Вопрос:

Здраствуйте! Меня зовут Светлана, я живу в Испании 4 года, в сентябре 2010 года вышла замуж за человека который больше 15 лет бахай, сейчас ему 35, в нашем доме около 100 книжек о этой вере, я не бахай, но поддерживаю взгляды моего мужа практически во всем, читать на испанском мне все еще сложно, поэтому все, что знаю только с разговоров бахай.

Мой вопрос на ваш ответ для Евгения Мингазова, 17/8/2010 16:6:46. ???? РАЗВЕ МОГУТ ЛЮДИ НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ВЕРЕ БАХАЙ ЖЕНИТЬСЯ ИЛИ ПРОВОДИТЬ ЦЕРЕМОНИЮ В ХРАМАХ БАХАЙ?????

Как я понимаю, что нельзя проводить ни женитсься в храмах бахай,ни проводить церемонию бахай, если кто-то из бракосочетаемых не бахай. И даже если кто-то из бракосочетаемых бахай, неважно в какой стране вы находитесь, нужно соблюдать закон этой страны и регистрироваться именно в этот же день по законам этой страны, и также очень важно, что нужно разрешение родителей с обеих сторон. Нашу регистрацию бахай проводил мой муж, чтобы более 120 человек поняли, что бахай не неждаются в попах, но по твоему желанию ты можешь выбрать человека кто проведет эту церемонию, человек должен быть бахай, должно присутствовать минимум 2 свидетеля из бахаев, и вся церемония очень проста это сказать всего одну лишь фразу....но мы по согласию всех гостей прочли еще три молитвы!

К оглавлению «Часто задаваемых вопросов»

Ответ:

Нам неизвестно, какой именно практики придерживаются в храмах бахаи касательно проведения там брачных церемоний, однако в Писаниях было чётко объяснено, что бахаи могут спокойно вступать в брак с людьми любых религий, а также с атеистами.

Для Вашего сведения приводим краткий свод законов брака бахаи:

«Брак бахаи — это обязательство двух сторон друг перед другом и обоюдное притяжение ума и сердца». Однако следует проявить особую заботу о том, чтобы тщательно изучить характер друг друга, чтобы быть уверенными, что эта связь прочна и выстоит при всех условиях.

