Вопрос:
Что вы думаете о троице?Ответ:
Бахаулла объясняет, что, действительно, Посланник Божий может говорить о Себе с трёх точек зрения:
Вот как объясняет это различие Бахаулла:
...Если воззреть на Них с точки зрения Их единства и возвышенной отрешённости, то определения Высшего Существа, Божественности, Верховной Единственности и Наисокровеннейшей Сути всегда были и будут приложимы к сим Сущностям Бытия, ибо все Они пребывают на престоле Божественного Откровения и восседают на троне Божественной Сокровенности. С Их пришествием является Откровение Божие, и в Их лике открывается Благолепие Бога. Именно поэтому глас Самого Бога исходит из уст сих Явлений Божественного Существа.
Если же рассматривать Их с точки зрения второго положения — положения отличия, обособленности, временных ограничений, особенностей и образа поведения, то Они являют совершенное служение, крайнюю нищету и полное самоотречение. Ибо изрек Он: «Я есмь слуга Божий».(Коран 19:30) «Я такой же человек, как и вы.» (Коран 18:110)...
Когда бы любой из сих всеобъемлющих Богоявлений воскликнул «Я есмь Бог», Он, подлинно, изрёк бы истину, и в том не может быть никакого сомнения. Ибо неоднократно было показано, что через Их Откровение, через Их имена и признаки являются миру Откровение Божие, Его имя и Его признаки... А когда бы кто-нибудь из Них произнес: «Я есмь Посланник Божий», Он также говорил бы истину, неоспоримую истину... В этом смысле все Они суть лишь Посланники сего совершенного Царя, сей неизменной Сущности. И когда бы каждый из Них возвестил: «Я есмь Печать Пророков», подлинно Он изрек бы лишь истину, в коей не может быть ни малейшего сомнения. Ибо все Они суть одна личность, одна душа, один дух, одно существо, одно откровение. Все Они суть явления «Начала» и «Конца», «Первого» и «Последнего», «Зримого» и «Сокрытого» — всего, что принадлежит Тому, Кто есть Сокровеннейший Дух всякого Духа и Вечная Суть всякой Сущности. А когда бы сказали Они: «Мы Слуги Божии», сие также было бы явной и неоспоримой истиной. Ибо явились Они в столь совершенном образе служения, подобного коему не достичь ни одному человеку. Посему, когда сии Сущности бытия глубоко погружались в океаны предвечной и непреходящей святости или воспаряли к высочайшим вершинам Божественных таинств, Они по праву утверждали, что Их речи суть Глас Божества, Призыв Самого Бога. Когда б раскрылось око проницательности, оно постигло бы, что в таком состоянии Они полагали Себя крайне ничтожными и несуществующими пред лицом Того, Кто Вездесущ и Нетленен. Полагаю, Они считали Себя лишенными какого-либо бытия, почитая богохульством упоминание о Себе при сем Дворе. Ибо при сем Дворе даже малейший шёпот своего «я» есть свидетельство самоутверждения и независимого существования. В глазах тех, что достигли сего Двора, таковое допущение есть тяжкий грех. И насколько более тяжким был бы грех, когда бы в Присутствии сём упоминалось что-либо ещё, когда бы сердце человека, его язык, рассудок и душа озаботились иным, кроме Возлюбленного, когда бы его глаза зрили иной лик, кроме Его красоты, когда бы его слух склонялся к иному напеву, кроме Его гласа, когда бы ноги его ступали по иному пути, кроме Его стези...
Благодаря сему положению Они утверждали, наряду с прочим, что через них вещает Глас Божества, и благодаря Их положению Посланничества объявляли Себя Посланниками Бога. Всякий раз изрекали Они то, что подобало требованиям обстоятельств, и все сии утверждения относили к Себе,— утверждения, кои охватывают как царство Божественного Откровения, так и царство творения, как сферу Божественности, так и сферу земного существования. Посему все Их слова, реченные ли от царства Божества, Господства, Пророчества, Посланничества, Хранительства, Апостольства или же от царства Служения, верны без тени сомнения.
Чтобы дать нам понятный образ, объясняющий такую тройственность высказываний Богоявлений, в Писаниях бахаи приводится аналогия с зеркалом:
Поясним это так: Солнце Истины пребывает в небесах, куда нет доступа ни одной душе и коих не достигнет ни один разум, и Оно — вне пределов понимания любого из существ. И всё же Святые Богоявления, подобно гладкому и чистому зеркалу, собирают потоки света от сего Солнца и затем отражают Его славу на всё остальное творение. На сей безупречной поверхности Солнце предстаёт ясно, во всём Своем величии. И посему, когда отражённое Солнце заявляет: «Я есмь Солнце!» — сие ничто иное, как истина; и когда Оно восклицает: «Я не Солнце!» — и сие тоже истина. И хотя Дневная Звезда отчётливо отражается в сём незапятнанном зеркале во всей Своей славе, красе и совершенствах, Она не покидает своего возвышенного положения в горних чертогах, Она не снизошла в сие зеркало; нет, Она пребывает и пребудет вовеки на недосягаемых высотах Своей собственной святости.
(Компиляция «Раскрывая наше духовное предназначение», 6:13)
Следуя христианской терминологии, можно сказать, что Бог-Отец есть Солнце, Бог-Сын — зеркало, а Бог-Дух Святой — лучи, соединящие Солнце и зеркало.
На вопрос отвечал
Владимир Чупин