Справедливости продолжил то, что инициировал Шоги Эффенди, пытаясь развить его успехи. Все эти Планы характеризовались одинаковым подходом и имели одинаковые цели.

Затем Всемирный Дом Справедливости инициировал новые Планы, начиная с Четырёхлетнего, нынешний Пятилетний, а также серию Пятилетних Планов, которые протянутся до окончания первого столетия Эпохи Становления в 2021 году. Цель этих планов — продвижение процесса вступления отрядам. Нам надо понять одну важную вещь: процесс вступления отрядами происходит только благодаря нашим усилиям. Недостаточно просто сидеть и молиться, просто быть хорошими людьми. Затем наступит следующая стадия, стадия массового обращения — она уже будет происходить сама по себе. Но что касается вступления отрядами, то мы должны направить на это всю доступную нам энергию.

Для того, чтобы происходил процесс вступления отрядами, необходимы два процесса:

  1. Всё большее количество верующих должно проходить через последовательность курсов. Их цель — создать как можно больше верующих, способных работать ради процветания Веры. Мы должны глубоко осознать, что этот рост возможен и что мы — его инструменты.
  2. Кластеры должны двигаться от одной стадии развития к следующей. Как это происходит? Чем больше мы думаем об этом, тем больше мы понимаем, что это научный процесс. Мы должны понять, какое место каждый из нас должен занимать в этом процессе.

Ещё одним важным аспектом, о котором говорил Всемирный Дом Справедливости, является «режим самообучения». Это совершенно особое, в высшей степени духовное состояние ума. Чему же мы должны учиться? Прежде всего — тому, как способствовать процессу вступления отрядами. Обретение знаний, самообучение происходит путём изучения писем Всемирного Дома Справедливости и применения того, что там написано, на практике. Такой процесс самообучения происходит на низовых уровнях общины, и именно он воодушевляет людей. Когда Местные Духовные Собрания видят этот процесс, они видят, что большинство планов начинает разрабатываться самими верующими, а Собранию остаётся только радоваться этому и просто помогать верующим, которые придумывают свои личные планы.

Ещё одним важным аспектом является систематичность. Рассеянным быть очень легко — можно наслаждаться своими занятиями, но при этом абсолютно ни к чему толком не стремиться. Например, представим себе человека, который учится водить машину. Предположим, он садится за руль и колесит по улицам целый день, радуется этому, а в итоге оказывается там, откуда приехал. Совсем иначе ведёт себя человек, который учится водить, чтобы доехать куда-то. Может быть, дорога будет трудна, возможны аварии, но зато в итоге, после всех трудностей и их счастливого разрешения, он достигнет своей цели.

Национальное Духовное Собрание должно систематически обращать внимание на какой-то отдельный кластер и задавать себе вопрос: как можно продвинуть его на следующую стадию?

Важно также научиться не делить людей на бахаи и небахаи. Мы на протяжении многих десятилетий жили как некий приятный клуб — друг друга все знаем, нам так классно вместе, а требования к новым членам настолько высоки, что попасть туда очень нелегко. Да и не нужны такому клубу новые члены — нам ведь и так хорошо!

Нельзя напоминать людям, что они небахаи, и нельзя относиться к ним иначе, чем к своим «старым друзьям». Ни в коем случае нельзя проводить черту. Все движутся к Бахаулле — одни быстрее, другие медленнее, но движутся все. Мы учимся, как воодушевлять людей, мы многому учимся, и это очень радует Всемирный Дом Справедливости.

Мы можем понять концепцию наших новых глобальных планов, начиная воплощать их на практике. Раньше у нас для каждой группы в общине была своя программа — взрослые занимались своими делами, молодёжь своими. А теперь наши основные виды деятельность объединяют всю общину.

Вспомните, кто назывался «активным бахаи» раньше? Это были люди, которые каждый день чем-то занимались в общине: служили в комитетах, в Духовном Собрании и проч. Все дни проходили в самой активной деятельности, но в итоге получалось, что они проводили время почти исключительно с бахаи. А теперь нам надо научиться проводить время с небахаи! В сутках всего 24 часа, и сколько бы вы ни молились, больше их не станет. Подумайте, сколько часов в неделю вы можете выделить на обучение Вере, а потом распределите их наиболее эффективным образом. Очень много времени уходит на всякие отвлекающие вещи, и наверняка в верхней строчке идёт телевизор. Пришли домой, уставшие, хотели отдохнуть минутку, поужинать с семьёй, а потом телевизор захватывает наше внимание, и мы засыпаем на диване.

Одни из самых радостных вестей, которые мы получаем — это новости от общины США. После урагана «Катрина» оказалось, что община бахаи встряхнулась — действительно, общество ведь так нуждается хотя бы в том, чтобы читать молитвы в трудные времена!