ВЗГЛЯД
БАХАИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
«Сейчас, в конце двадцатого века, уже не остается сомнений в том, что подход к социально-экономическому развитию, основанный на материалистическом толковании действительности, не отвечает подлинным нуждам человечества. Оптимистические прогнозы о переменах, которые он якобы произведет, канули в пропасть, которая все шире разверзается между баснословно высоким уровнем жизни незначительного и постоянно сокращающегося меньшинства и бедностью подавляющего большинства населения планеты.
Нынешний
беспримерный экономический спад вкупе с социальными проблемами, которые он
породил, отражает принципиальную ошибочность общепринятых представлений о самой
природе человека. Уровень притязаний, который навязывает своим членам
современное общество, не только не соответствует, но и противоречит реальному
положению дел в мире. Мы ясно видим, что если целью развития общества не станет
нечто большее, чем простое улучшение материальных условий жизни, то и последняя
задача останется невыполнимой. Высшую цель надо искать в духовных измерениях
бытия, выходящих за пределы столь изменчивой экономической карты мира и
искусственного разделения человечества на «развитые» и «развивающиеся» страны»[1].
Все вышеупомянутое показывает, что между такими понятиями, как «счастье и процветание людей» и «улучшение материального благосостояния», нельзя ставить знак равенства.
Приведем несколько примеров. Как в обществе капитала, так и в бывших и некоторых еще оставшихся социалистических государствах, общепринято считать, что чем выше показатель валового национального продукта (ВНП) страны, тем счастливее там жизнь людей. Однако в начале 1990-х годов американское общество начало задаваться вопросом: почему показатель ВНП США постоянно растет, а американцы не стали жить счастливее: социальные проблемы как были, так и остались, и более того, — усугубились. Вот еще пример — процветающая в материальном отношении Швеция, которая по уровню жизни населения находится на одном из первых мест в мире; в той же Швеции, однако, уровень самоубийств среди молодежи один из самых высоких в мире. Еще пример. Страна, получающая многочисленные военные заказы от других стран, начинает резко увеличивать уровень своего ВНП, а значит, люди, в чьей стране происходит массовое изготовление оружия, вроде бы как должны жить счастливо, так как увеличивается материальное благосостояние их государства, и, следовательно, социальные выплаты увеличиваются. Однако если мы задумаемся о том, что это произведенное оружие несет смерть многим тысячам людей, то начинаем понимать, что высокий уровень ВНП и подлинное счастье людей — это отнюдь не одно и то же.
Таким образом, как сказано, в документе Всемирного Дома Справедливости, до сих пор в обществе еще доминирует ошибочное представление о природе человека: человек рассматривается экономической наукой с материалистической точки зрения, т. е. как животное, хотя и более высокого порядка. Если, скажем, стадо коров пасется на лугу, где в изобилии растет сочная трава, а рядом протекает полноводная река, то для них такая жизнь представляется настоящим раем. И действительно, для них это рай. Аналогично, в обществе сложилось представление о людях как о «стаде». Если дать этому «стаду» больше материальных благ, оно автоматически окажется в раю. Если не изменится такое отношение к людям, то очень скоро мы станем свидетелями полной деградации общества.
Если мы проследим историю развития человечества, то выяснится, что наивысшего расцвета во всех аспектах человеческого бытия общество достигало тогда, когда оно прочно опиралось на определенные духовно-нравственные ценности, представляющие фундамент этого общества. Подобно тому, как дом, имеющий шаткий фундамент, вскоре развалится, так и общество, существующее на шатком фундаменте, т. е. устаревших ценностях, не оказывающих положительного влияния на его членов, также, в конце концов, полностью деградирует.
Именно в такой ситуации находится сейчас наше общество,— не только российское, но все общество планеты в целом. У него нет прочного фундамента тех ценностей, которые бы соответствовали нынешнему времени. Вот почему наше общество находится в глубочайшем кризисе, равного которому еще никогда человечество в своей истории не испытывало.
Теперь необходимо выяснить, почему все человеческое сообщество нашей планеты пребывает в состоянии глобального кризиса, и какие ценности этому обществу необходимы для того, чтобы оно вышло из кризиса и начало процветать.
Для этого необходимо вспомнить историю развития человеческой цивилизации. Первые человеческие сообщества несколько миллионов лет назад существовали в виде семей. Затем происходило их объединение в роды, которые, в свою очередь, объединялись в племена, после чего эти племена объединились в города-государства (Римская империя, Новгородское княжество, и т.д.). В середине XX века закончилось формирование следующего вида социального единства — нации.
