Вопрос:

У меня вопрос по Наисвятой Книге. Бахаулла пишет:

Если некто сжёг (жилой) дом умышленно — сожгите и его самого; если некто сознательно лишил другого жизни — предайте смерти и его самого.

Во-первых, можно и нужно применять смертную казнь в случае совершения человеком (в частности и особенно, бахаи и вообще верующим) предумышленного убийства, но не жестоко ли сжигать человека за умышленный поджог пустого (я понимаю) жилого дома? Бахаулла предусматривает альтернативу - пожизненное тюремное (?) заключение, но заключение все равно остается альтернативой. Почему нельзя ограничиться принудительным восстановлением уничтоженного или поврежденного имущества с доплатой за моральный и иной связанный с поджогом ущерб и, например, разумным штрафом в пользу Дома справедливости, который мог бы использовать эти деньги на восстановление домов и иную помощь людям, пострадавшим, например, в результате стихийных бедствий? Дом, как и любое иное материальное имущество, можно в большей или меньшей мере восстановить, заменить или компенсировать, тогда как жизнь человека уже не вернешь.

Во-вторых, прежде чем обвинить кого-либо в поджоге дома, надо элементарно доказать его вину. Виновники не всегда желают признавать или раскрывать свое злодеяние. Какие следственные меры и/или органы предусматривает Бахаулла в этой связи? Никто не позволит сжечь человека в современном светском государстве (обществе) без суда и следствия, да и вообще смертная казнь вполне обоснованно устанавливается как крайняя мера наказания. Неужели Бахаулла приравнивает поджог дома убийству человека? А что делать, если преступник раскается и добровольно признается в совершении преступления? Будет ли это учитываться как смягчающее обстоятельство?

Ответ:

У нас на сайте, в «Библиотеке», текст «Наисвятой Книги» приведён в удобном для изучения виде, с гиперссылками. Если Вы изучаете бумажное издание, то на всякий случай всегда заглядывайте в раздел «Примечания», там почти на каждый параграф есть комментарий, а иногда и несколько. Например, что касается параграфа 62 Китаб-и-Агдас, то в нём содержится две ссылки на раздел «Примечания»:

К62. Если некто сжёг дом умышленно — сожгите и его самого; если некто сознательно лишил другого жизни — предайте смерти и его самого. Всей силою своей и властью держитесь предписаний Божиих и оставьте пути невежд. Если вы приговорите поджигателя и убийцу к пожизненному заключению, то сие дозволено по заповедям Книги. Воистину, Он властен устраивать по изволению Своему.

Вот примечание 86, относящееся к этому параграфу:

#86. Если некто сжёг дом умышленно — сожгите и его самого; если некто сознательно лишил другого жизни — предайте смерти и его самого.(основной текст)

Законом Бахауллы устанавливается смертная казнь за убийство и поджог, но при этом предусматривается возможность её замены пожизненным заключением (см. прим. 87).

В Своих Скрижалях Абдул-Баха объясняет различие между местью и наказанием. Он утверждает, что человек не вправе мстить, что мщение презренно в глазах Бога и что смысл наказания заключается не в сведении счетов, а в принуждении к расплате за совершённое преступление. В «Ответах на некоторые вопросы» Он подтверждает законное право общества налагать наказание на преступников, чтобы защитить своих членов и обеспечить собственную безопасность. По этому поводу Шоги Эффенди в одном из писем, написанных от его имени, даёт следующие разъяснения:

Бахаулла в Китаб-и-Агдас наказанием за убийство назначил смертную казнь. Однако Он разрешил заменять её пожизненным заключением. Оба способа наказания согласуются с Его Законами. Не каждый из нас, возможно, способен оценить мудрость этого установления, когда оно вступает в противоречие с нашими ограниченными представлениями; но мы должны принять его, зная, что Его Мудрость, Его Милость и Его Справедливость совершенны и направлены на спасение всего мира. Если человек был приговорён к смерти по ошибке, разве можем мы не верить в то, что Всемогущий Бог тысячекратно воздаст ему в мире будущем за эту людскую несправедливость? Нельзя отказываться от благотворного закона лишь потому, что в редких случаях может быть осуждён невинный.

Подробные положения закона Бахаи о наказании за убийство и поджог — закона, предназначенного для будущего состояния общества,— не были сформулированы Бахауллой. Конкретные детали закона, такие, как степень тяжести преступления, возможность принятия во внимание смягчающих обстоятельств, выбор одного из двух предписанных наказаний в качестве нормы, оставлены на усмотрение Всемирного Дома Справедливости, решения которого будут определяться условиями того времени, когда закон войдёт в силу. Способ приведения приговора в исполнение также будет установлен Всемирным Домом Справедливости.

Что касается поджога, здесь определяющим фактором является то, какого рода «дом» был сожжён. Очевидно, что существует огромное различие в степени тяжести преступления того, кто сжёг пустующий склад, и того, кто поджёг школу, в которой находились дети.

Надеемся, что этот комментарий Всемирного Дома Справедливости отвечает на Ваш вопрос.

На вопрос отвечал
Владимир Чупин