  1. Роль Местного Духовного Собрания при заключении брака бахаи состоит исключительно в том, чтобы удостовериться в правильности исполнения всех законов Веры, с этим связанных. Задача узнать характер друг друга возложена на самих вступающих в брак; при этом родители должны удостовериться в том, что их дети действительно делают это сознательно, и дать свое согласие. Если Собрание удостоверилось, что выполнены все требования гражданского закона и закона Бахаи, оно не имеет права ни отказать в проведении брачной церемонии, ни откладывать ее. Собрание должно убедиться, что согласие действительно дано добровольно; при этом лучше, если это сделано в письменной форме. Если родители дают устное согласие, но наотрез отказываются что-либо подписывать, Собрание может удовлетвориться устным согласием.
  2. Одна из целей закона о необходимости согласия родителей на брак — заставить молодых людей относиться к браку серьезно. Другая цель — укрепить семейные узы и упрочить саму ткань общества, разъедаемую нынешними деструктивными тенденциями. Развод считается сейчас чем-то естественным, люди часто разводятся по самым легкомысленным и непредсказуемым поводам. Очень часто разведенные люди, особенно если дети находятся под опекой только одного из родителей, в свою очередь пытаются принизить роль их бывшего партнера по браку в том, что дети появились в этот мир — хотя он тоже принимал в этом участие. Таким образом, этот процесс разрушения семей начинает идти все быстрее и быстрее, уничтожая покой домашней жизни и красоту семейных отношений. Согласие родителей — нечто гораздо большее, чем просто административная процедура. Это — «закон величайшей важности, затрагивающий самые основы человеческого общества». Этот закон возлагает, конечно, серьезную ответственность и на родителей. Они не должны относиться к браку своих детей равнодушно и просто соглашаться в их желаниями; не должны они также потакать и собственным предрассудкам. Однако каково бы ни было решение родителей, дети должны все равно безоговорочно ему подчиниться. В нынешнее время очень часто родители отказывают в согласии на брак из-за своих предрассудков — расовых или каких-то иных; тем не менее, очень часто можно видеть, насколько глубокое воздействие оказывает на таких родителей стойкость их детей в соблюдении законов Бахаи — настолько, что они даже меняют свое мнение о Вере и во многих случаях в конце концов дают свое согласие.
  3. Если родители желают попросить совета у Местного Духовного Собрания, они вполне могут это сделать, однако ответственность все равно остается на родителях и Собрание ни в коем случае не может принять ее на себя.
  4. Если родители не дают своего согласия, то дети могут по прошествии некоторого времени просить их пересмотреть свое решение. Можно попросить обратиться к родителям какого-то другого человека или попросить помочь в этом Местное Духовное Собрание.
  5. Не имеет значения, являются родители бахаи или нет — для заключения брака должно быть получено согласие всех живых родителей с обеих сторон. Собрание должно убедиться, что были приложены все усилия для отыскания отсутствующих родителей; если это необходимо, следует обратиться в специальные агенства и фирмы, занимающиеся поисками пропавших людей, дать обявления в средства массовой информации и т. д. Есть всего пять ситуаций, когда согласия родителей не требуется:
    1)    если родители умерли;
    2)    если родители отсутствуют в пределах достижимости, причем до такой степени, что их можно по закону признать умершими;
    3)    если родитель законом признан психически больным и потому недееспособным;
    4)    если родитель — нарушитель Завета;
    5)    бывают также, хотя и очень редко, случаи отречения родителей от своего ребенка. Каждый такой случай должен передаваться на рассмотрение Всемирному Дому Справедливости.
  6. В отношении приемных детей: если закон запрещает любые отношения между приемными детьми и их природными родителями, тогда не стоит пытаться этих родителей отыскать. Если известно, что такой-то человек является родителем ребенка, его согласие на брак должно быть получено. Если он решительно отказывается от того, что это его ребенок, но в свидетельстве о рождении указано его имя как родителя и при этом по закону считается, что такая запись подразумевает отцовство или материнство, то для целей получения согласия такой человек должен считаться родителем. Если в свидетельстве о рождении имя этого человека как родителя не указано и он всегда отрицал, что это его ребенок, то согласие не требуется — если только законом не доказано, что этот человек действительно родитель. Не нужно думать, будто такие попытки получить согласие на брак должны привести к охлаждению между детьми и их приемными родителями — ведь любовь к одному человеку не подразумевает, что при этом должна уменьшаться любовь к другому, и поэтому воссоединение с природными родителями не должно разрушать единство с приемными, и наоборот. Бахаулла, являя закон о необходимости согласия родителей на брак, желал, помимо прочего, также «вложить в сердца детей определенную благодарность и уважение к тем, кто дал им жизнь и послал их душу в вечное путешествие к их Творцу».
  7. Если родители дают согласие на брак, но явным образом возражают против проведения церемонии Бахаи, то брак не может быть заключен.
