Почему во Всемирном Доме Справедливости могут быть только мужчины?

31 мая 1988 г.

Национальному Духовному Собранию бахаи Новой Зеландии

 

Дорогие друзья-бахаи!

Нам сообщили, что на недавней конференции Исследований бахаи в Новой Зеландии была представлена работа, где обсуждалась возможность того, что запрет для женщин быть членами Всемирного Дома Справедливости является временной мерой, которая может быть отменена в ходе последовательного раскрытия божественного замысла. Мы представим ниже ряд аргументов, которые помогут друзьям лучше понять принцип Порядка Бахауллы о том, что членство Всемирного Дома Справедливости ограничено мужчинами.

Система администрации бахаи «неразрывно связана с основополагающими истинами Веры», изложенными в Писаниях Бахауллы и Абдул-Баха. Уникальная черта этой системы — назначение правомочных толкователей, Абдул-Баха и Хранителя, которые представляют авторитетные заявления о содержании Откровения Бахауллы. В книге «Эпоха Откровения Бахауллы» Шоги Эффенди написал, что Абдул-Баха и Хранитель «разделяют … право и обязанность толковать учение бахаи». В отношении своей собственной функции толкователя он заявил далее, что «Хранитель был особо наделен такой властью, которая может ему потребоваться для раскрытия смысла и разъяснения следствий различных утверждений Бахауллы и Абдул-Баха». Значимость этого важного установления в том, что религия Божия будет защищена от расколов, а ее основополагающее единство — сохранено.

Функция назначенных свыше толкователей становится очевидной в постепенном раскрытии и разъяснении деталей учения бахаи о членстве Всемирного Дома Справедливости. Бахаулла в Своих Писаниях установил как Всемирный Дом Справедливости, так и Местные Дома Справедливости. Однако во многих Своих законах Он ссылается просто на «Дом Справедливости», а на его членов — как на «Мужей Справедливости», оставляя открытым для дальнейшего прояснения вопрос о том, к какому уровню или уровням института в целом каждый закон применяется. Абдул-Баха, Средоточие Завета Бахауллы и безошибочный Толкователь Его Слова, не только предусмотрел создание Национальных Духовных Собраний, которые в будущем будут названы Вторичными Домами Справедливости, но и обрисовал, каким образом будет избираться Всемирный Дом Справедливости. В Своей Воле и Завещании Учитель написал:

А теперь относительно Дома Справедливости, которому Бог назначил быть источником всего благого и непогрешимого: он должен избираться на основе всеобщего избирательного права, то есть всеми верующими…. Под Домом этим подразумевается Всемирный Дом Справедливости, а это значит, что во всех странах должны быть учреждены вторичные Дома Справедливости, и эти вторичные Дома Справедливости должны избирать членов Всемирного…. (часть 1, абз. 26)

И в одной из Своих Скрижалей Он написал:

В любое время, когда возлюбленные Бога в каждой из стран назначат своих делегатов, а они, в свою очередь, изберут своих представителей, и эти представители выберут орган — сей орган будет считаться Верховным Домом Справедливости.(Baha'i Administration, стр. 83)

В нижеследующем отрывке Абдул-Баха говорит о том, что членство «Дома Справедливости» ограничено мужчинами, не упоминая уровня или уровней того института, к которому это установление относится:

В Дом Справедливости, однако, в соответствии с ясным текстом Закона Божьего, могут избираться только мужчины; в сем заключена мудрость Господа Бога, которая вскоре станет ясна, как солнце в полдень. (Избранное из Писаний Абдул-Баха, № 38.3)

Позже Учитель разъяснил, что только членство Всемирного Дома Справедливости ограничено мужчинами. Абдул-Баха написал:

Согласно установлениям Божьей Веры, женщины равны мужчинам во всех правах, за исключением членства во Всемирном Доме Справедливости, ибо в тексте Книги было сказано, что как глава, так и члены Дома Справедливости суть мужчины. Однако во всех прочих органах — в Комитете строительства Храма, в Комитете по обучению, в Духовном Собрании и в благотворительных и научных ассоциациях женщины обладают теми же правами, что и мужчины. (из недавно переведенной Скрижали)

Шоги Эффенди в письме, написанном от его имени одному из верующих, дал следующее авторитетное разъяснение этой темы:

Что касается Вашего вопроса о членстве Всемирного Дома Справедливости: существует Скрижаль от Абдул-Баха, где Он определенно заявляет, что членство Всемирного Дома ограничено мужчинами, и что мудрость этого будет полностью раскрыта и оценена в будущем. Однако в местных и Национальных Домах Справедливости женщины имеют полное право членства. Следовательно, они не могут быть избраны только в Международный Дом…(28 июля 1936 г.)

