Вопрос:

"Вопрос о реинкарнации -- это отдельная большая тема. В ней много человеческих вымыслов, ничего общего не имеющих с тем, как объяснял этот вопрос Сам Будда." можно подумать, что Вы большой специалист в Буддизме и бахаи лучше знают, как и что объяснял Ситтхартха Гаутама чем сами буддисты. "Не хочется сейчас эту тему здесь трогать -- много нужно будет объяснять. И вообще лучше такие вещи делать не просто при личной встрече, а организовать серию встреч -- если кому интересно. Или можно просто очистить своё сердце от предрассудков и внимательно почитать то, что говорит Абдул-Баха в "Ответах на некоторые вопросы". А потом сесть в глубокую медитацию и постичь этот вопрос во всех его многообразных аспектах." надо понимать, что Вам просто сказать нечего, в лучшем случае это будет совершенно нелогичным. Я читал ответ Абдул-Бахи на этот вопрос. Там со светильниками ассоциация и заключение, что реинкарнации нет. Логика в том ответе, нужно прямо сказать, напрочь отсутствует. У меня есть книга с ответом на вопрос о "перевоплощении". А-Баха утверждает, что якобы не приводится никаких аргументов в пользу реинкарнации. Но аргументов миллионы!!! К тому же реинкарнация - это опыт миллионов людей, воспоминания о прошлых жизней вполне спокойно можно воскресить как посредством медитативных практик, так и на тех же треннингах, в частности, по холотропному дыханию. Только в этом смысла не так, чтобы очень много - нам хватает проблем и сложностей в этой жизни. Таким образом, бахаи отрицают вполне очевидные вещи и к тому же дают совершенно недостоверную информацию касательно других. Прискорбно осознавать, что в вере бахаи много невежества...

Ответ:

Честно признаюсь, я вопрос о реинкарнации очень не люблю. Не потому, что он сложный, а потому, что он какой-то очень рыхлый. В нём много аспектов, которые в действительности между собой никак не связаны, но которые в умах людей так перепутались, что почти нет надежды распутать этот гордиев узел. Чтобы просто продемонстрировать Вам, что бахаи много чего есть сказать по этому поводу, просто не хочется заниматься этим поистине праздным вопросом, приведу пару примеров:

Многие люди, отстаивающие идею реинкарнации, вероятно, делают это потому, что считают, будто в отсутствие её не может реализоваться Божественная справедливость. Сюда относятся все аргументы типа «воздаяния за поступки человека» (то есть кармы), рождения уродов (за что же, мол, эти безвинные дети страдают? Наверное, в прошлой жизни нагрешили...) и проч. Все эти доводы можно объяснить совершенно иначе, и в Вере Бахаи эти объяснения даны. Справедливость Божественная осуществляется после смерти человека в других мирах, нет нужды возвращать душу опять в этот. В духовном мире нет возвращения, есть только непрерывное поступательное движение вперёд — иногда быстрое, иногда медленное, в зависимости от, если угодно, «кармы», то есть суммы душевного опыта человека.

Второй довод — что душа не успевает развить все необходимые качества за одну жизнь, поэтому надо бы вернуться и продолжить. На что Абдул-Баха возражает, что Бог сделал жизнь человека достаточно долгой (или достаточно насыщенной, хотя иногда и короткой), чтобы можно было понять, чего стоит данный человек. Он приводит аналогию с растениями. Два семечка могут внешне отличаться очень мало, но когда они посеяны и вырастают, мы чётко видим, что из одного вырастает хлеб, а из другого сорняк. Нет необходимости сеять их ещё раз, чтобы опять убедиться в том же. Повторная жизнь, если бы она была, ничего не изменила бы. И за одну жизнь Бог даёт нам достаточно возможностей проявить нашу истинную сущность.

Бахаулла говорит о возвращении не личностей, но свойств. Например, мулла Хусайн, первый ученик Баба, был возвращением Мухаммада, Пророка Ислама,— но, конечно же, не телесным, а духовным, так же, как Иоанн Креститель был возвращением Илии.

Что же касается «свидетельств очевидцев», видений под наркотиками (типа ЛСД) и в результате особых методик дыхания, то всему этому вполне можно дать и не такое экзотическое объяснение. Например, даже если поверить, что какой-то ребёнок на самом деле вспомнил вещи, принадлежавшие до этого некоему умершему человеку, то почему бы не считать этот факт доказательством наличия некоей психоматрицы, которая не сразу разрушается после смерти человека и влияет на людей с восприимчивой и лабильной психикой, особенно на детей? Человек умер, но его психическая матрица ещё витает вокруг нас, а особенно сильно, наверное, запечатлевается на предметах, принадлежавших покойному. Вполне правдоподобное объяснение, куда проще, и не требует привлечения никаких дополнительных идей и переселении душ и проч.

Следует указать и на то, что «свои прошлые жизни» вспоминают только индийские дети (или дети других обществ, где также сильна вера в реинкарнацию). Я ни разу не слышал, чтобы такое явление произошло в обычной христианской или иудейской семье, поэтому ко всем подобным сообщениям отношусь с большой осторожностью — как бы не получилось, что родители и иные взрослые, окружающие дитя, просто выдают желаемое за действительное и поощряют ребёнка выдумывать красочные истории о том, как он жил в ином городе в своей прошлой жизни и т.д. Дети, как мы великолепно знаем, легко подхватывают любые случайно обронённые взрослыми фразы и запросто развивают из них целые повествования, в которых сами, конечно же, выступают в роли главных действующих лиц. Про взрослых и вообще говорить нечего — их практически невозможно переубедить, коль скоро они во что-то поверили.

Как мы знаем из математики, для любого ограниченного набора фактов существует бесконечное число теорий, этот набор объясняющих, и именно поэтому и возник принцип бритвы Оккама — хоть и логичный, но тоже, в общем-то, вполне произвольный принцип различения истины и заблуждений. Именно поэтому, как я считаю, рассуждать о реинкарнации есть занятие совершенно бессмысленное, потому что набор фактов туманен, в нём выдумок явно больше, чем достоверных данных, и ещё всё это отягощено нездоровым ажиотажем, царящим вокруг этого вопроса. Если бы люди с такой же горячностью увлекались вопросами установления Царства Божиего на земле, исправления нравов и воспитания добродетелей, сколько бы открытий чудных даровал нам просвещенья дух!

Засим остаюсь Ваш покорный слуга
Владимир Чупин