Вопрос:

Скажите пожалуйста, имеет ли вера бахаи свою социальную концепцию?

Ответ:

Вера Бахаи, безусловно, имеет свою социальную концепцию. Ниже сы вкратце попытаемся описать её, основываясь на главных социальных принципах, провозглашенных самим Основателем Веры и официальными толкователями Его писаний.

Прежде всего, Вера Бахаи говорит о том, что любое религиозное учение состоит как бы из двух частей: первая — это чисто духовные заповеди и положения, которые не устаревают, но лишь углубляются с каждым новым Откровением; вторая — это «внешняя оболочка» религии, которая может устаревать и заменяться новой; сюда входят как разного рода ритуалы и практические предписания, так и заповеди, относящиеся к социальным отношениям между людьми.

Должное исполнение людьми духовной части всякого божественного учения само по себе могло бы привести к значительному улучшению в обществе (например, представьте, как изменилось бы общество, если бы все люди стали практиковать такие заповеди Христа, как «Любите друг друга» и «Благословляйте проклинающих вас»; или хотя бы практически общее для всех религий правило «Относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе»). Но в помощь этим духовным заповедям, исполнение которых представляет для людей особую трудность, всякое религиозное учение даёт и более конкретные, «социальные» предписания, которые в большей степени «заточены» под некие конкретные условия в обществе.

Например, рассмотрим вопрос о рабстве. При всей своей духовной высоте Христианство не отменяет этот социальный институт. Апостол Павел, например, отослал обратно раба Анисима, который ушел от своего хозяина-христианина, присовокупив, однако, что теперь они должны быть как братья. Библия, фактически, освящает институт рабства:

Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.

(К Ефесянам, 6:5-9)

В дальнейшем добрые христиане безо всяких душевных смятений пользовались рабским трудом вплоть до второй половины XIX века.

Ислам, как религия более прогрессивная, уже запрещает владение рабами-единоверцами, то есть, по крайней мере, мусульмане должны освобождаться от рабства. Что же касается Веры Бахаи, то она, наконец, полностью отменяет институт рабовладения.

Подобные цепочки можно проследить и во многих других социальных аспектах, таких как соотношение прав мужчин и женщин, вопрос о свободе в заключении брака, о социальных барьерах, о священстве и т.п. Везде можно видеть, что Христианство (и тем более Иудаизм) представляет собой как бы наиболее «консервативный» взгляд на вещи, тогда как Ислам более «либерален», а Вера Бахаи выглядит наиболее «современной» (что неудивительно, так как она, собственно, и является религией именно для нашего времени).

(У людей, недостаточно знакомых с Исламом, заявление о том, что он более «либерален», например, в вопросе о правах женщин, может вызвать удивление. Здесь следует отметить, что сегодня Ислам и Христианство настолько далеко ушли от своей первоначальной чистоты, что сравнивать их учения на примере современного состояния некорректно. Если же мы будем рассматривать именно оригинальное учение и первоначальную историю развития этих религий, то вывод придётся сделать именно такой.)

В целом социальная концепция Веры Бахаи строится на равенстве всех людей перед Богом и законом (независимо от расы, национальности, религии, пола), полном отсутствии социальных барьеров и социальной иерархии (в том числе религиозной), равноправии мужчин и женщин (с некоторыми ограничениями, вытекающими из естественных биологических различий и некоторой разности в исполняемых ими социальных функциях — например, женщины имеют преимущественное право в получении образования и не обязаны служить в армии, а на мужчину возложен долг обеспечивать семью материально и наставлять сына и дочь в науках). В экономической сфере учение бахаи не устанавливает каких-то жёстких рамок касательно формы экономики, но предписывает обществу и государству осуществлять социальную поддержку малообеспеченным людям, предоставлять возможность получения полноценного образования всем детеям, а также устранять возможность, с одной стороны, накопления отдельными личностями несоразмерно больших богатств, а с другой стороны — обнищания людей (для чего, в частности, рекомендуется введение прогрессивного подоходного налога, а также получение работниками определённой доли прибыли предприятия, на котором они работают).

Следует также отметить, что социальная концепция учения бахаи распространяется не только на отношения между людьми в одной стране, но и на отношения между разными странами и народами на планете в целом. Это должно привести к устранению существующего сегодня вопиющего неравноправия в экономических отношениях между богатыми и бедными нациями.

Не особо разбираясь в социологии, мы не знаем, можно ли к отнести к социальной концепции предлагаемую учением бахаи новую систему устройства общества, основанную, прежде всего, на новом административном порядке, но думаю, что это тоже может представить для Вас интерес. Сведения об этом можно найти на следующих интернет-страницах:

Администрация бахаи
Об Администрации бахаи на личной странице Игоря Верещагина

На вопрос отвечали
Игорь Верещагин и Владимир Чупин