Историческая наука учит, что, например, в период завершения объединения первобытных семей в единый род, существенно увеличились возможности для самих семей, уменьшились шансы на их взаимное уничтожение, ослабли межсемейные конфликты. Род регулировал межсемейные конфликты посредством стабильных традиций и запретов. Главной силой, объединяющей людей в тех условиях, была священная любовь к роду как высшей социальной ценности. Эта любовь к роду была похожа на нынешний патриотизм, на любовь к своей нации. Переход от родового строя к более высокой племенной организации значительно уменьшал вероятность раздоров и войн между разными родами, которые слились в единое племя. Еще более увеличилась степень свободы и безопасности семей, родов и племен, когда они сплотились в тот или иной отдельный народ. Наконец, нация, объединяющая в единое целое несколько прежних народов, на сегодняшний день является наиболее высокой из достигнутых форм организации людей, духовно цементируемой такой мощной, хотя и незримой силой, как патриотизм. Как видим, чувство социальной любви, которое стягивает множество разных людей и групп во все возрастающее целое, постепенно усложнялось, развивалось от любви к семье до любви к нации. Сегодня национальный патриотизм почти повсеместно и с достаточным основанием оценивается как такая святыня, на которой зиждется суверенитет любого государства.
Тем временем история неумолимо движется вперед, изменяя традиции и перестраивая многое из того, что казалось с обыденной точки зрения вечным и незыблемым. Рассматривая с глобальной точки зрения многоступенчатую эволюцию общества и формы социального притяжения, т. е. формы любви социальной, Писания Вероучения Бахаи открывают нам смысл будущих столетий, их общую логику. Коль скоро человечество росло путем последовательного вложения простых форм своего единства во все более сложные сообщества,— от семьи через род, племя и народности к нации,— то характер подобного изменения имеет силу объективного закона, и неизбежно грядет высшая, по сравнению со всеми предыдущими общностями людей, форма их организации, новый административный порядок, единое человечество — или, если выражаться философским языком, именно человечество в целом, а не отдельные нации, не отдельные народности станут в будущем единым субъектом в своем отношении к Богу и Космосу. В таком случае на первый план выдвинется всеобъединяющая сила любви к человечеству. Важно отметить, однако, что любовь к человечеству вовсе не отменяет любви к семье и к своему народу. Становясь наиболее священным внутрисоциальным чувством, любовь к человечеству надстраивается над всеми историческими, более древними формами социальной любви, подчиняет их себе и преобразует их, приводя их, внутри себя, в органическое равновесие, в максимально возможную гармонию. Внутри объединенного человечества в будущем должны возрасти свобода и безопасность граждан, семей, родов, племен, народностей и наций. При этом резко уменьшится угроза глобальных и региональных конфликтов.
Теперь будет уместно поразмышлять о природе нынешнего кризиса общества. Почему он происходит? Нынешний кризис во всех его многообразных проявлениях мы наблюдаем потому, что те ценности, которые исповедовало общество в процессе своей эволюции, теперь должны быть подвергнуты радикальным изменениям. Чтобы лучше это понять, сравним развитие человеческой цивилизации с развитием человеческого организма. В жизни человеческого существа условия и потребности младенчества, детства, подросткового периода, молодости и зрелости не одни и те же. Каждая стадия подготавливает нас к следующей, укрепляет наши способности и развивает наш интеллект.
Похожие стадии существуют и в жизни всего человечества. Сейчас оно покидает стадию юности и вступает в долгожданный период зрелости. То, что отвечало нуждам человечества на протяжении ранней его истории, не удовлетворяет нуждам этого дня. Забавы младенчества и детства более не приносят удовлетворение разуму взрослого человека.
|
|
Э В О Л Ю Ц И Я
Ч Е Л О В Е Ч Е С Т В А
|
Давайте вспомним, почему в подростковом возрасте, в период вступления в стадию зрелости, молодые люди отличаются вспыльчивостью, раздражительностью, нигилизмом, непослушанием родителям и т. д. Это обусловлено процессом созревания молодого человека. Биологически человек обретает зрелый организм, организм взрослого человека, а привычки и забавы пока остаются детскими — желание подраться, «выяснить отношения» на примитивном уровне «кто сильнее».
Аналогичная ситуация просматривается и в отношении эволюции человечества на нынешнем этапе, во время вхождения в стадию зрелости. На материальном уровне оно уже сформировалось как единое целое — появляются глобальные средства коммуникации, межнациональные браки, международный туризм, импорт и экспорт материальных и духовных ценностей, глобальные финансовые операции; в науке ценятся не столько национальные, сколько мировые достижения: патентоведы ориентируются при оценке открытий и изобретений именно на мировой уровень; то же верно и в отношении технических, художественных, спортивных достижений людей.
