назад

Доказательства Миссии Бахауллы

 

Громкие заявления требуют убедительных доказательств.

— Карл Саган

О вы, судящие по справедливости! Если отвергнуть сие Дело, то какое ещё дело в сём мире можно будет поддержать или посчитать достойным приятия?

— Бахаулла

Сначала давайте задумаемся о том, что вообще понимается под доказательством истинности религии. Никто и никогда не принимал религию, опираясь при этом только на холодные доводы рассудка. Если твоё сердце не откликается на Пророческое Послание, если чувства не поднимаются в такой момент выше простых слов и логики, если всё твоё существо не загорается убеждённостью — тогда, наверное, веру твою нельзя считать ни мудрой, ни разумной. Развивая эту идею, мы можем привести, по меньшей мере, две убедительные причины в пользу отыскания логических доказательств религиозной веры. Во-первых, как говорит Абдул-Баха, «доводы указуют путь, и с их помощью сердце обратится к Солнцу Истины. А когда сердце обратится к Солнцу, откроются очи, и узнают они Солнце через само Солнце». Во-вторых, даже после того, как человек достигнет убеждённости в истинности конкретной религии, логические доводы могут подкрепить эту убеждённость и пролить дополнительный свет на различные частные аспекты веры. Абдул-Баха недвусмысленно призывал верующих: «…Полагайтесь на собственный разум и суждения и держитесь результата собственных исследований, иначе вы с головой погрузитесь в пучину невежества и лишитесь всех даров Божиих».

Таким образом, мы видим, что к религии следует относиться с тех же позиций, что и к науке. Шоги Эффенди говорил, что Вера Бахаи «научна в своём методе». Вероятно, он имел в виду, что она научна в своём методе поиска истины, поскольку чем ещё занимается наука, как не выяснением истины? К тому же, «самостоятельный поиск истины» значится первым принципом Веры Бахаи.

Человеку, не вращавшемуся в академической среде, может показаться, что научный метод — это что-то невероятно сложное и утомительное. На самом деле это не так. Научный метод, по большому счёту,— это просто упорядоченный здравый смысл. Любой учёный занимается тем, что проверяет какое-то выдуманное им самим или кем-то ещё объяснение («гипотезу») с помощью данных, полученных из опыта. Собирая данные и примеряя их для объяснения какой-то гипотезы, учёный может — и даже должен — пользоваться всеми способностями своего ума и своей психики: делать наблюдения, строить логические конструкции, прислушиваться к своей интуиции и опираться на достойные доверия авторитетные источники. Желательно, чтобы этот процесс был открытым, то есть чтобы сделанные одним человеком наблюдения мог повторить и проверить другой достаточно квалифицированный человек.

Любой набор фактов, сколь бы обширным он ни был, может быть объяснён совершенно по-разному. Это означает, что на самом деле нельзя стопроцентно доказать ни одну нашу теорию. Поэтому учёные идут от противного — они пытаются, всеми доступными им методами, разрушить эту теорию. Каждый раз, когда гипотеза стойко переносит испытание, которое могло бы её опрокинуть (или, по крайней мере, поставить под сомнение), в нас крепнет убеждение, что она соответствует истине. Если какая-то теория раз за разом с честью выходит из-под огня критики, если она увязывает в стройную систему множество ранее казавшихся разрозненными фактов, если она правильно предсказывает новые и неожиданные явления, если она объясняет максимальное количество феноменов самым простым образом, то её вполне можно счесть истинной — конечно, пока не появится противоречащий ей факт. К сожалению, большинство людей вкладывает в слова «научное доказательство» совсем иной смысл. Они почему-то думают, что учёные в своих лабораториях отыскивают абсолютную истину — именно поэтому, например, журналисты часто изрекают фразу «учёные доказали, что…» чуть ли не со священным трепетом. Как только эта фраза звучит, все присутствующие должны, по их мнению, умолкнуть и не перечить.

В этом плане показательна история классической физики Ньютона и релятивистской теории Эйнштейна. На могиле Ньютона написана такая эпитафия:

Когда-то тьмою был весь мир окутан.
Да будет свет! И вот явился Ньютон.

Однако через 300 лет у этого стиха появилось продолжение:

Но сатана недолго ждал реванша —
Пришёл Эйнштейн, и стало всё как раньше.

