Вопрос:

Говоря, что «Бог един для последователей всех религий», имеете ли вы в виду то, что

а) Бог един независимо от того, что последователи отдельных (если не большинства) религий могут не признавать его в своем поклонении или же придавать ему одного и более соучастников? Для простоты дам такой пример: все мы живем под одним небом, даже если представляем его себе по-разному (вплоть до отрицания неба).

б) Бог один для последователей всех религий в том смысле, что все религии ставят объектом поклонения одного и того же единого Бога? Пример: все дороги ведут в Рим.

в) Все религии признают единство и тождественность Бога, даже если имеют разные (если не противоречивые) представления об этом боге. Пример: истина одна, но у каждого своя истина.

Говоря, что ,«Бог един для всего человечества», имеете ли вы в виду то, что

1) Бог един для всех людей, даже для тех, кто верит в множество богов и не верит ни в одного.

2) Бог жаждет поклонения всех людей во всей их совокупности и разнообразии в какой-то единой (стандартной) форме поклонения;

3) Богу нет смысла различать и разделять людей по религии, так как все они исповедуют поклонение ему одному.

Ответ:

Бахаулла объясняет, что Бог существует вполне реально, а не как некая абстрактная концепция. Сам по себе этот факт уже снимает почти все вопросы. Поскольку Бог реален, то Он не зависит от того, что люди думают о Нём. В этом смысле Его действительно можно сравнить с небом, которое для всех людей одно, хотя они могут прятаться от него в подвалах и отрицать его существование.

Некоторые писатели-фантасты современности высказываются в том смысле, что да, Бог реален, но сотворён людьми и существует благодаря их энергии поклонения. Эта идея не находит в Писаниях бахаи никакой поддержки, более того, в корне противоречит всем монотеистическим религиям. Можно сказать, что именно таково мировоззрение язычников — подобные рукотворные (или, если угодно, «мыслетворные») боги суть не что иное, как идолы. Никакой реальной силы у них, конечно, быть не может. Это было убедительно продемонстрировано многими Пророками и Посланниками — загляните в Библию (3-я Царств, гл.18), или вспомните, что сказал Мухаммад после битвы при Бадре — первой битвы мусульман с мекканскими язычниками — обращаясь к «людям ямы»...

Насчёт того, что «все религии ставят объектом поклонения одного и того же Бога»: в каком-то смысле это действительно так, особенно если исходить из первоначальных слов Основателей мировых религий, а не более поздних измышлений Их последователей. Бог непознаваем, и поэтому очень многие утверждения о Нём, как будто противоречащие друг другу, для бахаи предстают едиными. Скажем, «Отец небесный» Иисуса Христа и «светоносная пустота» Будды — это, несомненно, попытки передать словами то, что словами передать нельзя. Это просто условные обозначения, принятые в той или иной религиозной традиции и служащие исключительно для удобства разговора. В этом смысле действительно, «все дорогие ведут в Рим».

Когда мы говорим, что «Бог един для всего человечества», мы подразумеваем только то, что именно Бог создал человечество (и вообще всю Вселенную). Главная идея любой монотеистической религии, в том числе и Веры Бахаи, в том, что есть только один Бог, то есть только один Творец и Абсолютный Правитель Вселенной. Все остальные — Его создания, Его слуги.

Цель Бога — разъяснить человечеству смысл его существования и научить людей адекватно вести себя в этом мире в свете этого смысла. Конкретные формы поклонения, конечно же, не имеют никакого значения. В разные эпохи людям было предписано поклоняться Богу по-разному, но цель всех этих ритуалов и заповедей была одна: позволить человеку обрести добродетели и вспомнить Бога.

На вопрос отвечал
Владимир Чупин