Следует отметить, что Сам Абдул-Баха, как засвидетельствовано в вышеприведенных отрывках из Его Скрижалей, подтвердил, что невозможность избрания женщин во Всемирный Дом Справедливости была установлена «в тексте Книги» и «в ясном тексте Закона Божьего». Иными словами, это установление было явлено никем иным, как Самим Бахауллой.

Далее, в ответ на ряд вопросов, касающихся членства и процедуры выборов Всемирного Дома Справедливости, секретарь Хранителя от его имени разъяснил, что существует разница между вопросами, на которые можно ответить на основе «явно открытого» Текста, и теми, на которые таким образом ответить нельзя. Членство Всемирного Дома Справедливости подпадает под первую категорию. В письме говорится:

Членство Всемирного Дома Справедливости ограничено мужчинами. Количество членов, процедура выборов и срок служения станут известны позже, поскольку они не были явно открыты в Священном Тексте. (27 мая 1940 г.)

Таким образом, Абдул-Баха и Хранитель последовательно раскрывали, в согласии с ниспосланным свыше вдохновением, смысл и детали основополагающих учений Бахауллы. Их толкования — важнейшие утверждения о неких истинах, которые невозможно изменить с помощью законодательных актов Всемирного Дома Справедливости.

Все более четкое разъяснение деталей законов, касающихся членства Домов Справедливости, сопровождалось постепенным воплощением этих установлений на практике. Например, в согласии с Текстами, бывшими в распоряжении верующих в то время, поначалу членство Местных Домов Справедливости ограничивалось мужчинами. Когда Учитель начал разъяснять отличие уровней этого Учреждения, Он указал, что исключение женщин из членства относится только к Всемирному Дому Справедливости. После этого женщины обрели право служить членами Местных и Национальных Духовных Собраний. Женщины на Западе, которые в то время уже обладали возможностью получения образования и могли участвовать в социальной жизни, стали принимать участие в этом служении гораздо раньше, чем, например, их сестры-бахаи в Иране, которые получили это право только в 1954 г., что «удалило, тем самым, последнее препятствие на пути установления полного равенства прав в отношении ведения административных дел персидской общины бахаи». Важно отметить, что момент введения, согласно толкованиям Абдул-Баха и Хранителя, установлений, касающихся Местных и Национальных Духовных Собраний, был выбран скорее не в результате неких внешних условий или оказанного давления, но был продиктован принципом постепенного введения законов, как это было указано Самим Бахауллой. Касательно введения законов Бахаулла написал в одной из Своих Скрижалей:

Воистину, законы Божии подобны океану, а дети человеческие — рыбам, когда бы они ведали о сем. Однако при соблюдении сих законов надлежит проявлять чуткость и мудрость…. Следует вести человечество к океану истинного понимания в духе любви и терпимости. (Китаб-и-Агдас, Предисловие)

Как уже было сказано выше, закон о членстве Всемирного Дома Справедливости содержится в Тексте, и позже он был просто повторен назначенными свыше толкователями. Поэтому он не подлежит изменению, равно как не следует рассуждать в этой связи о каких-то иных будущих условиях.

Что касается статуса женщин, бахаи важно помнить, что ввиду категоричного утверждения Писаний бахаи о равенстве мужчин и женщин, исключение женщин из состава Всемирного Дома Справедливости не является свидетельством превосходства мужчин над женщинами. Следует также помнить, что женщины не исключаются из какого-либо иного международного института Веры. Их можно найти в рядах Десниц Дела Божьего. Они служат членами Международного Центра по обучению и в качестве Континентальных Советников. Также в Тексте нет ничего, что препятствовало бы женщинам участвовать в таких будущих международных органах, как Верховный Трибунал.

Хотя в настоящее время верующим может быть трудно понять причину ограничения членства Всемирного Дома Справедливости мужчинами, мы призываем друзей довериться обещанию Учителя о том, что ясность понимания в свое время придет. Друзья, как женщины, так и мужчины, должны принять этот факт с верой в то, что Завет Бахауллы поможет им и институтам Его Нового Мирового Порядка увидеть исполнение всех принципов, установленных Его непогрешимым Пером, в том числе и принципа равенства мужчин и женщин, как это объяснено в Писаниях Веры.

С любовью бахаи,

Всемирный Дом Справедливости