Назад в библиотеку сайта Bahai.ru

МЕМОРАНДУМ

От: Исследовательский отдел Всемирного Дома Справедливости

Дата: 6 августа 1996 г.

Кому: Дэвид Гарсия

Африканские религии в Северной и Южной Америке; явления образа Девы Марии; НЛО, похищение людей и изменение их генома пришельцами

Исследовательский отдел изучил запрос на информационные материалы, которые освещают точку зрения бахаи на перечисленные выше вопросы, поднятые г-ном Дэвидом Гарсия в его письме, датированном 15 мая 1996 г. и адресованном Всемирному Дому Справедливости. Наш ответ даётся ниже:

1. Отношение бахаи к религиям сантерия (Santeria, Lucumi, Candombli), пало-конго (Palo Kongo, Monte, Mayombe) и макумба (Macumba, Umbanda, Quimbanda).

Г-н Гарсия прикладывает подробное описание этих религиозных движений и их влияния в Северной и Южной Америке. Он называет американские религии с африканскими корнями «современными религиями Западного полушария, опирающимися на прочные традиции рабов йоруба, смешанными с некоторыми аспектами католичества и находящимися под влиянием современного теософского "спиритизма" (espiritismo)». Хотя их последователи наиболее многочисленны на Кубе, Гаити и в Бразилии, эти группы всё больше и больше, привлекают успешных профессионалов, учёных и артистов в Нью-Йорке, Майами и Лос-Анджелесе.

Пояснительный материал, предоставленный г-ном Гарсия, служит предпосылкой к задаваемым им вопросам.

1.1 Связь с сабеанством (Sabaeanism)

Г-н Гарсия спрашивает, не происходит ли традиционная нигерийская религия йоруба от религии Сабейского Пророка (как это отмечается в некоторых заметках паломников)? И, учитывая сходство между верованиями и религиозными формами дохристианской Европы и Африки, могло ли так случиться, спрашивает он, что древняя европейская религия также происходит от первоначальной сабейской религии? Он даёт следующее определение того, что он подразумевает под «сабейской религией»:

Сабейская религия, вероятно, возникла в земле Саба (Шева) на юге Аравийского полуострова..., это не сабианская религия,... которая упоминается в Коране и община которой якобы состояла из остатков последователей Иоанна Крестителя, которые не приняли Иисуса Христа.

Перед тем, как отвечать на эти вопросы, полезно упомянуть, что Учение бахаи действительно содержит несколько ссылок на сабеанство. Как г-ну Гарсия известно, Бахаулла в некоторых Своих Скрижалях на персидском языке называет сабеанами две разные группы, а именно:

·         Последователи древней религии, которые поклонялись идолам, названным в честь звёзд, и считавшие, что приняли свою религию от Сифа и Идриса;

·         Последователи Иоанна Крестителя, которые не признали Иисуса как Богоявление. Кроме того, он утверждает, что эта группа известна некоторым под именем «сабеане» и что она продолжает существовать в мире.

Что касается сабеан, которые утверждают, что получили свою религию от Сифа и Идриса, Исследовательский отдел смог на сегодняшний день найти только одно краткое дополнительное упоминание Сифа в Писаниях бахаи. В книге «Провозглашение всеобщего мира» (The Promulgation of Universal Peace: Talks Delivered by 'Abdu'l-Baha' during His Visit to the United States and Canada in 1912, Wilmette: Baha'i Publishing Trust, 1982), на стр. 365, Учитель упоминает Сифа как одного из «сынов Адама». Существуют, однако, две очень интересные ссылки на Идриса, содержащиеся в сноске, которая приведена на странице 148 «Скрижалей Бахауллы, явленных после Китаб-и-Агдас». Одна из них — цитата из Корана 19:57-58, в которой говорится: «И восхвали Идриса в Книге; ибо он был человеком истины, Пророком; и Мы вознесли его в горние чертоги».

Во-вторых, известно заявление Бахауллы, в котором он идентифицирует Идриса как Гермеса:

Первым человеком, который посвятил себя философии, был Идрис. Так звали его. Некоторые звали его Гермесом. В каждом языке имеет он своё имя. Он есть тот, кто в каждой ветви философии сделал взвешенные и убедительные заявления. После него Балинус почерпнул свои знания и науки из Герметических Скрижалей, и большинство философов, что последовали за ним, опирались в своих философских и научных открытиях на его слова и заявления...