  8. В настоящее время в России все вопросы нарушения законов Бахаи, влекущие возможное лишение административных прав, должны передаваться в Национальное Духовное Собрание; Местные Собрания пока еще не должны решать такие вопросы самостоятельно. Однако можно упомянуть следующие варианты таких нарушений, которые должны привлекать внимание Институтов Веры:
    а)    совместная жизнь без заключения брака представляет собой вопиющее нарушение нравственности и поэтому может быть возможным поводом для лишения административных прав;
    б)    важно различать случаи, когда такая совместная жизнь началась до того, как люди стали бахаи, и случаи, когда она началась уже после этого. В последнем случае Собрание должно предупредить верующих о недопустимости такого поведения: им следует либо прекратить такую совместную жизнь, либо заключить брак по церемонии Бахаи. Если даже многократные предупреждения не дают никакого результата, Собранию не остается ничего другого, как только лишить таких верующих административных прав;
    в)    закон Бахаи признает брак, который был заключен до того, как люди стали бахаи — был ли это гражданский или религиозный брак, или брак согласно племенному обычаю. Однако если не было заключено вообще никакого брака, то пара не считается мужем и женой и они должны либо прекратить совместную жизнь, либо провести церемонию бракосочетания Бахаи. Бывают разные другие случаи, более сложные и неясные — по ним Национальное Собрание выносит особые решения. Говоря кратко, различие между двумя видами совместной жизни— браком и сожительством — среди тех, кто заключил их, будучи небахаи, заключается в степени серьезности, которую стороны придают этой связи. Если в одном случае они считают это серьезным обязательством друг перед другом, имеющим целью создание прочной семьи, но просто по тем или иным причинам не оформили это официально, то в другом это с самого начала носит характер временный: «не понравится — расстанемся». Более того, Вера даже признает, например, полигамные браки, если они были заключены по всем правилам до того, как люди стали бахаи. Если такой союз признан Верой, но по тем или иным причинам противоречит гражданскому закону, то приведение его в соответствие с этим законом не требует никакой церемонии бракосочетания Бахаи. Еще раз следует подчекнуть, что в любом случае лишение административных прав не является автоматической процедурой и ему предшествуют долгие и настойчивые попытки убедить человека изменить свое поведение. В настоящее время нередки случаи, когда бахаи не проводят церемонию бракосочетания Бахаи по причине своего невежества и неосведомленности о законах Веры; такие браки признаются Собраниями и никакого нарушения нравственности здесь нет.
  9. Если брак Бахаи не признается государством, то бахаи должны провести также и гражданскую церемонию бракосочетания. Обе они должны быть проведены в один день.
  10. Ниже приводится свод основных правил, касающихся браков между бахаи и последователями других религий.
    1.    Если небахаи желает провести церемонию согласно обычаям своей религии, бахаи может согласиться на это при следующих условиях:
    1.1       Все, кого это касается, в том числе и официально участвующий в церемонии священник, знают, что он или она — бахаи.
    1.2       Эта церемония не подразумевает отказ от Веры.
    1.3       Не заключается никакого обязательства, противоречащего принципам Веры — например, воспитать детей последователями иной религии.
    1.4       Церемония проводится в тот же день, что и церемония бахаи — либо до неё, либо после.
    2.    Если в дополнение к религиозной требуется также гражданская церемония, все три должны быть проведены в один день.
    3.    Если проведение церемонии бракосочетания согласно иной религии нарушает какое-либо из вышеупомянутых требований, то верующий подпадает под лишение права голоса.
    4.    Если было применено такое лишение права голоса и верующий просит о восстановлении его, то Собрание может сделать это при следующих условиях:
    4.1       Если верующий отрекся от своей Веры или дал обещание, противоречащее принципам Бахаи с тем, чтобы провести церемонию другой религии, и само проведение этой церемонии было поставлено в зависимость от такого акта, то он должен расторгнуть свой брак. В этом случае его право голоса может быть восстановлено, однако, если он все же желает вступить в брак с этим человеком, он может сделать это только согласно закону Бахаи.
    4.2       Если верующий отрекся от своей Веры или дал обещание, противоречащее принципам Бахаи, но проведение иной церемонии не было поставлено в зависимость от такого акта, то расторгать брак нет необходимости, однако бахаи должен приложить все необходимые усилия, чтобы официально уведомить соответствующих лиц, что он был бахаи в момент заключения этого брака, и отменить свое обещание. После этого его право голоса может быть восстановлено при условии, что немедленно после этого будет проведена церемония Бахаи.
    4.3       Если бахаи не отрекся от Веры и не дал никакого обещания, противоречащего принципам Веры, и его единственным нарушением было то, что церемония Бахаи не была проведена в тот же день, что и церемония другой религии (или гражданская церемония), его право голоса может быть восстановлено при условии, что церемония Бахаи будет проведена немедленно после этого.
    5.    Проведение церемонии Бахаи в качестве условия восстановления права голоса основано на тех же требованиях, что и обычный брак Бахаи, и если согласия родителей еще не было получено, Собрание должно убедиться, что это требование выполнено.
