Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы воздать должное священной истории беспримерной любви, величайшей жертвенности и Божественного видения. Повествование об этом звучало в пророчествах великих Провидцев прошлого. Когда мы взираем с благоговением на величественные сооружения и «прекрасный ковёр», ныне раскинувшийся на Святой Горе Божией, и размышляем о мистических процессах, в результате которых этот бесплодный пустырь преобразился столь замечательным образом, нам кажется, что мы слышим голос Исаии: «…Кармил и Сарон; они увидят славу Господа, величие Бога нашего».[1]
В ходе предприятия, обнаружившего целеустремлённость, неустанное самопожертвование и силу объединённых действий, последователи Величайшего Имени во всех уголках планеты воспользовались уникальным моментом и воплотили в жизнь видение, раскрытое для них в Скрижали Кармель: «Ликуй же, ибо в сей День Бог воздвиг на тебе Свой престол и сделал тебя восходом Своих знамений и зарею свидетельств Откровения Своего».[2]
Воздвижение «стольного града» Бахауллы заставляет нас исполниться благоговения пред Его вечным могуществом и благодарности Ему за щедрые излияния благодати. Ибо мы — всего лишь смиренные орудия, пытающиеся исполнить Его справедливую и милосердную волю. Завершение столь великого предприятия демонстрирует нам несомненное величие Дела Красоты Абха и свидетельствует о существовании объективной духовной реальности — поскольку всё это не могло бы свершиться только благодаря человеческим усилиям и видению. Не подлежит сомнению, что стоящие за этим духовные силы превосходят самое смелое воображение. Как свидетельствует Сам Бахаулла, «сие, воистину, есть Откровение, кое является лишь раз в пятьсот тысяч лет. Так устранили Мы преграду и подняли завесы».[3]
Нынешнее событие даёт нам возможность оглянуться на этот судьбоносный и наполненный победами духовный путь.
Более 150 лет назад юный Узник, заточённый в далёкой горной крепости, смело обратился к правителю Персии с такими словами: «Я — Исходная Точка, от коей произошло всё сотворённое. Я — Лик Божий, великолепие Коего не может быть скрыто, Свет Божий, сияние Коего никогда не померкнет».[4] Изрекая эти слова с изумительной силой, напоминающей о Пророках прошлого, Баб провозгласил наступление нового Дня, давно ожидаемого момента в человеческой истории, когда Обетованный «наполнит землю равенством и справедливостью»[5] и «земля наполнится познанием славы Господа».[6]
Его «трубный зов» пробудил погружённую в мрак землю Персии и всем ответившим на него даровал «новые очи, новый слух, новое сердце и новый разум».[7] Его послание, однако, было адресовано не только этой стране, ибо Он был Носителем Откровения, которому суждено было преобразить духовную жизнь человеческой расы. «О вы, народы земли! — провозглашает Баб,— Войдите, все и каждый, через сии Врата…»[8] Пройти через эти Врата означало выйти из мрака к свету Божией любви и сострадания; они вели на «Стезю Истины» и «путь мира».[9]
Баб был теми вратами, через которые должно было вскоре явиться долгожданное Богоявление. Он так разъяснил главную цель Своей миссии: «Сие Откровение, вместе с предшествовавшими ему, имеет целью своей провозгласить приход Веры Того, Кого явит Бог».[10] Основа всех человеческих достижений — учение этого Величайшего Светила, а «конечная цель религии Божией есть ничто иное, как помощь Ему»[11]. Согласно пониманию Баба, критический период в развитии человечества уже наступил, и Он был «Гласом Вопиющего в пустыне Байана»[12], провозглашающим человечеству, что оно вступило в эпоху своей зрелости.
Безграничная пламенность и отвага, с которыми Баб возвысил Свой трубный призыв, открыли первую главу беспримерной драмы духовного и нравственного обновления. Героизм влюбленных в Него людей, их сверхчеловеческая стойкость и святые деяния потрясли Персию до основания и привлекли внимание остального мира. Захваченные водоворотом фанатизма и ненависти, последователи Господа Эпохи являли чудеса мужества и преданности, описать которые словами невозможно. «Когда пролилась кровь их,— утверждает Бахаулла,— земля пропиталась дивными откровениями Твоей мощи и… Твоего славного могущества».[13] Именно эта самая кровь, утверждает Шоги Эффенди, стала «семенем» задуманного Богом Административного Порядка, которому суждено «осенить всё человечество».[14] Поэтому, взирая на величественные строения на Горе Божией, мы не можем не вспомнить об «алых чернилах», пролитых тысячами героев и героинь из числа баби.