Связь между Идрисом и сабеанством интересна тем, что подтверждает не только крайнюю древность последователей сабеанства, но и тот факт, что знание об этой религии распространилось по всей земле — Бахаулла утверждает относительно Идриса, что «в каждом языке имеет он своё имя». Следует отметить, однако, что Бахаулла не называет Идриса Пророком именно сабеанства.

В письмах, написанных от его имени и приводимых ниже, Шоги Эффенди подчёркивает отсутствие неоспоримых исторических документов, касающихся истоков сабеанской религии:

Мδрзβ Абу-л-Фаόл в своей книге «Доказательства бахаи» сказал, что великих мировых религий, помимо Законоцарствий Баба и Бахауллы, насчитывается семь. Однако он хотел сказать этим утверждением только то, что существует всего семь великих религий, от которых до нас дошли какие-то следы или записи,— а не то, что за всё время в мире появилось только семь религий. Мδрзβ Абу-л-Фаόл даёт такой список этих семи религий: зороастризм, буддизм, индуизм, иудаизм, христианство, ислам и религия сабеан, которая изначально была монотеистической, и затем постепенно извратилась; именно к ней, судя по всему, принадлежали предки Авраама.

(9 июля 1939 г., письмо одному из верующих)

Что же касается религии сабеан, то о происхождении этой религии известно очень мало, хотя бахаи совершенно уверены в том, что основателем её был ниспосланный свыше Посланник. Сабеанизм распространился и процветал в Халдее, и считается, что Авраам был последователем этой Веры.

(10 ноября 1939 г., письмо одному из верующих)

Что касается Вашего вопроса о религиях сабеев и индуистов: в Учении нет информации, которая могла бы помочь нам в выяснении, какая из этих двух Вер старше. Судя по всему, историческая наука также не в состоянии дать однозначный ответ на этот вопрос. Записи о происхождении этих религий недостаточно подробны и надёжны, чтобы предложить какие-либо убедительные свидетельства по данному вопросу.

(9 ноября 1940 г., письмо одному из верующих)

Учение не проливает никакого света на Пророка сабеанства. Последователи этой религии жили в Уре Халдейском, где позже появился Авраам.

(30 июля 1941 г., письмо одному из верующих)

Для получения дополнительной информации по этому вопросу г-н Гарсиа также может обратиться к трудам мδрзы Абу-л-Фаόла, в частности, к книге «Доказательства бахаи» (Bahá'í Proofs, Wilmette: Bahá'í Publishing Trust, 1983), а также к статье под названием «Объяснение интерпретации Даниилом сна, приснившегося Навуходоносору», опубликованной в журнале «Звезда Запада» (Star of the West, номер от 28 апреля 1916 года, т. VII, № 3, стр 17-24). Копия этой статьи для удобства прилагается к данному меморандуму.

Что касается конкретных вопросов, поднятых г-ном Гарсиа, то, как он правильно отмечает, Шоги Эффенди в своих беседах с паломниками действительно называл последователей традиционных языческих африканских верований остатками сабеан. Тем не менее, за исключением заявления в Скрижали Бахауллы относительно Идриса и предположение о том, что знание об этой религии распространилось по всей земле, Исследовательскому отделу не удалось найти никаких ссылок в Писаниях бахаи на вопросы, поднятые г-ном Гарсиа.

1.2 Отношение Веры бахаи к «новым мировым религиям, опирающимся на традиции йоруба»

Г-н Гарсия спрашивает, есть ли в Писаниях Бахаи какие-нибудь комментарии касательно огромной популярности и нынешнего взрывного роста в Новом Свете этих религий, опирающихся на традиции йоруба, а также о том, что Вера бахаи думает по поводу «одержимости», которая происходит во время церемоний вызова «ориша» (духов, богов) в религии йоруба.

Хотя мы не нашли никаких конкретных ссылок на эти религиозные движения в Писаниях Веры, г-н Гарсия, вероятно, может заинтересоваться словами Шоги Эффенди насчёт «всеобщего брожения», которое характеризует «эпоху перемен», одной из особенностей которой можно считать «упадок признанных религий и последующее появление всё большего числа непонятных культов, странных новых верований и неэффективных философий, чьи сложные доктрины усиливают чувство замешательства, характерное для этого беспокойного периода». [1]

Что касается точки зрения бахаи на «одержимость», которая происходит во время церемоний йоруба, и другие подобные «сверхъестественные» явления, г-н Гарсиа может найти полезным обратиться к книге «Ответы на некоторые вопросы», стр 252. Абдул-Баха указывает на то, что, в общем и целом, «беседы и общение с духами, а также их присутствие, суть не более чем вымыслы и фантазии, которые только мнятся реальными». Всемирный Дом Справедливости в письме, датированном 30 августа 1984 г. и написанном от его имени одному из верующих, даёт следующие рекомендации касательно отношения к «экстрасенсорным способностям» (или «искусствам») других людей:

Важно, чтобы бахаи поняли, что воздействие таких «искусств» на человека зависит от его веры в них, пусть даже подсознательной, и, подобным же образом, сила «жреца» в преодолении такого воздействия зависит от убеждённости жертвы в том, что именно от «жреца» исходит избавление.

