Вопрос:

Почему на один из вопросов вы говорите, что Бахаулла — сам Бог, тогда как по другому поводу — что все явители, в том числе Бахаулла, Богом не являются, состоя с Ним в отношениях «солнце-зеркало»? В чем заключается цель и смысл такого двоякого подхода? Ведь если следовать утверждению, что Бахаулла — сам Бог, то отношения «солнце-зеркало» абсурдно, поскольку получается, что Бог-солнце преобразуется в пророка-зеркало, чтобы отражать свой собственный свет.

Ответ:

Вот объяснение Шоги Эффенди, которое, пожалуй, наиболее полно освещает этот вопрос:

Пусть никто из размышляющих, в свете вышеприведённых отрывков, над природой Откровения Бахауллы, не будет введён в заблуждение относительно его характера или намерения его Творца. Божественность, приписываемая столь великому Существу, и полное воплощение имён и качеств Божиих в столь возвышенной Личности, ни при каких условиях не следует понимать превратно. Человеческий храм, ставший орудием столь ошеломляющего Откровения, должно всегда отличать — если только мы хотим остаться верными основам нашей Веры — от «сокровеннейшего Духа из Духов» и «вечной Сущности Сущностей», от того незримого, но при этом разумного Бога, Который, сколь бы мы ни восхваляли божественность Его Проявлений на земле, никогда не сможет воплотить Свою безграничную, Свою непознаваемую, Свою нетленную и всеохватную Реальность в конкретной и ограниченной оболочке смертного существа. Более того, Бог, Который бы смог таким образом воплотить Свою реальность, в свете учения Бахауллы немедленно перестал бы быть Богом. Столь грубая и фантастическая теория Божественного воплощения столь же далека от основополагающих убеждений бахаи и столь же несовместима с ними, как и в равной мере неприемлемые пантеистические и антропоморфные концепции Бога, которые ясно опровергаются словами Бахауллы, и ложность которых они разъясняют.

Тот, Кто в бесчисленных отрывках заявлял, что Его слова являются «Гласом Божественного, Призывом Самого Бога», торжественно заявляет в Китаб-и-Иган: «Для всякого чуткого и просвещённого сердца очевидно, что Бог, непостижимая Сущность, Божественное Существо, превознесён бесконечно выше всякого человеческого свойства, такого, как телесное существование, восхождение и нисхождение, уход и возвращение... Он пребывает и всегда пребывал сокрытым в предвечности Сути Своей, и вовеки пребудет Он в Своём Естестве непроницаемым для человеческого взгляда... Он вознесён превыше всякого разделения и союза, всякой близости и отдалённости. ... Слова "Был только Бог и ничего не было, кроме Него" суть надёжное подтверждение сей истины».

«С незапамятных времен,- говорит Бахаулла о Боге,- был Он сокрыт за непроницаемой завесой святости Своей возвышенной Личности, и вовеки веков пребудет Он окутан непроницаемой тайной Своей непостижимой Сущности... Десять тысяч Пророков, каждый из коих - как Моисей, поражены громом на Синае их устремлений, когда раздается Его запрещающий глас: "Ты никогда не узришь Меня!"; несметное множество Посланников, из коих каждый величием подобен Иисусу, стоят в замешательстве на своих небесных престолах, внимая запрету: "Сущности Моей ты никогда не постигнешь!"» «В какое смущение прихожу Я, ничтожный,- подтверждает Бахаулла в Своей молитве к Богу,- пытаясь измерить священные глубины Твоего знания! Сколь бесплодны усилия мои, когда хочу Я представить воочию ту мощь, что заложена в творении рук Твоих, в откровении Твоей созидательной силы!» «Когда я созерцаю, о мой Боже, узы, что связывают меня с Тобою,— свидетельствует Он в ещё одной молитве, записанной Его Собственной рукой,— я готов возвестить всему творению "Истинно, Я есмь Бог"; но когда я задумываюсь о личности своей,- о, я вижу, что она грубее глины!»

«Поскольку врата постижения Того, Кто есть Ветхий Днями,— говорит далее Бахаулла в Китаб-и-Иган,— закрыты пред лицом всякого существа, Источник бесконечной милости,... повелел сим лучезарным Самоцветам Святости выступить из царства духа в благородном обличии человеческого храма и явить Себя всем людям, дабы поведать миру о таинствах неизменного Существа и рассказать о тончайших проявлениях Его нетленной Сущности. Сии пречистые Зерцала, сии Утренние Рассветы предвечной славы являют собой, все и каждый, земное Выражение Того, Кто есть главное Светило Вселенной, её Суть и конечное Предназначение. От Него исходит их знание и власть, от Него проистекает их владычество. Красота их лика - не более чем отражение Его образа, а их откровение — лишь знак Его бессмертной славы. Они суть Сокровищницы Божественного знания и Хранилища небесной мудрости. Чрез них изливается благодать, что не имеет предела, и чрез них открывается Свет, что во веки веков не погаснет.»

Итак, в Бахаулле, несмотря на всю мощь Его Откровения, следует видеть лишь одно из Явлений Бога, и Его ни в коем случае нельзя отождествлять с той незримой Реальностью, с той Сущностью, которая и есть Божество; это — одно из главных исповеданий нашей Веры, суть которого не должна искажаться и в истинности которого не должен сомневаться ни один из последователей Бахауллы.

(Шоги Эффенди, Мировой Порядок Бахауллы)

Надеюсь, эта цитата, при внимательном изучении, снимет все Ваши вопросы.

На вопрос отвечал
Владимир Чупин