В центре наших мыслей — абсолютное, славное самопожертвование Баба, Возвышенного. «Плод Древа последовательных Божиих Откровений»[15] бросил свои драгоценные семена в «мельницу испытаний»[16] в городе Табризе, и на некоторое время «Пламя этого небесного Света»[17] было потушено. Когда мы размышляем о непостижимом феномене Мученичества Баба, наши сердца наполняются изумлением, и мы не можем удержаться от того, чтобы не воскликнуть о нашем бессилии пред Тем, Кто есть Всесильный. «Весь мир,— свидетельствует Бахаулла,— восстал, дабы воспрепятствовать Ему, но потерпел сокрушительное поражение. Чем суровей преследовали сию Садру Блаженства, тем сильнее росло Его рвение и тем ярче разгоралось пламя Его любви».[18] Тот, Кто был «Провозвестником новой Эры и Родоначальником великого вселенского цикла»[19], говоря словами одного выдающегося европейского писателя, «пожертвовал собой ради человечества… Подобно Иисусу, он заплатил своей жизнью за провозглашение царствия согласия, равенства и братской любви».[20]
Лишённая юного и притягательного Голоса, который был её инструментом, таинственная «Богорождённая Сила», двигавшая новым Откровением, начала пульсировать во тьме и мраке Сийах-Чаль. Именно здесь «Тот, ради Кого миру было дано бытие», Верховное Богоявление, ожидаемое Бабом и всеми Избранниками Божьими до Него, начало излучать Свет всеохватной и преобразующей любви.[21] Из этой «Чёрной Ямы» лишений и отчаяния «Гонимый мира» и «Всеведущий Врачеватель» поднялся, дабы нести во все концы земли «божественное лекарство» единения. «Тот, Кто есть Предвечная Красота, пришёл,— заявляет Бахаулла,— …дабы оживить мир и объединить его народы. Они, однако, поднялись против Него с острыми мечами и свершили то, что заставило Дух Верный рыдать… Однажды они бросили Его в темницу, затем изгнали Его, а потом спешно отправили его из одной страны в другую».[22]
Бахаулла страдал, дабы «все обитатели… земли» могли «родиться заново».[23] И, как свидетельствует Он в Своей Наисвятой Книге, «Через то, что Он претерпел несправедливость, справедливость пришла на землю, и через то, что Он принял унижение, величие Божие воссияло среди человеков».[24] Преодолев пытки, тюремное заключение, предательство и изгнание, осмеянный равно политиками и религиозными лидерами, Он, «Объединитель чад человеческих» и «Устроитель всей планеты», смог, тем не менее, создать всемирную общину, преданную вере в единство Божие, единство всех великих религий и единство человеческой семьи. Он явил Себя, чтобы поднять человечество от его «странной спячки», пробудить его внутренние совершенства, благородство и красоту. Мистический поиск обрёл новое значение — как поиск не только смысла, но и нового образа жизни. Покинутый и забытый всеми Узник призвал человечество наконец вырваться из застарелых оков предрассудков, насилия, суеверий и материальных страстей.