Для сведения г-на Гарсиа мы прикладываем здесь компиляцию под названием «Экстрасенсорные феномены и практики», которая отвечает, в общих чертах, на его вопрос. Мы хотели бы обратить внимание на следующие выдержки из этой компиляции, в которых сведены воедино разъяснения по этой теме:

Нам следует использовать в качестве мерила Писания Пророков. Если бы Бахаулла придавал хоть малейшее значение оккультному опыту, видению аур, слышанию таинственных голосов; если бы Он верил в то, что реинкарнация реальна, Он Сам упомянул бы все эти вещи в Своём Учении. Тот факт, что Он обошёл их молчанием, доказывает, что для Него они не представляли никакой важности или не несли в себе никакой истины,– а следовательно, не заслуживали Его внимания как Божественного Просветителя рода человеческого.

Нам следует отвернуться от этих вещей и обратиться к подлинным практикам Его Учения как в своей повседневной жизни, через администрацию бахаи, так и в наших контактах с другими людьми, заботясь о примере, который мы им подаём.

(Из письма от 22 апреля 1954 г., написанного от имени Шоги Эффенди одному из верующих).

Хотя такие рассказы интересны и провоцируют наше любопытство, у нас нет возможности проверить достоверность таких переживаний. Шоги Эффенди говорил в своих письмах к друзьям, которые спрашивали его об экстрасенсорных силах, что мы не понимаем природу таких явлений, что мы не имеем никакого способа проверить, что здесь истинно, а что ложно, что нам очень мало известно о человеческом разуме и принципах его работы, и что мы должны стремиться минимизировать внимание, привлекаемое к таким вопросам.

(Из письма, датированного 16 мая 1985 г., от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих).

Что касается вопроса г-на Гарсиа о том, как лучше всего бахаи могут обучать «людей, принадлежащих культуре этих религий», то этот вопрос лучше всего решать путём обсуждений. Здесь требуется знание местных условий, и мы полагаем, что г-ну Гарсиа было бы полезно проконсультироваться со своим Местным Духовным Собранием или членами Вспомогательной Коллегии насчёт того, как лучше поступить в этой ситуации.

2. Видения, явления и чудеса Девы Марии в деревне Фатима (Португалия), Медугорье (Босния и Герцеговина) и в других местах

Г-н Гарсия спрашивает, что бахаи думают об этих видениях Девы Марии, есть ли какое-то объяснение чудес, которые сопровождают такие явления, о характере сообщений, передаваемых в эти моменты, и может ли быть какая-то связь между этими чудесами и НЛО.

При решении этих вопросов может быть полезно для начала вспомнить слова секретаря Хранителя, содержащиеся в письме, датированном 1 ноября 1940 г. и написанном от его имени в ответ одному из верующих, который спрашивал Шоги Эффенди об истинности видений:

Существует фундаментальное различие между Божественным Откровением, которое Бог дарует Своим Пророкам, и духовным опытом и видениями, которые могут быть у людей. Последние ни в коем случае не следует рассматривать как надёжный источник руководства,— даже для того лица, которое их испытывает.

Кроме того, Всемирный Дом Справедливости предоставил конкретные указания различным верующим, которые задавали ему подобные запросы. В письме от 3 июля 1984 года, написанном от его имени, например, Всемирный Дом Справедливости предлагает следующие комментарии:

Хотя такие рассказы, подобные отчётам о случившемся в Гарабандале и Фатиме, могут быть интересны и способны возбудить наше любопытство, у нас нет возможности проверить достоверность таких переживаний. Шоги Эффенди говорил в своих письмах к друзьям, которые спрашивали его об экстрасенсорных силах, что мы не понимаем природу таких явлений, что мы не имеем никакого способа проверить, что здесь истинно, а что ложно, что нам очень мало известно о человеческом разуме и принципах его работы, и что мы должны стремиться минимизировать внимание, привлекаемое к таким вопросам. Бог, несомненно, может прибегнуть к множеству различных методов пробуждения человечества, чтобы оно осознало значение этого дня, но бахаи, признав Бахауллу, должны работать при ярком свете Его Откровения и не отвлекать свои силы на бесплодные рассуждения относительно таких явлений, как то, что имело место в деревне Гарабандал.