Что же касается новых ценностей, то они пока что, подобно первым весенним цветам, только начинают пробиваться сквозь холодный снег и лед уже отживших ценностей, которые можно выразить следующей схемой — «мы и они». То есть наше сознание, сформированное уже отжившими взаимоотношениями между людьми и государствами, привыкло к постоянному противопоставлению, например: «Моя религия (политическая партия, клуб, страна) лучше (самая правильная и т.д.)».
Принято считать, что движущей силой прогресса человечества является конфликт, борьба противоборствующих сторон. Невозможно оспаривать эту теорию, которая имеет научное подтверждение. Однако она действовала и будет действовать только в нынешний переходный период. В новой социальной формации будут действовать совсем другие законы развития общества.
Даже после того, как рухнул «железный занавес» между Востоком и Западом, сознание, сформированное прошлым опытом и отжившими ценностями, все равно отражается во взаимоотношениях между странами, зачастую выливаясь в скандалы и разочарования на таких, например, мероприятиях, как Олимпийские игры. Вот такое столкновение старого и отжившего (привычки и забавы юности) и нового (взросление человечества на материальном уровне) порождает нынешний глобальный кризис.
Исторический анализ эволюции человечества показывает, что толчком к переходу от менее общего типа единства,— скажем, семьи,— к более общему типу — роду,— всякий раз становится пришествие очередного Посланника Бога. Время прихода Посланников совпадает, в общем виде, со ступенями прогресса человечества, эпохами обновления смысла существования цивилизации. Бог посылает Своего Посланника именно тогда, когда люди готовы перейти к более высокой форме социального общежития и, соответственно, дает через этих Посланников именно те Учения, которые соответствуют условиям и потребностям общества и будут способствовать его прогрессу. Впрочем, некоторые полагают, что необходимые для прогресса общества нравственные ценности люди вырабатывают самостоятельно в процессе своей жизнедеятельности, в процессе проб и ошибок, однако такая чисто материалистическая теория возникновения порядка из хаоса, в действительности, противоречит даже самым простым положениям науки — в частности, второму началу термодинамики, которое гласит, что любая закрытая система, предоставленная самой себе, неизбежно будет разрушаться и приходить в состояние всё большего хаоса (что мы, кстати, и наблюдаем в тех социумах, которые пренебрегают духовным воспитанием своих членов). Для того, чтобы энтропия системы не возрастала, а уменьшалась (то есть происходило её упорядочивание), требуется вмешательство извне.
Учения традиционных религий можно разделить на духовные и социальные. К духовным учениям относятся законы и принципы, данные людям для развития их души. Такие учения регламентируют взаимоотношения человека с Богом. Известные всем десять заповедей Моисея являются примером духовных учений. Что же касается социальных учений религий, то они учат тому, какими принципами должны руководствоваться люди в своих взаимоотношениях с социумом, т. е. с обществом. Например, закон брака относится к социальным учениям.
В Вере Бахаи, помимо существовавших ранее духовных заповедей, имеется ряд других законов, способствующих прогрессу души,— например, закон об обязательной молитве, закон Хукукулла (закон Права Бога, способствующий духовному и материальному прогрессу человека), и др. К социальным принципам этого вероучения относятся те, без которых объединение человечества невозможно — самостоятельный поиск истины, гармония религии с разумом и наукой, равноправие мужчин и женщин, установление вспомогательного международного языка, создание всемирной федерации народов для достижения всеобщего мира и согласия на планете, и др.
Каждый из этих принципов в отдельности достоин очень глубокого изучения, так как все они являются очень важными условиями формирования единого человечества. К сожалению, в рамках данной статьи нам не удастся сделать этого, наша цель — показать крайнюю необходимость в новых глобальных ценностях, в новой глобальной этике, основа которой — любовь ко всему человечеству.
Важно также подчеркнуть тот факт, что духовность в новой социальной формации станет основой жизнедеятельности людей. Как проявляется духовность на практике? Одна из сторон поведения духовного человека — это желание отдавать: отдавать свои силы, энергию, какие-то материальные средства во благо процветания общества. То есть альтруизм — основополагающее проявление духовности каждого человека. Если же мы посмотрим на принципы функционирования административных институтов старого миропорядка, а также на взаимоотношения между людьми в идеологии материализма, то их можно охарактеризовать одним словом — эгоцентризм. Сегодня каждый в обществе стремится занять свою выгодную «нишу» в социуме,— нишу, которая бы приносила ему высокий и стабильный доход. Идеи служения обществу, служения человечеству кажутся чем-то далеким от реальности и наивными; о них даже как-то неудобно упоминать в разговоре с друзьями и знакомыми.
