Вопрос:

Что вы думаете о троице?

Ответ:

Бахаулла объясняет, что, действительно, Посланник Божий может говорить о Себе с трёх точек зрения:

Вот как объясняет это различие Бахаулла:

...Если воззреть на Них с точки зрения Их единства и возвышенной отрешённости, то определения Высшего Существа, Божественности, Верховной Единственности и Наисокровеннейшей Сути всегда были и будут приложимы к сим Сущностям Бытия, ибо все Они пребывают на престоле Божественного Откровения и восседают на троне Божественной Сокровенности. С Их пришествием является Откровение Божие, и в Их лике открывается Благолепие Бога. Именно поэтому глас Самого Бога исходит из уст сих Явлений Божественного Существа.

Если же рассматривать Их с точки зрения второго положения — положения отличия, обособленности, временных ограничений, особенностей и образа поведения, то Они являют совершенное служение, крайнюю нищету и полное самоотречение. Ибо изрек Он: «Я есмь слуга Божий».(Коран 19:30) «Я такой же человек, как и вы.» (Коран 18:110)...

Когда бы любой из сих всеобъемлющих Богоявлений воскликнул «Я есмь Бог», Он, подлинно, изрёк бы истину, и в том не может быть никакого сомнения. Ибо неоднократно было показано, что через Их Откровение, через Их имена и признаки являются миру Откровение Божие, Его имя и Его признаки... А когда бы кто-нибудь из Них произнес: «Я есмь Посланник Божий», Он также говорил бы истину, неоспоримую истину... В этом смысле все Они суть лишь Посланники сего совершенного Царя, сей неизменной Сущности. И когда бы каждый из Них возвестил: «Я есмь Печать Пророков», подлинно Он изрек бы лишь истину, в коей не может быть ни малейшего сомнения. Ибо все Они суть одна личность, одна душа, один дух, одно существо, одно откровение. Все Они суть явления «Начала» и «Конца», «Первого» и «Последнего», «Зримого» и «Сокрытого» — всего, что принадлежит Тому, Кто есть Сокровеннейший Дух всякого Духа и Вечная Суть всякой Сущности. А когда бы сказали Они: «Мы Слуги Божии», сие также было бы явной и неоспоримой истиной. Ибо явились Они в столь совершенном образе служения, подобного коему не достичь ни одному человеку. Посему, когда сии Сущности бытия глубоко погружались в океаны предвечной и непреходящей святости или воспаряли к высочайшим вершинам Божественных таинств, Они по праву утверждали, что Их речи суть Глас Божества, Призыв Самого Бога. Когда б раскрылось око проницательности, оно постигло бы, что в таком состоянии Они полагали Себя крайне ничтожными и несуществующими пред лицом Того, Кто Вездесущ и Нетленен. Полагаю, Они считали Себя лишенными какого-либо бытия, почитая богохульством упоминание о Себе при сем Дворе. Ибо при сем Дворе даже малейший шёпот своего «я» есть свидетельство самоутверждения и независимого существования. В глазах тех, что достигли сего Двора, таковое допущение есть тяжкий грех. И насколько более тяжким был бы грех, когда бы в Присутствии сём упоминалось что-либо ещё, когда бы сердце человека, его язык, рассудок и душа озаботились иным, кроме Возлюбленного, когда бы его глаза зрили иной лик, кроме Его красоты, когда бы его слух склонялся к иному напеву, кроме Его гласа, когда бы ноги его ступали по иному пути, кроме Его стези...

Благодаря сему положению Они утверждали, наряду с прочим, что через них вещает Глас Божества, и благодаря Их положению Посланничества объявляли Себя Посланниками Бога. Всякий раз изрекали Они то, что подобало требованиям обстоятельств, и все сии утверждения относили к Себе,— утверждения, кои охватывают как царство Божественного Откровения, так и царство творения, как сферу Божественности, так и сферу земного существования. Посему все Их слова, реченные ли от царства Божества, Господства, Пророчества, Посланничества, Хранительства, Апостольства или же от царства Служения, верны без тени сомнения.

(Бахаулла. Китаб-и-Иган)

Чтобы дать нам понятный образ, объясняющий такую тройственность высказываний Богоявлений, в Писаниях бахаи приводится аналогия с зеркалом:

Поясним это так: Солнце Истины пребывает в небесах, куда нет доступа ни одной душе и коих не достигнет ни один разум, и Оно — вне пределов понимания любого из существ. И всё же Святые Богоявления, подобно гладкому и чистому зеркалу, собирают потоки света от сего Солнца и затем отражают Его славу на всё остальное творение. На сей безупречной поверхности Солнце предстаёт ясно, во всём Своем величии. И посему, когда отражённое Солнце заявляет: «Я есмь Солнце!» — сие ничто иное, как истина; и когда Оно восклицает: «Я не Солнце!» — и сие тоже истина. И хотя Дневная Звезда отчётливо отражается в сём незапятнанном зеркале во всей Своей славе, красе и совершенствах, Она не покидает своего возвышенного положения в горних чертогах, Она не снизошла в сие зеркало; нет, Она пребывает и пребудет вовеки на недосягаемых высотах Своей собственной святости.

(Компиляция «Раскрывая наше духовное предназначение», 6:13)

Следуя христианской терминологии, можно сказать, что Бог-Отец есть Солнце, Бог-Сын — зеркало, а Бог-Дух Святой — лучи, соединящие Солнце и зеркало.

На вопрос отвечал
Владимир Чупин