Вопрос:

Почему кто-то рождается богатым, а кто-то — бедным,кто-то здоровым, а кто-то — дебилом, у кого-то родители — интеллектуалы и мудрые, у кого-то — наркоманы, кто-то обречен на вкалывание с утра до ночи ради куска хлеба, а кто-то имеет широкие возможности для всестороннего развития?

Если Бог создает всех неравными, то получается, что он несправедлив и провокатор?

За что Бог наказывает детей, которые рождаются где-нибудь в нищенском квартале, и чем они перед Ним провинились, что вынуждены с первых дней жизни мучиться?

Почему человек с рождения обладает именно тем набором качеств, которыми он обладает, и имеет именно те проблемы, которые у него есть и которые не обусловлены его жизнью? Почему разные люди пребывают на таких различных уровнях развития?

Ответ:

Позвольте начать этот ответ несколько необычно — с цитаты из художественного произведения:

Он не мог понять положения, при котором, если ты хуже других, ты не можешь приложить усилий, чтобы исправиться и стать лучше.

(Борис Пастернак. «Доктор Живаго»)

Уместно, наверное, продожить ряд Ваших вопросов. Например:

И ряд этот можно продолжать до бесконечности.

Многие из наших состояний обусловлены нашими же собственными поступками. Но даже если что-то «дано нам свыше», то есть является данностью, которую мы не можем изменить (например, мы не выбираем себе родителей), то такие данности не являются, очевидно, критическими для дальнейшего развития. «Все люди,— как говорит Бахаулла,— сотворены, для того, чтобы продвигать вперёд вечно развивающуюся цивилизацию». Если бы люди «смогли оценить величие своего положения и возвышенность своей судьбы», то, несмотря ни на какую данность, «не являли бы ничего, кроме доброго нрава, чистых деяний и достойного поведения».

В Писаниях бахаи предлагается совсем иной взгляд на природу страданий, чем тот, который бытует в нынешней цивилизации. Современные взгляды, получившие название «гуманистических», на самом деле выражают материалистическое мировоззрение, то есть отрицают существование Бога и, следовательно, осмысленность бытия. «Гуманизм» подразумевает, что эта система ценностей имеет центром человека, а не Бога. Только материалисты способны обвинять Бога в том, что Он «провокатор» или «равнодушный».

Материалистическое мировоззрение не способно интегрировать в свою философию такое важное явление, как смерть, и считает её непоправимой бедой, которую надо попытаться отсрочить во что бы то ни стало. Этот иррациональный страх смерти превращает материалиста в жалкое трусливое существо,— смерти избежать всё равно нельзя, и подсознанию это известно, поэтому жизнь современного человека — это балансирование на грани безумия. Разговоры о смерти для него — табу, смерть близких — дикая несправедливость, а собственная его жизнь существует только для того, чтобы как можно скорее её прожить, не задаваясь крамольным вопросом: «А зачем всё это?»

Итак, почему страдают младенцы и невинные люди вообще, почему люди неравны и кто-то страдает больше, а кто-то меньше? Вот что ответил как-то раз Абдул-Баха на подобный вопрос:

Ты пишешь о тяжких бедах, обрушившихся на тебя. Для преданной души страдания — это не что иное, как милость и благоволение Божии; доблестный с радостью устремляется в жестокую схватку на поприще испытаний, тогда как трус, в страхе стеная, дрожит и трясётся. Так прилежный студент, в совершенстве овладевший науками и обогативший ими память свою, с удовольствием идёт на экзамен, дабы показать знания свои. Так и кусок чистого золота блестит и сияет в огне перед глазами испытателя.

И потому ясно, что для благословенных душ испытания суть не что иное, как милость и благоволение Божии, тогда как для слабых они — бедствие нежданное и непредвиденное.

Испытания, подобные тем, о которых ты пишешь, стирают следы себялюбия с зеркала сердца, дабы ничто не мешало отражению в нём Солнца Истины; ибо нет завесы более плотной, нежели себялюбие, и сколь бы ни была тонка сия завеса, она в конце концов окружит человека со всех сторон, и лишится он своей доли вечной благодати.

(Абдул-Баха. Избранное из Писаний, № 155.)

Эта же идея выражается в «Сокровенных Словах» Бахауллы:

О СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ!
Бедствия Мои — Моё провидение: по видимости они — огнь и возмездие, но сокрыты в них свет и милосердие. Поспеши же к ним, дабы стать тебе вечным светом и бессмертным духом. Вот заповедь Моя тебе, следуй же ей.

(Бахаулла. «Сокровенные Слова» (с арабского), №51.)

Таким образом, невинные страдают для того, чтобы их душа стала совершеннее, а не за какие-то воображаемые грехи в прошлых жизнях — таково понимание бахаи.

На вопрос отвечал
Владимир Чупин