Однако давайте обратимся к одной из цитат Бахауллы, основателя Веры Бахаи: «Мир во всем мире не только возможен, но и неизбежен». Это высказывание ясно дает понять, что в будущем нам не придется выбирать между войной и миром. У нас не будет выбора — мир наступит, хотим мы этого или нет. Почему так? Давайте задумаемся над этим. Что приводит к раздорам, конфликтам и войнам? Безусловно, это эгоцентризм людей, желание иметь больше денег и власти. Если в человеке преобладает его «эго», то он не сможет находиться ни в гармонии с самим собой, ни в гармонии с окружающими и, как следствие, такой человек станет источником конфликтов. А каковы же предпосылки мирного и гармоничного сосуществования людей в обществе? Гармония в обществе установится только тогда, когда люди, его составляющие, станут альтруистичными по своей природе, ибо следствием альтруизма является сотрудничество, а не соперничество, взаимопомощь и взаимоуважение.
Давайте теперь опять обратимся к примеру с подростками, когда у них происходит переход от юности к зрелости. До периода зрелости организма все его органы еще пока не взаимодействуют друг с другом в полной мере, они завершают свой автономный период созревания. Период же полной зрелости организма характеризуется тем, что окончательно формируется центральная нервная система, мозг человека, который призван управлять всем организмом. Таким образом, можно сделать вывод, что при наступлении биологической зрелости человека всеми его функциями руководит головной мозг, центр управления всеми функциями организма. Именно центральная нервная система следит за тем, чтобы взаимодействие всех частей тела происходило гармонично, чтобы каждая клеточка организма получала достаточно крови, кислорода и других питательных веществ. В свою очередь, каждый орган, каждая клетка в зрелом организме начинает работать не на себя, а на общий рост, на развитие всего организма в целом. И если вдруг какая-то группа клеток «захочет» идти против общепринятого, данного свыше процесса,— например, захочет брать для себя больше питательных веществ, чем ей необходимо, и, скажем, захочет размножаться более активно, чем это требуется для выполнения определённой ей функции, то такие клетки превращаются в раковые, и у всего организма происходит дисбаланс в обмене веществ. Образуется раковая опухоль. А что делают с раковой опухолью? Можно ли её лечить? Нет, ее можно только уничтожить — вырезать или вытравить.
Давайте перенесем этот пример на процесс эволюции человеческого общества. До нынешнего времени происходило формирование семей, их объединение в роды, которые, в свою очередь, объединялись в народности, а затем в нации. Сейчас мы видим разнообразие наций — органов одного организма — планеты Земля. Что произойдет, если на этом этапе эволюция человечества завершится? Начнутся проявления национализма в каждой стране; многие государства захотят независимости и суверенитета, захотят отделиться от прежде сформировавшихся союзов государств. В этом случае неизбежно повсеместно возникнут вооруженные конфликты и войны,— начнет лихорадить как эту «независимую» страну, так и все человеческой сообщество в целом.
Это подобно тому, как если бы сердце человека вдруг сказало: «Я отказываюсь перекачивать кровь по всему организму», а печень сказала бы: «Я больше не буду фильтровать кровь, проходящую через меня». Если каждый орган перестанет выполнять назначенную ему функцию, участь такого организма будет печальна.
Все вышесказанное наводит на следующую мысль — все государства, будь то гиганты вроде России, США или Китая, или какое-то крохотное островное государство в Тихом океане, несут определенную ответственность (кто-то большую, кто-то меньшую) за происходящее в этом большом и сложном организме — планете Земля. Наступила такая стадия эволюции планеты, когда все государства стали взаимозависимыми.
Ранее было упомянуто, что в процессе перехода от ограниченного типа единства к более общему существенно увеличиваются возможности для развития малых социальных групп, а также уменьшаются шансы на их взаимное уничтожение, так как все их взаимоотношения регулируются в рамках более общей социальной группы (см. рис. на стр.3).
Новая стадия человеческого общежития в форме единого человечества открывает перед нациями гораздо больше возможностей, нежели они имели до этого. В этой новой социальной формации угроза возникновения межгосударственных конфликтов и войн будет сведена к минимуму, так как все взаимоотношения между государствами, включая конфликтные ситуации, будут регулироваться административными институтами, соответствующими новой социальной общности, т. е. наднациональными или глобальными институтами — силовыми, законодательными, финансовыми и др. Причем на государственном уровне интересы государства будут подчинены интересам всего Мирового Сообщества. На индивидуальном уровне люди будут руководствоваться принципом, провозглашенным Бахауллой: «Возлюби ближнего своего больше самого себя». Это значит, что ради счастья и процветания окружающих нас людей мы должны жертвовать своими интересами. Многим такая планка, установленная Бахауллой, может показаться слишком высокой, даже недостижимой, однако это именно те взаимоотношения, которые в будущем станут преобладающими в нашем общем доме, где личные и государственные интересы будут подчинены одной цели — процветанию всего человечества. Такое поведение людей невозможно без веры в единого Бога и без любви ко всему человечеству.