В дополнение к процитированным выше замечаниям Хранителя относительно бесплодности размышлений об экстрасенсорных силах и явлениях, Всемирный Дом Справедливости предлагает следующие рекомендации в письме от 28 июля 1993 г., написанном от его имени:

Относительно многочисленных историй, которые циркулируют по поводу «Писем из Фатимы», Всемирный Дом Справедливости сделал следующее заявление в письме от 29 ноября 1963 года, адресованном одному из верующих:

...Хотя всё это чрезвычайно интересно и возбуждает наше любопытство, тем не менее, это не тот вопрос, который должны обсуждать бахаи. Ответы на ваши вопросы — целиком и полностью дело Католической церкви, мы не имеем к этому никакого отношения. Мы должны полагаться на Писания бахаи, чтобы привлечь души, жаждущие услышать живительное Послание Бахауллы, а не сочинения сомнительной достоверности, имеющие, в лучшем случае, развлекательную ценность.

И, наконец, в письме от 2 октября 1981 года, написанном от его имени другому верующему, Всемирный Дом Справедливости пишет следующее относительно видения в Фатиме:

Что касается вашего второго вопроса, о видении в Фатиме, каждый имеет здесь право на свои собственные толкования и может свободно писать о них, до тех пор, пока он не смешивает свои взгляды с Писаниями бахаи. В наших Писаниях ничего не было найдено относительно видения в Фатиме, или того, что упоминается как «документ из Фатимы».

3.НЛО, похищение людей пришельцами и генная инженерия

Г-н Гарсия ссылается на книгу под названием «Похищение», написанную психиатром из Гарварда, доктором Джоном Мэком (Abduction by Dr. John Mack), который утверждает:

...Чужеродные существа, обладающие куда более могучим разумом,— возможно, пришедшие с других планет или из иных измерений, или из нашего далёкого будущего,— проводят генетические эксперименты на людях с целью скрестить людей с пришельцами (судя по всему, для того, чтобы заселить нашу планету более мирным видом после того, как мы уничтожим себя).

Г-н Гарсия отмечает популярность этой темы и упоминает, что некоторые бахаи утверждают, что имели опыт, похожий на похищение инопланетянами. Он просит рекомендаций относительно того, как реагировать на такие вопросы.

Учение бахаи не освещает непосредственно вопросов похищения инопланетянами и генной инженерии. Следующие выдержки, касающиеся неопознанных летающих объектов, могут оказаться полезными для г-на Гарсия:

В Учении нет никаких упоминаний о космических кораблях; и Хранитель не чувствует, что он может предложить какие-либо рекомендации друзьям по этому предмету. Если быть откровенным, он настолько занят работой Дела, что у него редко появляется время поразмышлять о вещах подобного рода, сколь бы ни были они захватывающими.

(Из письма от 15 февраля 1957 г., написанного от имени Шоги Эффенди нескольким верующим).

Как вы правильно отмечаете, Бахаулла подтверждает, что у всякой неподвижной звезды есть свои планеты и на каждой планете — свои создания. Дом Справедливости заявляет, однако, что ему не удалось обнаружить в Писаниях бахаи ничего, что могло бы указывать на возможную степень развития таких созданий. Очевидно, что поскольку создания на Земле сумели построить космические зонды и послать их в просторы Вселенной, наверняка можно сделать вывод, что создания на других планетах тоже могут вполне в этом преуспеть.

Касательно надлежащего отношения бахаи к неопознанным летающим объектам, Дом Справедливости указывает, что они попадают в категорию предметов, доступных научному изучению, и, как таковые, могут представлять интерес для кого-то, но не обязательно для всех. В любом случае, бахаи несут фундаментальную ответственность на этой стадии развития земного человечества, а именно, ответственность за распространение объединяющего Послания Бахауллы.

(Из письма от 11 января 1982 г., написанного от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих)

Примечания:

[1] См. «Мировой Порядок Бахауллы: избранные письма» (Wilmette: Bahá'í Publishing Trust, 1991), стр. 170-186.

Назад в библиотеку сайта Bahai.ru