    6.    Если бахаи заключил гражданский брак или брак согласно церемонии другой религии и Собрание уверено в том, что это было сделано по искреннему незнанию закона Бахаи, Собрание может простить эту ошибку. В этом случае он признается состоящим в браке так, как если бы брак был заключен до того, как он стал бахаи. В этом случае нет ни необходимости, ни возможности провести для него церемонию Бахаи.
  11. Церемония бракосочетания Бахаи не «совершается» каким-то одним человеком, подобно тому, как она «совершается» священником в других религиях. Ее совершает сама пара вступающих в брак путем произнесения каждым из них отдельно стиха «Все мы, воистину, будем следовать Воле Бога». Церемония опирается на авторитет Местного Духовного Собрания, которое обеспечивает соблюдение требований закона Бахаи, в частности, получение согласия родителей, определяет двух приемлемых для него свидетелей и выдает свидетельство о браке. Свидетели могут быть выбраны самой парой, но должны быть одобрены Собранием. Вопрос о том, насколько искренне произносится предписанный Бахауллой священный стих, касается только совести самого человека. Если бахаи вступает в брак с небахаи и тот отказывается, по каким-то причинам, произнести его, то брак не может быть заключен.
  12. Запрещено вступать в брак со своей мачехой или отчимом. Этот запрет был явно упомянут Бахауллой в Китаб-и-Акдас. Что касается других родственных браков, то этот вопрос в настоящее время оставлен на личное усмотрение; здесь необходимо принимать во внимание гражданский закон и местные обычаи.
  13. Церемония бракосочетания Бахаи может быть проведена для двух небахаи, если они этого желают.
  14. Бахаи не должны присутствовать на церемонии бракосочетания бахаи, про которую заранее известно, что она будет проходить с нарушением закона Бахаи. Однако если это неожиданно обнаруживается только в ходе самой церемонии, бахаи не стоит поднимать этот вопрос.
  15. Не следует вводить в церемонию бракосочетания Бахаи дополнительные ритуалы помимо произнесения стиха «Все мы, воистину, будем следовать Воле Бога»:
    «Согласно Акдас, здесь нет никаких ритуалов, и Хранитель очень волнуется о том, чтобы ничего такого в настоящее время не вводилось и не принималась бы та или иная общая форма. Он полагает, что церемония должна быть настолько простой, насколько это возможно...
    Единственная обязательная часть свадьбы бахаи — это обет брака, фраза, которая должна произноситься отдельно женихом и невестой по очереди, в присутствии свидетелей от Собрания...»
  16. Свидетелями могут быть любые два человека, приемлемые для Собрания — бахаи или небахаи, выбранные самой парой или Собранием. Это могут быть любые два надежных человека, чье свидетельство заслуживает доверия у того Духовного Собрания, в чьей юрисдикции находится данная местность.
  17. Завершением брака бахаи считается вступление в сексуальные отношения. Это «завершение», согласно закону Бахаи, должно произойти в 24 часа. Именно поэтому все церемонии бракосочетания должны проходить в один день. Можно считать, что требование закона Бахаи в этом отношении выполнено, если пара начинает «жить совместно с целью установления семейных отношений».
  18. Развод в Вере Бахаи хотя и разрешен, но сурово осуждается. Брачные узы считаются священными. Вот что говорит Бахаулла в Китаб-и-Акдас, упоминая предмет развода:
    «Истинно, Господь твой любит союз и согласие и отвратительны Ему разделение и развод. Живите же друг с другом, о люди, в сиянии и счастии. Жизнью Моей! Все сущее на земле пройдет, лишь добрые дела останутся; об истине же Моих слов свидетельствует Сам Бог. Примирите свои разногласия, о Мои слуги; затем прислушайтесь к увещеваниям Нашего Пера Славы и не следуйте высокомерным и заблудшим.
  19. Развод оправдан для бахаи только в исключительных случаях, а именно, когда между супругами развивается непримиримое отвращение друг к другу и дальнейшая совместная жизнь становится невозможной. Что касается определения термина «отвращение», то подчеркивается, что в Вере Бахаи не сущестует никаких «достаточных оснований» для развода, подобно тому, как это определяется в некоторых гражданских кодексах. Всемирный Дом Справедливости указывает, что супруги должны пытаться всеми своими силами соответствовать высокому стандарту бахаи, и что в Священном Тексте говорится об «ужасных бедствиях», которые настигнут того, кто стал «причиной развода».
  20. Большую роль в примирении супругов может и должно сыграть Местное Духовное Собрание. Именно к этому Божественному институту должны обращаться бахаи в подобных случаях, прося совета и консультации. Это дело требует особой тактичности и внимания, и если люди самостоятельно не заявляют о своей проблеме, Местному Духовному Собранию не следует вмешиваться. Вот какой совет давал Шоги Эффенди:
    «Хранитель не говорит вам, что вы не должны разводиться со своим супругом; однако он побуждает вас молитвенно поразмыслить — не только потому, что вы верующий человек и стремитесь подчиняться законам Бога, но также ради счастья ваших детей — возможно ли все же для вас подняться выше тех ограничений, с которыми вы сталкивались до сих пор в вашем браке и идти дальше по жизни вместе.
    Мы часто чувствуем, что наша свобода лежит в определенном направлении; и тем не менее, если нам приходится платить слишком тяжелую цену, в конце концов мы можем обнаружить, что в действительности мы не обрели ни свободы, ни счастья, но всего лишь новую ситуацию крушения надежд и разочарования».