Провозглашая единство Бога, о чем также говорилось в религиях прошлого, Бахаулла идет дальше, провозглашая единство всех религий, утверждая, что существует только одна религия — Вера в Бога, вечная в прошлом и вечная в грядущем, тем самым доказывая развивающийся характер Божественного Откровения, постепенно раскрывающегося через таких Личностей, как Авраам, Моисей, Будда, Кришна, Зороастр, Иисус, Мухаммад, Баб и Бахаулла.
Сегодня все больше людей начинают осознавать, что фанатизм и догматические подражания древним верованиям стали источником враждебности. Они должны отступить и дать дорогу Божественным учениям, которые были открыты для развития человечества в этом периоде. Это реформирование и обновление фундаментальной сущности религии и составляет истинный дух современности, безошибочный свет мира и Божественное лекарство от всех болезней человечества.
Проявление эгоизма индивидуумом в едином планетарном обществе, а также возвышение национальных интересов над общемировыми (на государственном уровне) будут считаться аномалией. Именно в новом объединенном мире в полноте своей раскроется такой принцип, провозглашенный Бахауллой, как «единство в многообразии». Этот принцип подразумевает единство всех наций, рас, языков и культур. Совершенно ясно, что речь идет вовсе не о слиянии их в некую единообразную человеческую массу, внутри которой исчезнет любовь к семье, роду, племени, к своему народу и родному языку. Напротив, речь идет о таком единстве человечества, благодаря которому расцветут все уникальные культуры, а их плодами будут пользоваться все люди, где бы они ни проживали. И в этом смысле мир как бы превратится в одну страну.
Вот небольшой пример того, как в жизни работает принцип единства в многообразии. Один бахаи несколько лет работал в Краснодарском Центре Национальных Культур, под крышей которого работают несколько десятков национальных общин — русская, армянская, еврейская, курдская, ассирийская и др. Он рассказывает, что каждый год 8 марта Центр устраивает общенациональный праздник, на котором не только поздравляют женщин национальных общин с их праздником, но и демонстрируют друг другу национальные танцы и песни (для этого специально организуется концерт), национальные костюмы, национальную кухню. Но что производит на многих участников этих празднеств наибольшее впечатление, так это заключительная часть праздника — дискотека. 90 % танцевальных номеров этой дискотеки состоит из национальных ритмов разных общин. Курдская, армянская, русская, еврейская, ассирийская, адыгская молодежь танцует не только свои танцы, но и танцы своих сверстников из других общин. Два часа дискотеки проходят как на одном дыхании. В конце танцевального вечера молодые люди со светящимися радостью лицами подходят к организаторам праздника и просят, чтобы подобные интер-вечера проходили еженедельно. Что же происходит на этом вечере? Почему его участники получают такой приятный «культурный шок»? Всё очень просто: можно сказать, что они на два часа переносятся в будущее — в единое планетарное общество. Они чувствуют дух единения, перед ними раскрывается одна из сторон другой культуры. Наблюдая и вместе исполняя танцы народов мира, у них появляется больше интереса к своей собственной культуре.
Этот пример наглядно показывает, что только в объединенном сообществе наций, когда взаимообогащение, сотрудничество и взаимопомощь культур станут привычным явлением, все человечество узрит полный расцвет каждой культуры, каждой нации и народности. Тот сад привлекает взоры людей, в котором растут цветы различных форм, окрасок и запахов. Если же в саду растут только тюльпаны или, скажем, розы, то это уже не сад, а плантация. Поначалу, может быть, глазу будет приятно наблюдать за одинаковыми рядами одинаковых цветов, но вскоре такое однообразие наскучит.
Первая часть статьи была посвящена новым глобальным ценностям, которые уже сейчас постепенно занимают умы все большего числа людей. Разговор об этих ценностях представляет особую важность в контексте планирования и проведения проектов развития. Также представляется необходимым поразмышлять о том, что такое органический и неорганический рост, поскольку знание этой концепции даст возможность осуществлять проекты развития в правильном направлении.