Конечно, с точки зрения многих физиков открытия Эйнштейна действительно оказались шокирующими и разрушили привычную и ясную картину классической механики Ньютона, сделав мир непостижимым для обычного здравого смысла. Впрочем, на ситуацию можно взглянуть и по-другому — в конце концов, научный метод гарантирует довольно высокую степень уверенности во всём, что касается практических действий, а с другой — напоминает нам о необходимости сохранять открытость ума. В конце концов, без теории относительности не было бы системы GPS, спутникового ориентирования на местности, которая так полезна путешественникам и любителям рыбалки. Очень полезный получился у сатаны реванш!

У западной (и российской тоже) интеллигенции сложилось мнение,— и у верующих, и у скептиков,— что религия и наука несовместимы. Религия якобы опирается на веру, тогда как наука оперирует только сухими фактами, и поэтому научный метод к богословским вопросам неприменим. Верующие обычно заявляют, что религиозное знание превыше научного, и поэтому любые попытки подвергнуть религиозные убеждения научному анализу приведут только к профанации их высоких и светлых чувств. Скептики придерживаются того же самого убеждения по прямо противоположной причине: они чувствуют, что религиозные постулаты либо имеют характер беспочвенных суеверий, либо настолько размыты и абстрактны, что нельзя придумать ни одного теста, который мог бы, даже теоретически, доказать их ошибочность. С научной точки зрения это автоматически означает, что их истинность также остаётся принципиально недоказуемой. Если некое заявление является столь общим, что будет находиться в согласии с любым экспериментом, если оно столь туманно, что никакой реальный жизненный опыт не способен поставить его под сомнение — значит, это заявление является по самой своей природе ненаучным. Единственное, что мы можем сделать по отношению к нему — это пока воздержаться от вынесения окончательного вердикта. Современные материалисты изгоняют в это «чистилище» любые мистические или религиозные идеи. О той каше, которая царит ныне в головах людей, хорошо свидетельствует отрывок из одной научно-фантастической книги, где автор обсуждает, как могли появиться в мире некоторые удивительно полезные человеку животные (в частности, некая вымышленная автором «вавилонская рыба», способная заставить человека понимать любой язык — но то же самое можно сказать о пчёлах, финиковых пальмах и множестве других созданий):

То, что это умопомрачительно полезное создание появилось в результате эволюции, абсолютно случайно, многими мыслителями рассматривается как решающее доказательство небытия Бога. Доказывается это примерно так: «Я не буду доказывать, что я существую,— говорит Бог,— ибо доказательство отрицает веру, без веры же я — ничто». «Но,— отвечает ему Человек,— вавилонская рыба тебя выдаёт с головой, разве нет? Она не могла эволюционировать случайно. Это доказывает, что ты существуешь, и, следовательно, по твоим собственным словам — что ты не существуешь. Quod erat demonstrandum». «Здорово,— говорит Бог.— Мне это и в голову не пришло»,— и исчезает в клубах логики. «Нет ничего проще»,— говорит Человек, и на бис доказывает, что белое — это чёрное, после чего на следующем пешеходном переходе его сбивает машина. [Дуглас Адамс. Путеводитель по Галактике для автостопщиков.]

Заявление Бахауллы бросает смелый вызов представителям как одного лагеря, так и другого. Он утверждает, с одной стороны, что является Носителем современного Откровения Божиего, Тем, Кто исполнил все обетования и пророчества прежних религий. С другой стороны, Он формулирует Свои притязания настолько точным и научным языком, из Его высказываний вытекает столько конкретных и проверяемых на опыте следствий, что любой учёный полностью почувствует себя здесь в привычной ему среде. Например, Он заявляет, что следовавшие друг за другом «Богоявления» (т. е. Основатели религий и Родоначальники цивилизаций, череду Которых Он на данный момент завершает) все как один обладают рядом неотъемлемых качеств: Они непогрешимы, всезнающи, видят будущее, Им ведомы даже скрытые стороны физической реальности. Их знание врождённое, Они не приобрели его в какой-то школе или у какого-то учителя — а на самом деле, такому и невозможно нигде научиться. Их знания и совершенства заставляют Их выделяться на фоне обычных людей, как Солнце выделяется среди звёзд. Они отличаются безупречной честностью, и ничто в мире не способно Их испугать, даже угроза самых страшных страданий. Кроме того, Их слова наполнены животворящей силой — силой, способной преображать людей и менять ход истории.

Родившись среди удушающего мракобесия Персии XIX века, получив столь поверхностное образование, что его уровень никоим образом не дотягивал даже до базовой программы современной начальной школы, Бахаулла написал сотни томов, где затрагиваются самые сложные современные мировые проблемы — причём в то время этими вопросами не задавались даже самые учёные из Его современников. Кроме того, Он оставил нам в наследие пример Собственной жизни, подробно описанной очевидцами и сохранённой в бесчисленных документах.

