Вопрос:

Личность человека — это душа или дух?

Ответ:

В Писаниях бахаи термины «душа» и «дух» иногда используются взаимозаменяемо, как синонимы. Вот как Абдул-Баха объяснял этот вопрос:

Человеческий дух, который отличает человека от животного, есть наделённая разумом душа, и эти два имени — человеческий дух и наделённая разумом душа — обозначают одно то же. Этот дух, а по терминологии философов — наделённая разумом душа, объемлет всё сущее, и, насколько позволяют человеческие возможности, проникает в истинную сущность вещей и осознаёт их особенности и воздействие, познаёт качества и свойства существ.

(Абдул-Баха, Ответы на некоторые вопросы, стр.147)

Вот несколько примеров такого взаимозаменяемого употребления этих слов в Писаниях:

Во всяком просвещённом собрании друзей Господа присутствуют душа и сердце Абдул-Баха, как бы далеко ни находилась его телесная оболочка. Сколь часто я мысленно переношусь в Америку и общаюсь там со своими братьями по духу. Расстояния исчезают, они не способны препятствовать тесному духовному общению двух душ, соединённых связью сердечной, пусть даже они и находятся в разных странах. Потому я остаюсь твоим близким сотоварищем, и душа моя созвучна твоей душе, и дух мой пребывает в гармонии с твоим.

(Абдул-Баха, Избранное из Писаний Абдул-Баха, 66:2)

Алкоголь сжигает рассудок, заставляя человека совершать бессмысленные поступки; под воздействием же опиума, сего мерзкого плода с адского древа, и сего коварного гашиша гибнет разум, застывает дух, превращается в камень душа, изнуряется тело и человек остаётся опустошённым и потерянным.

(Абдул-Баха, цит. в Китаб-и-Агдас, п170)

С другой стороны, иногда между ними проводится различие:

...Адам есть отец человека — то есть можно сказать, что Он есть исток физической жизни человечества; Ему принадлежит физическое отцовство. Он — живая душа, но Он не есть даритель жизни духовной, тогда как Христос есть источник духовной жизни человека, и, если говорить о духе, Ему принадлежит духовное отцовство. Адам есть душа живая; Христос есть дух животворящий.

(Абдул-Баха, Ответы на некоторые вопросы, стр.87)

Ясно одно — человек не есть тело. Тело преходяще, тогда как душа/дух вечны, поэтому именно душу/дух надо считать истинной личностью.

На вопрос отвечал
Владимир Чупин