Вопрос:

А в чём конкретно заключается практика религии бахаи?

Ответ:

Чтобы ответить на вопрос, чем бахаи занимаются на практике, стоит сначала, наверное, сказать несколько слов о том, чего они этой практикой хотят достичь.

Бахаи считают, что все предыдущие Богоявления только пророчествовали о наступлении Дня Божиего, о Царстве Божием на Земле — тогда как Бахаулла уже сказал, что пора начинать его строить.

Что подразумевается под Царством Божиим на Земле? Прежде всего, должно в корне измениться устройство общества — наконец-то система управления им должна стать справедливой. Кроме того, должны измениться отношения между людьми — они должны наконец будут управляться не «пламенем безрассудного невежества», а любовью и искренней заботой о ближнем.

Кто-то скажется, что это наивно и этого никогда не будет. Более того, многие люди вообще считают, что религия не должна заниматься мирскими делами — мол, это дело грязное, и пусть им занимаются политики. Но в этом и состоит отличие эпохи Бахауллы от всех предыдущих эпох — всё это будет реализовано, тирания и несправедливость исчезнут с лица Земли, и люди наконец-то смогут насладиться Золотым Веком, обещанным Христом Царствием. Причём всё это будет реализовано Самим Богом — потому это время и было названо в Святых Писаниях прошлого «Днём Бога». Кто не верит в это, может дальше не читать.

Таким образом, перед бахаи встаёт задача: как реализовать эту великую мечту на практике?

Бахаи не сами выдумали это мироустройство — оно досконально разъяснено Бахауллой, а кроме того, у бахаи есть Всемирный Дом Справедливости, который обеспечивает текущее руководство. Поэтому у бахаи есть план. На самом деле, даже много планов — например, сейчас идёт Пятилетний План, перед ним был Двенадцатимесячный, в этом году начинается опять Пятилетний — и так далее. Каждый План составляется, в общих чертах, Всемирным Домом Справедливости, и ставит перед общиной некие вполне конретные цели. Затем каждое Национальное Духовное Собрание адаптирует эти цели для своей страны, каждый Региональный Совет — для своего региона, каждое Местное Духовное Собрание — для своего города. Следует подчеркнуть, что бахаи рассматривают свои планы как просто попытку «попасть в струю» Планов Бога. Они не сами чего-то выдумывают, а потом этого достигают — они пытаются понять, какую именно роль они должны сыграть на данном этапе истории, чтобы выполнение Божественного Плана ни в коем случае не замедлилось.

Например, текущий Пятилетний План (он сейчас уже заканчивается) ставил перед общиной задачу развития трёх основных видов деятельности: учебных кружков, молитвенных встреч и детских классов (сейчас к ним добавились также подростковые группы).

Учебные кружки используют совершенно конкретные материалы, разработанные Институтом Рухи (расположен в Колумбии). Например, первая книга этих материалов называется «Размышления о жизни духа» и состоит из трёх частей: «Понимание Писаний бахаи», «Молитва» и «Жизнь и смерть». Изучаются книги Рухи обычно с друзьями — очень важно, чтобы участники кружка были связаны чувством душевного родства, потому что иначе духовность убежит от них, как утренний туман. Обязательно надо ходить вместе в кино, кататься на роликах, посещать кружок вязания или ещё чего — короче, быть друзьями, а не просто нудными богословами.

Молитвенные встречи — это неформальные собрания людей, без различия их вероисповедания, где они молятся Богу и размышляют над Святыми Писаниями всех религий. Можно использовать любые молитвы, хотя бахаи обычно предпочитают те, которые были явлены Бабом, Бахауллой и Абдул-Баха — просто потому, что считают их сильнее. Но другие люди могут читать молитвы из своих Писаний или вообще молиться своими словами —главное, чтобы искренне.

Детские классы проводятся тоже по вполне определённым программам (объяснённым в книгах Института Рухи № 3 и № 5), хотя можно придумывать и любые собственные программы — если учитель чувствует такое желание. У американцев есть так называемая Core Curriculum, у персидских бахаи — книги Али-Акбара Фурутана (кстати, они широко используются в России). Есть также чудесные книги Марии Скребцовой и Александры Лопатиной. Вообще бахаи считают, что детские классы имеют исключительную важность, потому что детей гораздо легче воспитать сразу добродетельными, чем потом перевоспитывать.

Сейчас, как уже сказано выше, к трём основным видам деятельность добавился четвёртый — подростковые группы. Сязано это с тем, что последний момент, когда ещё можно сделать из ребёнка человека —это период от 12 до 15 лет. Если родители ребёнка ничего не смогли дать ему в плане понимания смысла жизни, он в это время начинает как губка впитывать те ценности, которые несёт ему «улица» — и бахаи стараются стать такой «улицей», только позитивной, а не разрушительной и криминальной, как это обычно бывает. Для подростков Институт Рухи тоже разработал массу интереснейших материалов — «Идти прямой стёзей», «Сила слова», «Ветра подтверждения» и другие.

Вот, вкратце, какова практика бахаи на текущий период времени. Примерно такой она останется до 2021 года, когда, согласно предположениям Всемирного Дома Справедливости, парадигма развития Веры Бахаи в очередной раз изменится, как она уже не раз менялась за последние 162 года.

На вопрос отвечал
Владимир Чупин