Нынешние учёные могут поведать нам удивительные вещи: внутреннее устройство атома, химический состав звезды, до которой даже свет идёт миллионы лет, могут нарисовать, как выглядели животные, ходившие по Земле в невероятно древние времена. Они делают эти выводы на основе самых незначительных, на первый взгляд, фактов: мгновенного росчерка неуловимой частицы, пролетающей сквозь туман в стеклянной камере, лучика света, который шёл к нашей Земле через всю Галактику, пригоршни окаменевших костяных осколков. В случае Бахауллы, однако, свидетельства не просто значительны — они монументальны. Неужели этот удивительный научный метод, способный раскрыть такие потаённые секреты природы, не поможет нам узнать, кем же на самом деле был Бахаулла?

Ответ на этот вопрос очевиден — решительно и несомненно, да. Конечно, если отбросить все «политические» соображения, абсолютно чуждые научному методу. Любой, кто пожелает выяснить для себя истину в этом вопросе, сможет сделать это без труда. Более того — в мире, столь удивительно многообещающем с одной стороны и столь опасном с другой, большой ошибкой было бы обойти этот вопрос молчанием. Нам действительно жизненно важно узнать, был ли Бахаулла Посланником от Бога или нет. Ставки исключительно высоки — фактически, на кон поставлена жизнь миллионов людей, которых убивает нынешний «плачевно несовершенный», по словам Бахауллы, мировой порядок. Более того, вопрос непосредственно касается и каждого отдельного человеческого существа. Очень жаль, что из-за предрассудков или просто из-за интеллектуальной лени «лидеры мысли», которым люди вручают свою судьбу и суждению которых склонны безоговорочно верить, на протяжении более чем ста лет отказываются подвергнуть заявления Бахауллы доскональной проверке.

Итак, вот краткое перечисление некоторых исторических фактов, которые могут быть задействованы в такой проверке:

Произведения Бахауллы (а также Баба и Абдул-Баха, о безошибочности Которых Бахаулла заявляет) содержат массу пророчеств. Эти пророчества детализированы и конкретны — в них упоминаются реальные исторические фигуры, реальные города и страны, причём часто указан и временной промежуток, в который они должны исполниться. Сам Бахаулла утверждает, что в них упоминается «большинство событий, свершившихся на сей земле», причём так, что «ни у кого не остаётся никакой возможности отвратиться или протестовать». Большинство этих пророчеств противоречило общепринятым ожиданиям на тот момент. Все они были опубликованы заранее, так что у скептиков были все возможности убедиться, заблуждается Бахаулла или Он действительно способен видеть будущее. Ни одно из пророчеств до сих пор не оказалось ошибочным, причём нередко исполнялись они в самый последний из возможных моментов, когда кое-кто уже спешил триумфально заявить об их провале. Есть и несколько пророчеств, которые ещё ждут своего исполнения, так что мы сможем наблюдать их осуществление своими собственными глазами.

Среди исторических пророчеств можно назвать следующие:

Пророчества бахаи, предрёкшие определённые научные открытия, таковы:

У Бахауллы и Абдул-Баха также есть масса пророчеств, связанных с ситуацией в современном мире. Они предсказали, среди прочего, что:

Способность видеть будущее была не единственным признаком сверхъестественного знания Бахауллы. Он провёл всю Свою жизнь в атмосфере, пропитанной закоснелым исламским фундаментализмом, сначала в Персии, затем — узником Османской империи. Он получил самое поверхностное образование, никогда не посещал школу, никогда не читал западных книг — можно сказать, вообще был полностью изолирован от любого влияния, которое могло бы внести свежую струю в затхлую атмосферу Его непосредственного окружения. И всё же Его Писания удивительно современны — более того, с годами они становятся даже более современными, поскольку предлагаемые Бахауллой решения уже не кажутся прекраснодушными мечтаниями, а обретают плоть и кровь в новых всемирных организациях и завоёвывают высокую оценку со стороны множества независимых экспертов. Именно Бахаулла дал миру первый свод духовных и гуманитарных принципов, составляющих сегодня основу повестки дня всех поборников прогресса. Именно Бахаулла впервые — задолго до того, как эта идея пришла в голову кому бы то ни было из ведущих мыслителей этого мира — описал планету как глобальную деревню и указал на проблемы, с которыми она может столкнуться.