Его страдания и изгнания, орудия осуществления Божественной судьбы, наконец, привели Его в эту «Наисвятую Землю», «обитель Пророков», географическое и духовное сердце планеты. И здесь Он воздвиг «Скинию Славы» на «Холме Божием», «Новый Иерусалим», «Град Божий», упомянутый в Скрижали Кармель, установив «небесный Закон… гарант счастья человеческого».[25] Господь Сил Сам указал на место, где должны были быть навечно преданы земле драгоценные останки Его Провозвестника, «Изначальной Красоты». «Ныне настало время, предречённое народам и племенам земли,— заявляет Бахаулла.— Обетования Божии, записанные в Священных Писаниях, исполнились».[26]
Погребение Святого Праха Пророка-Мученика в мавзолее на горе Кармель, которое стало яркой победой Абдул-Баха, и дальнейшее украшение этой Усыпальницы представляли собой удивительный контраст с трагическими обстоятельствами миссии Баба. Противопоставление двух гор — Маку и Кармель — теперь высвечивается особенно ярко. «На сей горе Я одинок»,— сетует Баб, ссылаясь на Маку, и «в Его присутствии,— продолжает Он,— в ночи нет даже зажжённой лампы!»[27] Сколь могуществен Всеславный! Баб больше не одинок на Своей горе; ныне Он — в центре «миров как зримых, так и незримых»; «Точка,— как говорит Бахаулла,— вкруг коей вращаются сущности всех Пророков и Посланников»,[28] «Место,— как говорит об этом Абдул-Баха,— вкруг коего парят в восхищении горние Сонмы».[29]
Юноша из Шираза, «Суть Сущностей» и «Утро Истины», прошёл путь от заброшенной крепости до наполненного светом великолепного дворца, освещаемого сиянием Его беспримерной жертвы. Тьма первой уступила место Божественному сиянию последнего. В память о связи, существующей между двумя горами, Шоги Эффенди в 1953 г. благоговейно поместил под золотую черепицу величественного купола Усыпальницы Баба кусок штукатурки из тюремной камеры Баба в Маку.[30]
Таким образом, как это и было предсказано в Священной Книге, Дух Илии вновь пришёл на гору Господа, дабы служить ярким маяком, указывающим «Совершенный Путь».[31] Шоги Эффенди говорит об Усыпальнице Баба как о «Светлой Заре».[32] Она является «Царицей», стоящей в центре мироздания, и каждый вечер её славный образ напоминает нам о возглашении Баба: «Я — Светильник, который Перст Божий возжёг и заставил сиять с бессмертным великолепием».[33] И сегодня вечером мы увидим ещё одно чудо: этот величественный Светильник, увенчанный золотом, будет окружён мириадами других светочей, так что вся гора озарится светом; мы увидим свет, помноженный на свет!
«Сколь велико могущество твоё,— обращается Шоги Эффенди к ?Царице горы Кармель?,— могущество, кое повергло в изумление души возлюбленных Бога и Посланников Его!»[34] Наблюдая её сияние и то, как она простирает свои крылья над руководящими институтами Дела Божьего, мы не можем не вспомнить обещание, которое Бог дал Бабу: «Будь терпелив, о Курратуль-Айн, ибо Бог воистину дал обет установить Твоё господство во всех странах и над всеми людьми, что обитают там».[35]
В нашем торжественном открытии достойного пути, ведущего к священному Месту, где покоятся земные останки Того, Кто был «Вратами Божиими»,— пути, который однажды превратится в «Путь королей и правителей мира»,— мы можем увидеть величественную победу кротких. Согласно пророчеству, при появлении Обетованного всё сущее будет «перевёрнуто». Бахаулла объясняет: «Сим переворотом Он заставил возвысившихся унизиться, а униженных возвыситься».[36] Преданные и бескорыстные усилия бахаи на протяжении нескольких десятков лет в течение двадцатого столетия по воздвижению и украшению Усыпальницы Баба, равно как и величественного Административного Центра, расположенного под её сенью, несомненно, можно считать триумфом тех людей мира, голоса которых раньше не был слышен. Прочно держась видения и руководства сначала Учителя, а затем — Хранителя, последователи Благословенной Красоты в каждой стране — эта благородная, но смиренная «армия света» — преодолели все препятствия и обратили в бегство силы тьмы, пытавшиеся погасить Божественное Пламя, которое зажёг Баб и раздул Бахаулла. Вспоминая эти события, мы только и можем сказать: «Да славится, да славится Его кротость…».[37]
Цветущая природная мозаика, ныне протянувшаяся от подножия до вершины горы Кармель, раскрывает перед человечеством важнейшее послание надежды. Борьба за духовное возрождение мира, которое является итоговой целью нашей Веры, в некотором смысле отражается в том, как зеленеет и расцветает эта гора. По мере того, как разнообразные элементы садов, окружающих Святое Место, расцветают во всё более прекрасные образы, так и «почва человеческих возможностей раскроет своё внутреннее совершенство и покроется цветами добродетельных качеств».[38] Однако эти возможности человеческого духа расцветут только если эта почва «напитается живительными водами чистых намерений и бескорыстных усилий».[39] Величественные сады и струящиеся воды Божественного «Виноградника» говорят о благородстве человека, о том, чего может достичь человеческое общество, если оно сознательно обратится к щедрым излияниям Святого Духа. Они ясно говорят о том, что преображение окружающего мира возможно только через внутреннее преображение сердца.