    Местное Духовное Собрание должно тщательно изучить ситуацию и всеми силами постараться разрешить недоразумения между супругами.
  21. Если все консультации с Собранием и попытки примирения при его посредничестве не дают результата и супруги по-прежнему настаивают на разводе, Местное Духовное Собрание устанавливает дату начала года ожидания. В течение этого года мужчина и женщина считаются супругами, но должны жить отдельно и не вступать в половые связи — такая связь считается прелюбодеянием и нарушившие этот закон должны покаяться перед Богом. Кроме того, в этом случае, согласно закону Китаб-и-Акдас, они платят штраф в 19 мискалей золота Дому Справедливости.
    Начало года ожидания устанавливается Местным Духовным Собранием, которое назначает двух свидетелей, чтобы они постоянно находились в курсе дела. Это не означает, конечно, что свидетели выполняют роль соглядатаев и должны вмешиваться в личную жизнь супругов. Как и в остальных аспектах Веры Бахаи, если действия человека не нарушают порядок в обществе вопиющим образом, Местное Духовное Собрание не вмешивается в них.
    Год ожидания начинается с того момента, когда супруги начинают жить раздельно с целью получить развод. Таким образом, в отдельных случаях Местное Духовное Собрание может установить эту дату задним числом, то есть с какого-либо момента, предшествовавшего обращению супругов в Местное Духовное Собрание. Обычно начало года ожидания совпадает с моментом обращения в Собрание.
  22. На муже лежит обязанность финансового обеспечения жены и детей в течение года ожидания, за исключением тех случаев, когда развод происходит из-за доказанного акта неверности со стороны жены. Если муж нарушает эту свою обязанность, Местное Духовное Собрание, тем не менее, не выносит решения о каких-либо санкциях к нему. Задача Собрания в этом случае — способствовать разрешению вопроса к обоюдному удовлетворению. Если это невозможно, то Местное Духовное Собрание предоставляет решать эти вопросы гражданскому суду. То же самое относится к вопросам разделения имущества и с кем будут жить дети — Местное Духовное Собрание пытается убедить стороны решить их дружеским согласием, если же это оказывается невозможным, единственным выходом остается гражданский суд.
  23. Всегда должна оставаться надежда, что в течение года ожидания супруги примирят свои разногласия и развод перестанет быть необходимым. Поэтому, хотя вполне допустимы обычные взаимоотношения как между супругами, так и с другими людьми, поиск нового партнера в этот год противоречил бы духу учений Бахаи. Об этом Собрание также должно известить пару и увещевать их вести себя, как подобает бахаи. Однако, это не та область, где Собранию следует прибегать к каким-либо санкциям в случае нарушения упомянутого принципа. Если кто-либо из супругов ведет себя вызывающе аморальным образом, Собрание действует так же, как оно действовало бы по отношению к любому другому верующему.
  24. Желательно, чтобы гражданский развод был отложен до конца года ожидания. Если по каким-либо причинам это невозможно — например, возникают юридические проблемы — тогда гражданский развод может произойти и раньше. Однако до конца года ожидания пара по-прежнему считается супругами по закону Бахаи со всеми вытекающими отсюда последствиями. Развод Бахаи не вступает в силу до момента гражданского развода. Если произошло примирение сторон после того, как был дан развод Бахаи, но до гражданского развода — то есть когда год ожидания уже закончился — супруги просто информируют Местное Духовное Собрание и возобновляют свои супружеские отношения.
  25. Никаких официальных документов, выдаваемых Местным Духовным Собранием при разводе, не существует.

Ссылки на источники

«Светочи руководста» (Lights of Guidance), 1232.

Там же, 1231.

Там же, 1275.

Там же, 1281.

Там же, 1290.

Там же, 1299.

Китаб-и-Акдас, К70.

«Светочи руководста» (Lights of Guidance), 1305.

Там же, 1310.

 

На вопрос отвечал
Владимир Чупин

К оглавлению «Часто задаваемых вопросов»