Продолжая тему необычных качеств Бахауллы, можно отметить, что Он виртуозно писал не только на Своём родном персидском языке, но и на арабском, который Он никогда не изучал. Между тем, по свидетельству авторитетных языковедов, письменным арабским языком невозможно овладеть самостоятельно — требуется несколько лет усиленных занятий под руководством опытного учителя. Он сочинял Свои Писания, на обоих языках, без предварительного обдумывания, без пауз и запинок, диктуя их по несколько часов кряду с такой скоростью, что изнемогали даже самые умелые стенографисты. Тем не менее, эти спонтанно появлявшиеся строки отмечены именно теми качествами, которых мы вправе ожидать от Божиего Откровения: отточенный стиль, прозрачный логический строй и яркие литературные достоинства. Вместе с тем, они совершенно свободны от любых неувязок и ошибок, характерных для человеческих экспромтов — например, Бахаулла никогда не ошибался, цитируя по памяти других авторов, хотя в Его тюремной камере, естественно, не было никаких книг.

Характер и личные качества Бахауллы были именно такими, какими они должны быть у Посланника Божиего. Манера держать себя, каждый поступок и каждое слово резко выделяли Его на фоне окружающих. Даже непримиримые скептики и высокопоставленные чиновники при встрече с Ним, бесправным заключённым, не могли удержаться от вежливого поклона; те, кто шёл к Нему с решимостью «вывести Его на чистую воду», вдруг забывали все свои вопросы и могли лишь в изумлении безмолвно внимать тому, что Он говорит. Его враги из числа духовенства предупреждали любопытных, чтобы те избегали с Ним контакта, поскольку Он может их околдовать; а для объяснения широко известных фактов Его глубокого воздействия на уважаемых всеми свидетелей они придумывали самые фантастические теории. Поведение Бахауллы находилось в полном согласии с Его учением. Вся Его долгая и непростая жизнь была отмечена несгибаемым мужеством, стремлением к справедливости, самоотверженной любовью к человечеству и абсолютной согласованностью между словом и делом.

Помимо вышеприведённых соображений, касающихся области точных наук и исторических фактов, Бахаулла предлагает ещё один довод, более субъективный, но вместе с тем и более убедительный для нашего сердца. Он заявляет — и миллионы Его последователей по всему миру верят, что испытали это на практике — что сами слова Его Писаний наполнены животворящей энергией, которую не способен воспроизвести ни один человеческий автор. Бахаулла приглашает ищущих «погрузиться в океан» Его слов, чтобы «отыскать жемчужины истины, сокрытые в его глубинах», и на собственном опыте пережить их возрождающее действие. Такой личный опыт, безусловно, является наиболее важным для ищущего, поскольку в этом случае убеждённость будет иметь не только интеллектуальный, но и эмоциональный характер. Социологи и психологи, со своей стороны, могут оценить этот фактор с точки зрения воздействия идей Бахауллы на общину Его последователей.

Никто не должен принимать эти заявления на веру. Все эти свидетельства и факты доступны из независимых источников, и любой может — и, как было сказано выше, должен — самостоятельно проверить их достоверность. Предположим, однако, что вы убедились в их истинности. Какую теорию можно придумать для их объяснения? Для бахаи, конечно же, самым простым и одновременно убедительным объяснением кажется то, которое предлагает Сам Бахаулла — то есть что Он действительно является посредником между Богом и человечеством в нашу эпоху, что Он говорил не от Себя, но по вдохновению свыше. Эта гипотеза хорошо описывает все эмпирические свидетельства, связанные с жизнью и притязаниями Бахауллы. Она, без сомнения, полностью удовлетворяет всем требованиям научной теории — в частности, очень легко представить себе какой-нибудь простой факт, который докажет её ошибочность. Однако, напротив, все имеющиеся наблюдения и факты замечательно укладываются в неё и укрепляют нашу веру в её правильность.