В 1911 г. Абдул-Баха в Своём первом публичном выступлении на Западе, в Лондоне, провозгласил: «Настал новый цикл развития силы человека. Все горизонты мира светлы, и мир воистину станет райским садом».[40] Картина преображённого мира, раскрытая Абдул-Баха, воплощалась в действительность по мере того, как человечество шло сквозь последующие десятилетия этого века — века, омрачённого ужасающими периодами жестокости и лишений и озарённого возвышенными светочами творчества и единения. Хотя Его видение, скорее всего, исполнится только в отдалённом будущем, его главные черты и направления развития уже были прочно установлены. На этой стадии основная цель общины бахаи — продемонстрировать, что существует реальная возможность создать сад справедливости и понимания, образец коллективной жизни, основанной на доверии, сотрудничестве, чистоте поведения и искренней заботе об окружающих. Так пусть же наш собственный неустанный поиск единства в разнообразии просветит других людей. И когда сады на террасах горы Кармель будут демонстрировать своей красотой и разнообразием идеалы гармонии, пусть мир осознает свою способность достичь единства, помимо которого нет иного пути к миру и процветанию. Таким образом, мы подаём человечеству два ярких примера: это мы сами и эта великолепная гора.
Выполняя наказ, данный ему Учителем, возлюбленный Хранитель, приложив невероятные усилия и проявив незаурядную силу творчества, украсил Усыпальницу Баба «изысканной надстройкой», разработал дизайн Арки на Холме Бога и украсил это Священное Место. Каждый шаг, предпринятый им по развитию Всемирного Центра, соответствовал гигантскому рывку вперёд на поприще обучения. Составляя карту ландшафта горы Кармель, Шоги Эффенди одновременно с этим составлял карту Земли, до самых её отдалённых уголков. Под его вдохновляющим и вдохновлённым свыше руководством и в согласии с Планом, разработанным Средоточием Завета, мужественный отряд верующих расширил границы духовных владений Бахауллы до самых отдалённых регионов планеты, представив миру работающую модель единого «содружества народов».[41]
Этот ответ на «призыв Господа Сил» привёл к великой победе 1963-го года. С избранием Всемирного Дома Справедливости «Ковчег» законов Божиих действительно «поплыл» по горе Бога, как это было сказано в Скрижали горы Кармель.[42] Через это единодушное коллективное действие бахаи установили долгожданные «весы справедливости», и «Десница Всемощности воздвигла Его Откровение на нерушимом основании».[43] «Живительные воды вечной жизни,— говорит Шоги Эффенди,— теперь устремятся из этого источника Божественного Мирового Порядка ко всем воюющим нациям и народам земли, чтобы смыть пороки и несправедливости мира праха и исцелить вековые болезни и недуги человечества».[44]
Выборы Верховного Органа Дела Божьего стали яркой демонстрацией духа веры. Ещё раз этот дух проявился в ходе величественных проектов последнего десятилетия. Создавая органы нового Мирового Порядка, который «предвосхитил Баб, разъяснил Бахаулла и установил Абдул-Баха», эти проекты опирались на поддержку всех слоёв нашей общины.[45] И как могло бы быть иначе? Ибо, как объяснил Шоги Эффенди, «Всемирный Административный Центр общины бахаи… — это эмблема, символизирующая фундаментальное единство всех наций, правительств и народов, престол владычества и место восхода как духовной, так и мирской власти. Это верховный центр, к которому должны обратиться последователи Его наивозвышенной и славной Веры, и средоточие, отражающее для всех стран великолепие небесного престола Того, Кто есть Создатель человечества. Это источник Божественной цивилизации, которая является чистейшим и благороднейшим плодом Откровения Величайшего Имени…».[46]
Это позволяет нам осознать нашу глубинную сущность. Поскольку Бахаулла — Пророк новой цивилизации, то мы — её строители. Поскольку Он — Источник света, то мы — носители этого света, освещающие тьму лучами любви и уверенности. Следовательно, мы — орудия, усиливающие зов горы Кармель: «пришел Тот, Кто был сокрыт от взоров смертных! Явлено Его всепобеждающее господство; воссиял Его всеохватный свет».[47] Наша миссия — духовное возрождение всей человеческой семьи, то есть раскрытие невиданных доселе перспектив справедливости, свободы и культурного развития. Бахаулла говорит: «Восстанет раса людей, с невиданными доселе качествами… которая осенит покровом святости всё сотворённое…».[48]
Ошеломляюще величественные строения Арки раскрывают нам проблеск этой грядущей цивилизации. Характеризующие их сбалансированность, пропорциональность и гармония отражают увещевание Бахауллы вернуться к Золотой Середине, к «Срединному Пути», то есть во всех своих делах придерживаться принципов равенства, обоюдности целей и умеренности. Демонстрируя возвышенность и элегантную монументальность, эти воздвигнутые ныне здания являются ярким контрастом с распадающимися институтами и разрушающейся нравственностью потерявшего свои ориентиры общества. Для смятенного и погружённого в хаос мира они отражают «спокойный новый свет Мира и Истины, который окружает, ведёт и поддерживает» тех, кто принял «закон и любовь Бахауллы».[49]
Достижения, праздновать которые мы сейчас собираемся, в высшей степени достойны памяти наших духовных предшественников. Это достижение одновременно напоминает о страданиях Баба и Бахауллы и предвосхищает те дивные свершения, которые явит эпоха зрелости человечества. Доведя эти экстраординарные проекты до завершения, мы теперь понимаем, что имел в виду творец Апокалипсиса, написавший в древние времена: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их… И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет…».[50]
Размышляя о значительности того, что воздвигли на Горе Божией те, кто влюблён в Бахауллу, мы можем лишь вспомнить слова одного из семи мучеников Тегерана, который, ожидая момента своей казни, смотрел на тела двух мучеников, убитых прежде него и по-прежнему сжимавших друг друга в объятиях: «Великолепно сделано, возлюбленные спутники! — воскликнул он».[51] И действительно, братья мои и сёстры — великолепно сделано!
