Назад в библиотеку сайта Bahai.ru
Дорогой друг!
Вы спрашиваете о том, каким образом община должна относиться к гомосексуалистам-бахаи.
Судя по Вашему письму, Вы знаете о том, что гомосексуализм осуждается Богом. Таким образом, речь идет о конфликте между Вашей верой в Бахауллу и тем образом действий, на который Вас толкают Ваши чувства.
С подобными дилеммами постоянно сталкивается каждый из нас — начиная от стремления быть всегда и во всем честным и заканчивая такими, например, ситуациями, когда женатый мужчина или замужняя женщина вдруг влюбляется в кого-то со стороны — такие отношения тоже связаны с немалыми страданиями. Таким образом, вопрос не в том, можно ли побороть свою страсть — не только можно, но и нужно! В конце концов, именно к этому призывают все религии, и есть множество примеров святых, мучеников и других людей высочайшей нравственности, которым мы можем и должны подражать. И, как указывает Бахаулла, для этого не следует становиться монахом — напротив, именно общение с окружающими, и прежде всего — с другими бахаи в общине, которые также прилагают систематические усилия для преодоления своих недостатков, поможет нам возвыситься над нашей низменной природой.
Бахаулла говорит нам, что «испытания суть целебные средства для тех, что близки» к Богу. Они — необходимый элемент процесса совершенствования. Психика человека — очень сложная система, подверженная множеству влияний, но решающее слово должно оставаться за нашей волей — иначе мы станем игрушкой наших инстинктов и, как говорит Абдул-Баха, станем «хуже свирепейшей из диких тварей»
Со всех сторон, как нам кажется, нас манят обещания наслаждений и высшего блаженства. Однако на поверку многие из этих обещаний оказываются обманом, и мы попадаем в жизненный тупик, либо вообще дело заканчивается катастрофой. Божественные учения — словно путеводитель в этих «внутренних джунглях». Вот как описал это Шоги Эффенди:
Зачастую мы чувствуем, что наше счастье лежит в определенном направлении; однако же, если, в конце концов, мы платим за это счастье слишком большую цену, мы можем обнаружить, что не приобрели ни свободы, ни счастья, а лишь какую-то новую ситуацию бессилия и разочарования.
(Светочи руководства, № 1310)
Есть люди, которые пытаются выбрать как бы «золотую середину» — то есть они решают нарушить закон, но при этом продолжать верить в Бахауллу и оставаться активными бахаи. Действительно, даже если эта ситуация известна Местному Духовному Собранию, оно не будет предпринимать никаких действий до тех пор, пока это поведение не станет широко известно в общине и пока оно не начнет приносить вред репутации Веры.
Однако мы должны понимать, что такой «срединный путь» — не решение проблемы. Нарушение остается нарушением, и последствия его неминуемо сказываются на нашем духовном развитии. Нам может казаться, что наши «благородные чувства» — например, любовь,— перевешивают отрицательные эффекты неповиновения Богу, однако в действительности мы сходим с «Прямой Стези» и рискуем потеряться «в пустыне своих страстей»:
Мы гнушаемся, по причине крайнего стыда, упоминать относительно мальчиков. Побойтесь Милостивого, о народы мира! Не делайте того, что возбраняется вам в Нашей Священной Скрижали, и не будьте из тех, кто скитается, как безумный, в пустыне своих страстей.
(Бахаулла, Китаб-и-Агдас, К107)
В одном из писем, написанных от имени Шоги Эффенди, говорится:
Как бы ни была самоотверженна и нежна любовь между лицами одного пола, недопустимо, чтобы она находила отражение в половых сношениях. Утверждение о том, что любовь эта якобы совершенна, не может служить тому оправданием. Бахаулла действительно запретил всякую безнравственность; к ней он причислял и гомосексуализм, который, кроме всего прочего, противоречит самой природе. Иметь подобную склонность — великое бремя для искренней души. Тем не менее, благодаря помощи врачей и их советам, благодаря собственным энергичным волевым усилиям и молитвам человеческая душа может одолеть этот порок.
