Вопрос:

Говоря, что «Все богооткровенные религии едины в своей основе», могли бы вы уточнить:

1. Какие религии Бахаулла считает боговдохновенными;
2. Какие религии он таковыми не считает;
3. Как (на основании чего) он различает и отделяет боговдохновенные религии от небоговдохновенных;
4. В чем заключается основа единства всех боговдохновенных религий;
5. Следует ли нам считать боговдохновенными все религии в соответствии с вашим утверждением, что «Бог един для последователей всех религий».

«Нет никакого сомнения, что народы земли, к какому бы корню или вере они ни принадлежали, черпают вдохновение свое из одного небесного Источника и служат одному Богу.»
«Различие между заповедями, коим они следуют, объясняется меняющимися требованиями и нуждами века, когда они были явлены.»

Различия, о которых говорит Бахаулла, ограничиваются служением и мифологией (историей), но не догматикой и даже не моралью. Согласитесь, можно говорить об этнических различиях у Авраама и Гаутамы, но чем можно объяснить такую разницу в их учениях?

«Все они, кроме немногих, что порождены человеческой испорченностью, заповеданы были Богом и отражают Волю Его и Промысел.»(Бахаулла)

Могли бы вы указать эти немногие, которые порождены человеческой испорченностью, а также показать на примере в чем, заключается эта испорченность конкретно? Почему воля и промысел Бога так противоречиво и взаимоисключающе (не разнообразно и разносторонне!)проявляются в разных религиях? Мог ли совершенный Бог так несовершенно и многообразно выразить свою волю и вести свой промысел?

Ответ:

Заявление Бахауллы о том, что «народы земли, к какому бы корню или вере они ни принадлежали, черпают вдохновение своё из одного небесного Источника», указывает на глубокую духовную истину, которую в условиях нынешнего общественного хаоса бывает весьма трудно осознать. Как мы уже говорили в ответе насчёт единственности Бога, Он един :-) Рассуждая логически, если есть только Один Бог, Который и сотворил всё сущее, то любое и всякое знание, которое существует у человечества — это знание о Его трудах и Его наставлениях. Потому что только Он является источником Вселенной, и никакого другого источника нет.

Можно сказать, что творение (естественно, с подачи Самого Бога) делится на две части: духовную и материальную. Материальная часть непосредственно доступна человеческому познанию, тогда как духовная информация сообщается нам Богом через Его Посланников (то есть, по терминологии Бахауллы, через Богоявления). Именно так бахаи понимают религию и науку: как два способа познания мира, взаимно дополняющие друг друга.

Теперь перейдём к вопросу о том, как случилось так, что существующие религиозные учения противоречат друг другу с ссорятся между собой. Между прочим, совсем не обязательно в качестве примеров различий приводить, как Вы это делаете, язычников Африки и Японии и более современные Христианство и Ислам. Даже внутри Христианства существует великое множество сект, которые отличаются друг от друга столь сильно, что их даже можно принять за разные религии. Даже личность Иисуса Христа не является для них единым центром — некоторые отодвигают Его на задний план, а главной спасительной силой считают, например, Его мать. И за эту догматику последователи этих сект действительно готовы друг друга поубивать.

Бог наделил человека свободной волей. Свобода есть свобода — если кто-то начинает ошибаться, то в свободном обществе он имеет на это полное право. То, что почти никто из христиан не обращает внимания на написанное в Библии, есть проявление их свободной воли, хотя это и не лучшим образом сказалось на облике их общины. Например, оказывается, Вера Бахаи — отнюдь не первая из религий, где не должно быть священников. Христос сурово осудил священничество и запретил его в довольно жёстких выражениях:

...Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

(От Матфея 23:5-10, 14-15)

Можно только искренне удивиться тому, что на протяжении столетий христиане называют каких-то своих собратьев «святыми отцами», «батюшками» и проч. Конечно, причиной этого стало поведение как раз тех самых вождей общины, которые и велели называть себя «батюшками» — другим они Библию читать не давали, а сами от своих привилегий, конечно, отказаться не желали.

Вот так, вкратце, и происходит искажение изначального, чистого учения каждого Богоявления. Именно это и подразумевается под «немногими учениями, что порождены человеческой испорченностью».

Часто задают вопрос: а не случится ли того же с Верой Бахаи? Бахаулла обещает, что нет:

Эпоха бахаи описывается ее Основателем как «день, за которым не последует ночь». С помощью Своего Завета Бахаулла обеспечил безошибочный источник Божественного руководства, который пребудет на протяжении всей нынешней Эпохи. Право управлять делами общины и обеспечивать как чистоту Слова Божьего, так и распространение послания Веры, даровано Административному Порядку, порождённому Заветом. Члены учреждений этого Порядка попадают на свои посты исключительно через процесс свободных выборов или путём назначений, осуществляемых без их просьбы. Не существует такой профессии, как обучение Вере или администрирование её делами, на которую верующий мог бы выучиться или к которой он мог бы целенаправленно стремиться.

(Письма Всемирного Дома Справедливости, 7 апреля 1999 г. «Вопросы связанные с изучением Веры Бахаи»)

Что касается различий в религиозной догматике самих Писаний (то есть исходных, чистых оснований любой религии), то догматику, безусловно, также следует рассматривать как вспомогательный инструмент. Цель Бога — просветить людей и натолкнуть их на некоторые озарения касательно мироустройства. Конкретные слова, которые произносятся вокруг этого, не так важны.

Есть действительно только одна истинная религия — вера в Бога, и один бесконечный путь для нашей души — дорога к Богу. Но на этом пути много барьеров и ловушек, и самая ужасная из них — это эгоизм человека. Эгоизм отравляет всё наше мировосприятие, так что мы начинаем видеть реальность в совершенно искажённой форме. Причём никто не несёт ответственности за это, кроме самого человека. Заблуждаться — наш сознательный выбор. Этот факт необходимо подчеркнуть особенно. Мы не вправе сваливать ответственность за собственную слепоту ни на социальные условия, ни на тяжёлое детство. Винить Бога в том, что мы собственными руками убиваем своих ни в чём не повинных братьев и сестёр, в том, что мы изгадили воздух, которым дышим, и воду, которую пьём — это надо иметь невероятную наглость! Бахауллу весьма изумлял такой подход:

Воззри на смуты, кои в течение долгих лет раздирают землю, и на треволнения, кои обуревают её народы. То война опустошает её, то сокрушают внезапные и непредвиденные бедствия. Хотя мир охвачен несчастьями и горестями, никто не остановился и не задумался, в чём причина или где источник сего. Когда бы Истинный Советчик ни изрекал слово увещевания, о, все они единодушно называли Его смутьяном и отказывались признать Его. Сколь странно, сколь непостижимо сие поведение! Не найти и двух людей, про коих можно сказать, что они едины внешне и внутренне. Повсюду явны признаки раздора и злобы, хотя всё сотворено для согласия и союза. Величайший речёт: О возлюбленные! Скиния единства воздвигнута; не считайте друг друга чужими. Вы — плоды одного дерева и листья одной ветви.

(Избранное из Писаний Бахауллы, 44)

Надеюсь, что эти размышления отвечают на Ваш исключительно глубокий и многогранный вопрос.

На вопрос отвечал
Владимир Чупин