[1] Книга пророка Исаии, 35:2.
[2] Бахаулла, Скрижаль Кармель (Крупицы, XI).
[3] Бахаулла, цит. в письме Шоги Эффенди к Наврузу 101 г. Э.Б., обращённом к бахаи Ирана.
[4] Избранное из Писаний Баба.
[5] Шоги Эффенди, Мировой Порядок Бахауллы.
[6] Книга пророка Аввакума, 2:14.
[7] Бахаулла, Крупицы.
[8] Баб, Избранное из Писаний.
[9] Там же.
[10] Там же.
[11] Там же.
[12] Бахаулла, Лаух-и-Агдас, Наисвятая Скрижаль.
[13] Цит. в “Бог проходит рядом», абз. 79.
[14] Шоги Эффенди, Мировой Порядок Бахауллы.
[15] Баб, Избранное.
[16] Шоги Эффенди, Messages to the Bahá’í World.
[17] Баб, Избранное.
[18] Бахаулла, Китаб-и-Иган, абз. 263.
[19] Шоги Эффенди, Бог проходит рядом.
[20] A.L.M. Nicolas, переведённые французские примечания к «Предвестникам Рассвета».
[21] Бахаулла, Послание к Сыну Волка.
[22] Там же, абз. 107.
[23] Бахаулла, Молитвы и размышления.
[24] Бахаулла, Китаб-и-Агдас, абз. 158.
[25] Абдул-Баха, Избранное.
[26] Бахаулла, Избранное из Писаний, № 5.
[27] Баб, Избранное.
[28] Бахаулла, Молитвы и размышления.
[29] Цит. в Citadel of Faith.
[30] Шоги Эффенди, Messages to the Bahá’í World.
[31] Бахаулла, Ишракат, абз. 7.
[32] Цит. в книге Зикруллы Хадема “Служение у Порога». Опубл. в статье «Видение Шоги Эффенди» в журнале Ассоциации Исследований Бахаи, 1993, стр. 108.
[33] Баб, Избранное.
[34] Шоги Эффенди, «Усыпальница на горе Кармель».
[35] Баб, Избранное.
[36] Бахаулла, Китаб-и-Агдас, П171.
[37] Бахаулла, Крупицы.
[38] Абдул-Баха, Секрет Божественной цивилизации, абз. 9.
[39] Там же.
[40] Абдул-Баха в Лондоне.
[41] Шоги Эффенди, Предвестники Рассвета.
[42] Бахаулла, Скрижаль горы Кармель.
[43] Цит. в Шоги Эффенди, Мировой Порядок Бахауллы.
[44] Шоги Эффенди, письмо бахаи Востока от 27 ноября 1929 г., цит. в Тахерзаде, Завет Бахауллы.
[45] Шоги Эффенди, Messages to America.
[46] Шоги Эффенди, из письма к бахаи Востока, Навруз 111 г. Э.Б.; перевод Исследовательского Отдела Всемирного Дома Справедливости.
[47] Бахаулла, Скрижаль горы Кармель.
[48] Шоги Эффенди, Пришествие Божественной Справедливости.
[49] Шоги Эффенди, Мировой Порядок Бахауллы.
[50] Апокалипсис св. Ап. Иоанна Богослова, 21:3 - 4
[51] Предвестники Рассвета.