Вопрос:

Вопрос по Наисвятой книге. Бахаулла пишет:

К престолу Нашему дошли различные прошения от верующих, касающиеся законов, что исходят от Бога, Господа всего зримого и незримого, Господа всех миров. Посему и явили Мы сию Священную Скрижаль и облачили ее в мантию Его Закона, дабы люди могли повиноваться заповедям Господа своего. В предшествующие годы к Нам уже обращались с подобными просьбами, однако Мы, по мудрости Своей, удерживали Наше Перо, пока в последние дни не достигли Нас послания от некоторых друзей, и вот Мы отвечаем силою истины, являя то, что оживит сердца человеков.

Насколько я понимаю, Бахаулла сам говорит о том, что Наисвятую книгу (то бишь законы в ней содержащиеся) он изложил в письменном виде по настоятельным просьбам его друзей и вообще верующих, тогда как в других местах он ссылается на откровение свыше. Что он хотел сказать этим?

Ответ:

Суть проблемы здесь в готовности или неготовности человека следовать заповедям Божиим, а вовсе не в том, решил ли Бахаулла сочинить что-то самостоятельно вместо того, чтобы записать ниспосланное свыше. Бахаулла объясняет:

Воистину, законы Божии подобны океану, а дети человеческие — рыбам, когда бы они ведали о сём. Однако при соблюдении сих законов надлежит проявлять чуткость и мудрость... Поскольку большинство людей слабы и далеки от замысла Божиего, необходимо выказывать чуткость и благоразумие при всех обстоятельствах, дабы не случилось ничего, что могло бы привести к волнениям и раздорам или вызвать возмущение среди беспечных. Воистину, щедрость Его превосходит всю Вселенную, а дары Его изливаются на всех сущих на земле. Следует вести человечество к океану истинного понимания в духе любви и терпимости. Книга Агдас сама по себе есть красноречивое свидетельство любящего провидения Божиего.

(Китаб-и-Агдас, Введение. См. тж. примечание 126.)

Бог — это ведь не какая-то тупая сила, которая что-то вдруг вываливает на Пророка, а Он должен только это записать и вывалить на людей. В процитированном Вами отрывке ярко проявляется ипостась Пророка как Посредника между людьми и Богом: законы Божии как будто бы уже существуют где-то в Вышнем Царстве, но Бахаулла выполняет на этой земле важную функцию — направить развитие человечества так, чтобы этот путь развития принёс ему наибольшую пользу. Богоявление имеет право делать это, потому что никто, кроме Него, не осведомлён об истинном устройстве мира, о сокровенных духовных истинах:

Ведомо тебе, что не читали Мы книг, коими обладают люди, и не постигали наук, принятых среди них, и всё же, когда бы ни пожелали Мы привести высказывания учёных и мудрецов, тут же появляется пред лицом Господа твоего в виде скрижали всё, что существует в мире и что явлено в Священных Книгах и Писаниях. Так записываем Мы то, что предстаёт Нашему взору. Воистину, знание Его охватывает землю и небеса.

Сие есть Скрижаль, на коей Перо Невидимого начертало знание всего, что было и что будет, и сие знание могут истолковать лишь дивные Уста Мои. Воистину, само сердце Моё очищено Богом от понятий учёных и освобождено от высказываний мудрых. Действительно, оно не отражает ничего, кроме откровений Бога. Тому свидетельствуют Уста Величия в сей ясной Книге.

(Бахаулла, Скрижали, явленные после Китаб-и-Агдас)

Если позволите привести один пример, то я хотел бы затронуть вот какой вопрос. Особенно необходима такая осторожность в финансовых вопросах, потому что главное, что сейчас настораживает людей в религии — это ориентированность подавляющего числа общин на сбор материальных средств. Сложилось устойчивое мнение, что любая религия — это просто «лохотрон». Чтобы обезопасить Дело Божие от подобных обвинений, Бахаулла особенно долго не позволял верующим исполнять закон о Хукукулла (ар. «Право Божие», см. Китаб-и-Агдас, К97):

В течение нескольких лет Хукук от верующих не принимался. Сколь многие дары, достигшие Нашего присутствия, возвращались обратно к дарителям, ибо тогда в них не было нужды. В последние же годы, в связи с потребностями времени, Мы стали принимать Хукук, запретив, однако, требовать уплаты его. Всякому дoлжно блюсти достоинство Слова Божия и делать всё, чтобы возвеличилось Дело Его. Когда бы нашёлся человек, пожелавший отдать все богатства земли, но умаливший при этом — хоть на малую толику, меньшую, чем горчичное зернышко,— честь Дела Его, подношение его не было бы принято. Весь мир всегда принадлежал и вовеки будет принадлежать Богу. Если верующий, повинуясь велению сердца, с радостию и ликованием поднесёт Хукук, в этом случае подношение его будет принято, но не иначе. Благо от такового деяния возвращается к совершающим его. Мера сия установлена в виду потребности в материальных средствах, ибо «не угодно Богу, когда дело вершится средствами, чуждыми делу сему». Таковы указания в отношении сбора Хукукулла.

(Компиляция «Хукукулла»)

На вопрос отвечал
Владимир Чупин