Вопрос:

Что вы думаете об эвтаназии и суициде?

Ответ:

Самоубийство

В учении бахаи объясняется, что «истинная жизнь — не жизнь плоти, но жизнь духа». Абдул-Баха написал одной женщине, чей муж покончил жизнь самоубийством, такое письмо:

О душа, взыскующая Царствия Небесного! Письмо твоё получено. Ты пишешь о постигшем тебя тяжелейшем несчастье — смерти твоего уважаемого супруга. На долю сего достойного человека выпали столь великие тяготы и испытания нашего мира, что заветнейшим его желанием было освободиться от него. Такова земная обитель — источник бед и страданий. Лишь по невежеству своему люди держатся за неё, ибо в мире сём ни один человек — от монарха до последнего простолюдина — не может обрести покой. Если же хоть раз человеку в сей жизни достанется испить из чаши наслаждения, то последует за этим сотня горьких чаш; так уж устроен мир. И потому мудрец не привязывается к сей бренной жизни и не зависит от неё; иногда он жаждет смерти, дабы освободиться от земных печалей и напастей. Известно, что иные, под тяжестью сильнейших страданий, кончают жизнь самоубийством.

Что же до твоего супруга, будь за него спокойна. Он погрузится в море всепрощения и изольются на него щедроты и милости...

(Избранное из Писаний Абдул-Баха, №170.)

Эта же самая идея — что самоубийство исключительно вредно для духовного развития, но если уж человек умер, то мы должны желать его душе всякого добра,— прослеживается и во многих других отрывках из Писаний бахаи.
Касательно секции некрологов в «Бахаи Ньюс»: хотя самоубийство так строго осуждается в Учении, это не означает, что самоубийца перестаёт быть бахаи; поэтому о нём следует упомянуть в этой секции наряду с остальными верующими.

(Из письма от имени Шоги Эффенди Национальному Духовному Собранию Соединённых Штатов и Канады, 29 марта 1945 г.)

Трагично, что молодые и подающие большие надежды люди, которые, останься они в живых, смогли бы принести много пользы человечеству, отнимают у себя жизнь в момент отчания. Мир, особенно в эти дни, полон бед и страданий. Нам следует быть смелыми и иметь преданное сердце. Горести и испытания должны укреплять в нас жизненную силу и решимость, а не затмевать наш энтузиазм и убивать наш дух.

(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 12 марта 1933 г.)

Бахаи, конечно же, может молиться за тех, кто умер, вне зависимости от причины их смерти, используя слова любых избранных им молитв, явленных по благоволению Божиему. То, как Всевышний, и по Своей справедливости, и по Своей милости, обойдётся с той или иной душой, есть тайна, неведомая нам на земном уровне сущетвования.

(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 21 декабря 1938 г.)

В ответ на Ваше письмо от 1 мая 1979 года Всемирный Дом Справедливости велел нам поделиться с Вами следующей выдержкой из письма, написанного от имени Шоги Эффенди его секретарём одному верующему, который спрашивал о самоубийстве: «Самоубийство запрещено в Деле Божием. Только Бог, Творец всей жизни, может отнять её и распорядиться ею согласно Своему разумению. Любой, кто совершает самоубийство, рискует причинить вред своей душе, и в итоге пострадает духовно в других, запредельных мирах.» Дом Справедливости увещевает Вас оставить всякие мысли о самоубийстве и смерти, и сосредоточиться на молитве и служении Делу Бахауллы.

(Из письма от имени Всемирный Дом Справедливости одному из верующих, 7 июня 1979 г.)

...Он был очень опечален, услышав о Вашей скорби и Ваших трудностях. Если они обязаны только смерти Вашего сына, это не совсем оправданно, по крайней мере в свете учения Бахауллы. Он однозначно утверждает, что если бы у нас было представление о других мирах, мы не пожелали бы остаться здесь даже на единый миг. Человеку суждено Богом идти по пути духовного развития длиной в вечность. Его жизнь на этой земле — лишь первая стадия этого развития. Когда мы перерастаем нашу физическую форму, и Бог считает, что мы готовы собрать плоды нашего духовного развития, мы переходим в следующий мир. Мы называем это смертью только по причине нашей близорукости. Более правильно было бы называть её «более изобильная жизнь». Это шаг вперёд. В свете Учения, следовательно, правильным отношением с Вашей стороны было бы молиться о том, чтобы Бог осенил Вашего сына Своими бесконечными благословениями, дабы его развитие ускорилось, и чтобы Он даровал ему то блаженство, что ожидает... каждую душу. ...Мир полон страданий. Бахаулла говорит нам, что чем глубже борозды, которыми этот мир вспахивает наше существо, тем значительнее будет урожай нашей жизни и быстрее — наше духовное развитие. Все святые, воссиявшие в истории общества, должны были пройти через страдания. Эти страдания были разными, но результат их был одинаков, а именно — очищение нашего сердца и души, чтобы они могли воспринять свет Божий.

(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 9 декабря 1931 г.)

Эвтаназия

В Писаниях Веры Бахаи конкретно ничего не говорится об эвтаназии, хотя есть некоторые теоретические соображения на этот счёт, на основе которых Всемирный Дом Справедливости в будущем должен будет принять соответствующий закон:

Мы получили Ваше письмо от 18 марта 1974 года, в котором Вы спрашиваете о точке зрения бахаи на эвтаназию и прекращение реанимационных мероприятий в тех медицинских случаях, когда физиологическое вмешательство продлевает жизнь в условиях инвалидизирующего заболевания. Говоря в общем, наше Учение утверждает, что только Бог, Даритель жизни, может распоряжаться ею согласно Своему разумению, и мы ничего не нашли в Святых Текстах непосредственно по этой теме, однако в письме одному из верующих, написанном от имени возлюбленного Хранителя его секретарём и посвящённом убийствам из милости, или легализованной эвтаназии, говорится следующее:

«...Это также является вопросом, по которому Всемирный Дом Справедливости должен будет принять законодательное решение».

До тех пор, пока Всемирный Дом Справедливости не принял законодательного решения об эвтаназии, вопросы, подобные поднятым в Вашем письме, оставлены на усмотрение тех, кого они непосредственно касаются.

(Цитируется в компиляции «Светочи руководства» (Lights of Guidance), № 985:
Из письма Всемирного Дома Справедливости от 17 мая 1974 года Национальному Духовному Собранию Аляски.
Из письма составителю сборника Lights of Guidance Хелен Бассет Хорнби от имени Всемирного Дома Справедливости, 27 октября 1981 г.)

 

На вопрос отвечал
Владимир Чупин