(Китаб-и-Агдас, п134)
Это утверждение очень важно еще и потому, что оно опровергает господствующее сейчас на Западе (и постепенно завоевывающее умы россиян) мнение о том, что гомосексуализм, во-первых, совершенно нормальное явление, являющееся законной разновидностью проявления полового влечения, и, во-вторых, что он не поддается лечению (что, в общем-то, логично: разве можно вылечить то, что не является болезнью?). В 1973 году Американская психиатрическая ассоциация вычеркнула гомосексуализм из списка болезней, и в 1992 г. под ее влиянием это же сделала Всемирная Организация Здравоохранения. Интересно, что решение это было вызвано не научными, а чисто политическими причинами. Гомосексуалисты проводили демонстрации, на психиатров оказывали давление, и они сдались, хотя 68% американских психиатров на момент принятия этого решения считали гомосексуализм патологией, требующей лечения. И, как видим, в свете учения бахаи эти психиатры были совершенно правы. Гомосексуализм «противоречит самой природе», то есть является болезнью, причем болезнью излечимой: «Благодаря помощи врачей и их советам, благодаря собственным энергичным волевым усилиям и молитвам человеческая душа может одолеть этот порок».
И сегодня, несмотря на господство ложной точки зрения, есть немало врачей, разделяющих воззрения бахаи на этот вопрос. Например, существует Международный Фонд лечения гомосексуализма; его директор, психотерапевт Ричард Коэн, сам когда-то был гомосексуалистом и успешно излечился, а также помог сотням других людей приобрести нормальную ориентацию; недавно он выпустил книгу «Стать нормальным: понимание и лечение гомосексуализма» (краткую информацию об этом можно найти здесь и здесь.
В нашей стране также существует практика лечения от гомосексуализма; см., например, соответствующую главу книги известного сексолога А. М. Свядощ «Женская сексопатология». На основе этой информации можно, в частности, сделать заключение, что наиболее эффективной и безопасной формой лечения является психотерапия (возможно, в сочетании с гипновнушением); однако необходимой предпосылкой для успешной терапии является твердая решимость больного справиться со своей проблемой.
Что касается причин того, почему гомосексуализм «противоречит самой природе», то в качестве объяснения можно привести следующий отрывок из комментариев к Китаб-и-Агдас:
В учении Бахаи о нравственных аспектах взаимоотношений полов брак и семья рассматриваются как основа всего человеческого общества, и в этом учении предусматривается всемерная защита и укрепление этого Божественного института. Закон Бахаи, таким образом, вводит ограничения, объявляя дозволенными только те половые сношения, что происходят между мужчиной и той женщиной, на которой он женат.
Вот что говорится по поводу отношения институтов Веры – в частности, Местного Духовного Собрания — к таким ситуациям:
Касательно вашего вопроса относительно одного из верующих, который, судя по всему, открыто практикует гомосексуальные отношения: хотя в определенном смысле мы должны быть снисходительны к моральной стороне поведения людей из-за всеобщего падения общественных нравов, это не означает, что мы можем бесконечно терпеть поведение, которое порочит Дело. Следует довести до сведения этого человека, что подобные поступки осуждаются Бахауллой, что ему надо исправиться, в случае необходимости проконсультироваться с врачами и постараться справиться с этим бедствием, которое пагубно как для него самого, так и для Дела. Если после испытательного срока ситуация не изменится в лучшую сторону, его следует лишить права голоса. Тем не менее, Хранитель полагает, что орган бахаи не должен сообщать о его поведении властям, если только оно не граничит с безумием.
(Письмо от имени Шоги Эффенди к Национальному Духовному Собранию Канады. Послания в Канаду, с. 39; приводится в сборнике "Светочи руководства", №185)