Религиозная вера всегда вызывала в людях полярно различные чувства — например, христиане считают Ислам сатанинской выдумкой, тогда как евреи считают Христа хитрым самозванцем; мусульмане с жалостью взирают на «христианские заблуждения», а индуисты, спокойно признавая всех Посланников вплоть да Бахауллы включительно, полагают, что следовать надо, тем не менее, самой древней из Богоявленных Книг — то есть Ведам и Бхагават-Гите — потому что человечество не развивается, а деградирует, и требования, предъявляемые Богом к людям, становятся всё ниже. В связи с этим многие люди не согласятся, что критерий «стройности», часто применяемый к научным теориям, применим и к религиозной истине. Однако «стройность» теории, хотя это и субъективное понятие, много значит для всех практикующих учёных. Теория Бахауллы как Богоявления вполне может быть рассмотрена и с этой стороны. Характер развития мира, все ужасные или, наоборот, вдохновляющие события последних полутора сотен лет, равно как и особенности внутреннего мира человека, получают в ней законченное и логичное объяснение, причём без привлечения каких-либо постулатов сверх самого необходимого минимума.

Итак, давайте посмотрим, к чему мы пришли. Можно ли сказать, что мы «доказали» истинность заявлений Бахауллы? Вывод этот зависит от точки зрения. Те, кто присоединяется к Вере Бахаи, уверены, что эти доказательства исчерпывающи. Те, кто решает отвергнуть Бахауллу, естественно, считают наоборот. Например, одного христианского священника спросили, что он думает о Вере Бахаи. Ответ последовал незамедлительно: «Это, несомненно, работа дьявола». Представление о дьяволе, бытующее в умах очень многих людей, таково, что оно вполне удовлетворительно способно описать всё, о чём мы говорили: успешные пророчества, научные прозрения, внутренние качества Бахауллы и Его глубокое влияние на людей. Впрочем, ничто не ново под луной: интересно, что тот же довод выдвигали фарисеи против Христа:

Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? [Матф. 12:24-26]

Логично спросить: может ли дьявол демонстрировать безупречную честность? Станет ли он добровольно помогать людям, жертвуя ради них собственным благополучием? «Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?»

Можно представить себе, что Бахаулла — путешественник во времени, прибывший к нам из далёкого будущего, или инопланетянин, обладающий телепатическими способностями. Первая из гипотез может объяснить Его пророчества и научные познания; вторая — Его удивительное влияние на тех, кто с Ним встречался. Мы можем заявить, что Он был потрясающей силы экстрасенсом, который, с целью разыграть по-настоящему масштабную шутку, добровольно согласился на сорок лет тюремного заключения, на нищету, голод, холод, избиения и унизительное обращение — фактически, на сорокалетнее висение на кресте. Иными словами, можно придумать огромное число разных теорий для объяснения чего бы то ни было, и нет никакого способа гарантированно выбрать среди них единственно верную и правильную — всегда найдётся кто-то, кто не согласится.

Следует также принять во внимание, что любая из предлагаемых гипотез должна объяснять проявление тех же качеств в Бабе и Абдул-Баха, двух других Центральных Фигурах Веры Бахаи. Одновременное появление трёх столь выдающихся личностей в рамках одного движения само по себе представляет уникальный феномен, беспрецедентный в истории человечества и требующий своего объяснения.

Мы можем бесконечно выдумывать, ради собственного развлечения, всё новые и новые гипотезы для объяснения названных фактов. Надо только помнить, что эти гипотезы должны объяснять все факты, а не только некоторые из них. Бахаи, как можно догадаться, считают, что есть только одна теория, которая:

  1. объясняет все факты в рамках простой и стройной теории;
  2. обладает предсказательной силой, то есть вытекающие из неё нетривиальные следствия действительно подтверждаются на практике;
  3. до сих пор сумела выстоять против всех попыток опровергнуть её с помощью наблюдений и опытов.

Эта теория — что Бахаулла есть Богоявление, Посланник Божий, Пророк, Вселенский Учитель, посланный нам свыше. Давайте послушаем, как Сам Бахаулла формулирует сложившуюся ситуацию:

Подумай о Гонимом сём. Хотя очевиднейшие доказательства утверждают правоту Дела Его, хотя исполнились пророчества, кои высказал Он ясным языком, хотя, будучи не причисленным к учёным, даже не получив образования и оставаясь не искушённым в богословских словопрениях, Он всё же излил на людей потоки Своего всеобъемлющего и Боговдохновенного знания — смотри, как нынешнее поколение, тем не менее, отвергло Его власть и восстало против Него! Бoльшую часть жизни жестоко страдал Он в когтях врагов Своих. Ныне, в сей мрачной Темнице, куда преследователи столь несправедливо Его заточили, страдания Его достигли предела. Да сподобит тебя Бог взглянуть проницательным взором и прочувствовать просветлённым сердцем всё былое и всё творящееся ныне и постичь душой то, чего большинство людей в сей День не смогло уразуметь.

--------------------------------------------------------------------------------


назад