Слово «органический» может означать многое. С одной стороны, оно относится к живому организму,— например, когда мы говорим «органическая материя». С другой стороны, оно означает нечто, имеющее свойства живого организма или напоминающее живой организм в плане организации, развития и взаимозависимости своих элементов. Например, «общество как органическое целое». Также оно может указывать на то, что данный объект составляет неотъемлемую часть целого. И, наконец, это слово может просто означать «естественный».
Соответственно слово «неорганический» относится к неживому организму и может иметь значение «неестественный».
Рост — это процесс, при котором нечто развивается до состояния полной развитости и зрелости. Это развитие, идущее от низших и простейших форм к высшим и более сложным формам, подобно эволюционному процессу. Внешне это может выражаться в увеличении размеров, числа составных элементов, возрастании силы, т. е. в расширении и разрастании.
·
рост или
производство продукции происходят посредством рабочей силы или материалов,
взятых извне;
·
рост не
протекает спонтанно;
·
происходящий
рост не поддерживает сам себя
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
· рост происходит естественным образом;
· рост происходит независимо, спонтанно,
самопроизвольно;
· процесс является непрерывным и развивается по закону геометрической
прогрессии
·клетка развивается естественным образом, затем
делится;
·подобное деление независимо, спонтанно, самопроизвольно;
·одна клетка дает жизнь двум новым, которые, в свою
очередь, также способны воспроизводить другие клетки;
·только что рожденная новая клетка не способна к
воспроизведению, так как она еще молодая;
·обе клетки продолжают воспроизводить другие новые
клетки;
·процесс этот беспрерывный, развивающийся по
геометрической прогрессии.
|
·
происходит
рост маленького семечка в большое дерево;
· рост дерева устойчивый и постоянный, продолжающийся
до тех пор, пока оно не достигнет состояния зрелости;
·
ветки и
листья дерева тянутся вверх, чтобы получать энергию от солнечных лучей. Его
корневая система уходит все глубже в землю, чтобы получать от нее питательные
вещества. Как ветки с листьями, так и корни обеспечивают дереву устойчивость;
·
дерево
постоянно производит плоды;
·
садовник
выращивает дерево и помогает ему вырасти до состояния зрелости.
НЕОРГАНИЧЕСКИЙ
РОСТ (ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ)
Выше были представлены примеры неорганического и органического развития, которые показали нам, что же такое неорганический и органический рост. Следуя этой аналогии, давайте рассмотрим пример с проектами развития. Большинство из них во всем мире (не только в России) пока что осуществляется в виде неорганического роста, а потому они либо не оказывают никакого эффекта на общество, либо оказывают очень незначительный эффект. Почему так происходит? Потому что наше общество материалистично. У членов общества сформировалось четкое материалистическое представление о том, как проводить проекты развития. Приведем пример. Представим деревню, которая нуждается в развитии, так как она приходит в запустение из-за безработицы и пьянства ее жителей. Они не хотят ничего делать, кроме как пить и гнать самогон. Их дети также начинают употреблять алкоголь и наркотики с 12—13 лет, сначала от нечего делать, затем это становится пагубным пристрастием. В общем, ситуация для российской деревни обычная — деградация населения сейчас идет полным ходом, особенно на селе. Выход из такой ситуации люди обычно видят в том, чтобы какой-нибудь богатый инвестор или благотворительный фонд приехали в их деревню и построили для них заводик по выпуску, скажем, памперсов, и, таким образом, появятся рабочие места для безработных селян, которые станут получать приличную по сельским меркам зарплату. Наличие стабильной работы у главы семейства на самом деле сможет решить проблему безденежья этой семьи, но наличие работы не может являться панацеей от всех язв общества. Практика, однако, показывает, что даже при появлении такого завода (или даже просто крепкого хозяйства, которому требуются рабочие руки) деревенские жители, отвыкшие трудиться, отказываются идти работать, а мечтают только о том, где бы найти денег на очередную выпивку.
Есть много людей, которые зарабатывают достаточно денег на жизнь и, тем не менее, они не чувствуют себя счастливыми. Сознание людей материалистично, а потому они и представляют решение всех своих проблем с материалистической точки зрения. Психология у людей обычно следующая: мы живем плохо, потому что нам правительство не предоставляет хорошую работу и нормальные социальные выплаты. Т. е. люди постоянно ждут, что кто-то должен прийти к ним на помощь, кто-то должен обеспечить их материальными благами. Такой тип мышления называется «патернализмом», а по-русски — иждивенчеством.
По всему миру осуществлялось и ныне осуществляется множество проектов развития, спонсируемых различными организациями и фондами. То есть рост и развитие проекта происходят до тех пор, пока продолжается вливание средств извне, однако после того, как деньги заканчиваются, очень часто проект завершается. Даже если проект касается открытия какого-то частного бизнеса (и для этого необходим начальный капитал), существуют множество условий, которые могут помешать успешному развитию частного предприятия. Конечно же, большинство организаций, выделяющих средства для какого-то проекта, ожидает, что начального капитала для «раскрутки» проекта будет достаточно; они хотят в дальнейшем видеть проект самодостаточным, приносящим обществу конкретную пользу. Однако в большинстве случаев этого не происходит. Почему? Ответ нам будет ясен, когда мы разберем иную ситуацию — органическое развитие проектов развития.
ОРГАНИЧЕСКИЙ РОСТ (ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ)
Теперь рассмотрим пример органического роста проекта развития. Примечательно, что на начальном этапе проекта нет необходимости в написании обоснования на выделение гранта,— т. е. для начала любого подобного проекта совсем не обязательно иметь стартовый капитал. Для того, чтобы проект пошел органично, необходимо, прежде всего, духовное образование. В чем оно заключается и что такое образование дает человеку? Дело все в том, что люди в большинстве своем не осознают, зачем они созданы, почему они живут на Земле и какая у них здесь миссия. Ни в школе, ни в университете этих знаний не дают. При покупке почти любого, скажем, бытового прибора к нему прилагается инструкция по эксплуатации; заходя в лифт, мы видим правило пользования им, состоящее из 10 пунктов. Представляете? Для лифта написали 10 пунктов по его использованию — сколько же требуется пунктов для такого гораздо более сложного «механизма», как человек? Во все времена именно религии давали людям такую «инструкцию», которая из века в век определенным образом менялась, т. к. условия жизни человечества в разные эпохи также были разными. Но именно учения Авраама, Моисея, Будды, Кришны, Иисуса, Мухаммада и Бахауллы раскрывали для людей истинный смысл жизни, так как их учения обращались к самым глубинам человеческой мотивации, т. е. давали ответ на извечные вопросы бытия. Найдя ответы на эти вопросы, человек совсем по иному начинает выстраивать свою жизнь. Это напоминает ситуацию со слепыми людьми — они способны делать очень ограниченные действия, чтобы как-то заработать себе на жизнь, поэтому кто-то посторонний организует для них артели, предоставляет сырье для выпуска какой-то продукции. Однако если таким людям вернуть зрение, их способности и возможности увеличатся во много раз.
Таким образом, если мы хотим сделать наш проект развития органичным, самодостаточным и развивающимся естественным образом, нам необходимо правильно мотивировать его потенциальных участников. Для этого как раз и необходимо духовное образование. Не секрет, что многие желающие работать в проектах не ставят перед собой цель помочь обществу в его многочисленных проблемах. Очень часто участники проектов надеются на получение определенной материальной выгоды от своего в них участия,— например, на возможность получать какие-то деньги, выделяемые на проект спонсорами.
Поэтому прежде, чем группа людей начнет думать непосредственно о каком-то проекте, важно обеспечить понимание ими духовных принципов, чтобы в проекте, проводимом в будущем по вышеописанной схеме, принимали участие люди, соответствующим образом мотивированные. Люди, изначально ожидающие от проекта каких-то материальных выгод, сразу же отсеются или образуют группу, которая станет готовить проект по привычной схеме (неорганический рост). И это, в принципе, нормально, так как новая модель требует нового мышления и нового сознания, эта модель требует наличие альтруистической мотивации, желания, прежде всего, что-то сделать для общества, а потом уже для себя. Не все на данном этапе развития общества готовы к этому. Те, кто пожелает включиться в работу с проектами развития по новой, предлагаемой здесь схеме, могут начать с первого этапа осуществления проектов развития, а именно — самообразования.
Есть еще одна группа людей, которая осознает, что никакие проекты, в которых они собираются участвовать, не изменят кардинальным образом нынешнее плачевное состояние общества. Однако они все равно готовы принимать посильное участие в них, так как у них есть установка: «моя совесть будет спокойна, потому что я пытался хоть как-то помочь обществу». Такая мотивация людей, безусловно, подходит для участия в проектах развития: им просто необходимо образование, т. е. они должны получить видение того, что общество не обречено, что, хотя сейчас наш общий «Титаник» и идет старым кусом, по направлению к айсбергам, то есть на верную погибель, однако имеется совсем иной курс, плыть по которому безопасно и который непременно приведет корабль на «большую землю».
Давайте рассмотрим, как практически группа энтузиастов начнет свою деятельность:
1. Участники проекта проходят через ряд последовательных курсов, которые:
а) дают знание;
б) наделяют видением;
в) преобразуют внутреннюю сущность человека, проявляя в нем лучшие его качества;
г) дают навыки того, каким образом решать в коллективе вопросы развития проекта (навык совещания), а также другие навыки;
д) способствуют сплочению группы, что поможет более эффективной работе проекта;
2. Получив прочный духовный фундамент, основанный как на теории, так и на практике, часть группы обретает желание проводить подобные курсы для других людей, желающих принимать участие в проектах развития, и прежде всего — учебных курсах (опыт показывает, что первоначально сформированная группа энтузиастов непременно в дальнейшем привлечет многих других единомышленников). В результате из одной группы образуются несколько групп, которым помогают пройти через последовательность курсов несколько ведущих, специально для этого подготовленных. В настоящее время бахаи используют серию из семи курсов духовного развития, известную как «Институт Рухи».
3. Вторая часть первоначальной группы займется непосредственно разработкой проектов развития, исходя из только что сформированных новых ценностей, необходимых для развития общества.
Как уже было сказано, на первом этапе группа не обсуждает конкретные проекты, однако каждый из членов проекта все равно держит в голове то направление, в котором он хочет работать. В процессе образования у каждого из группы представление о том, каким образом должен осуществляться его проект, будет меняться, до тех пор, пока не начнется этап непосредственной разработки проекта. Опираясь на фундамент приобретенных знаний, проект станет развиваться гораздо успешнее.
Предлагаемая схема действий, как мы видим, начинается не с самого проекта, а с обучения, поэтому понадобится определенное время для подготовки к нему,— примерно 3-4 месяца (при условии, что его участники будут заниматься по 3-5 часов в неделю без длительных перерывов). Однако эффект от подобной подготовки будет гораздо больше, чем от одноразового проекта, осуществленного по неорганической схеме развития.
Осуществление проектов нового типа можно сравнить с ростом дерева. У дерева на его начальном этапе роста нет плодов или густой зеленой кроны. Его рост начинается с одного-единственного семени. Высаженное в благодатную почву, такое семя начинает быстро давать всходы, образуя постепенно ствол дерева. По мере роста дерева укрепляется его корневая система, расширяется ствол (т. е. члены группы обретают все более прочный духовный фундамент), а также образуется крона с плодами (осуществление проектов развития). Семена от этих плодов упадут в землю и дадут рост новым деревьям. На фоне нынешнего упадка общества проекты развития и сами люди, их реализующие, будут непременно выделяться, подобно маякам в темной ночи, так как проекты эти и их участники на практике станут воплощать новые духовные принципы и ценности, как воздух необходимые сегодня обществу,— которое, безусловно, заметит и оценит ростки нового, пробивающиеся из-под снега отживших ценностей.
Концепция органического роста дает понимание того, в каком направлении должно двигаться общество, чтобы искоренить все свои проблемы,— а именно, не митинговать против многочисленных проявлений несправедливости, то есть не бороться против какого-то конкретного, скажем, коррумпированного чиновника, а целеустремленно, систематически и постоянно взращивать ростки нового. Этот путь наиболее разумный и безопасный, он основан на эволюционном подходе к проблемам общества. Группа соратников, работающая над проектом, постепенно будет привлекать к себе все больше и больше новых единомышленников, в результате чего весь этот процесс станет подобным процессу размножения клетки — органическому процессу, работающему в геометрической прогрессии. В этом процессе все его участники, с одной стороны, в результате самообразования и осуществления проектов проходят через внутреннее духовное преображение, с другой стороны, эти проекты и сами их участники оказывают своим характером и образом мыслей и действий преобразующее влияний на общество, что способствует его постепенному оздоровлению.
Через 2-3 года группа, изначально насчитывавшая 6-7 человек, разрастется, скажем, до 100-150 человек, а может быть, и больше, то есть у дерева появится широкая и густая крона с многочисленными плодами — проектами служения обществу.
Этот проект войдёт органической частью в уже появившиеся по всему миру «Институты Глобального Развития», чья деятельность основана на тех же глобальных ценностях и призвана заложить новый фундамент для зарождающейся глобальной цивилизации.
Используемая литература
1.
Послание Всемирного Дома Справедливости «Путь к
процветанию человечества» (23 января, 1995 г.);
2.
Материалы Института Рухи, посвященные органическому и
неорганическому развитию;
3.
Материалы Института Рухи. Книга-2 «Подняться на
служение», III часть,
5 раздел, стр. 50;
4.
Выступление Даниила Пивоварова, профессора, зав.
кафедрой истории, философии и религии Уральского Государственного Университета на
втором Всемирном Конгрессе бахаи в Москве, 25 ноября,