Вопрос:

По законам бахаи захоронение происходит в гробах. Почему не допускается кремация, на чём основан именно такой принцип?

Ответ:

Такое предписание связано с тем, что, согласно представлениям бахаи, необходимо во всём стараться следовать естественному порядку вещей. Вот что говорит по этому поводу Абдул-Баха:

Тело человеческое, образовавшееся постепенно, должно и распадаться постепенно. Это согласуется с естественным и природным порядком вещей и божественным законом. Если бы ему было лучше сгореть после смерти, то оно в самый момент своего сотворения было бы так задумано, чтобы после смерти автоматически возгораться и обращаться в пепел. Но Божественный порядок, установленный небесными предписаниями, таков, что после смерти это тело перейдёт с одной ступени на другую, отличную от предыдущей, дабы, согласно существующим в мире отношениям, оно могло постепенно связаться и смешаться с другими элементами, минуя разные стадии, пока не дойдёт оно до растительного царства, где обратится в растения и цветы, развившись в деревья всевышнего рая, обретя благоухание и яркие краски.

(«Звезда Запада», том XI, № 19, стр. 317)

Кроме того, уважительное обращение с телом непосредственно затрагивает душу, которая когда-то была с этим телом связана:

Баб велел хоронить мёртвых в шелках и, если возможно, в хрустальных гробах. Почему? Потому что тело, хотя теперь и ставшее прахом, когда-то было возвышено через бессмертную душу человеческую!

(Из письма от имени Хранителя одному из верующих, 13 ноября 1944 г.)

Поскольку сия физическая оболочка есть престол сокровенного храма, то всё, происходящее с первой, ощущается и последним. В действительно то, что радуется наслаждению или печалится от боли, есть сокровенный храм тела, а не само тело. Поскольку сие физическое тело есть престол, на коем утверждён сокровенный храм, то Бог предписал, чтобы тело охранялось, насколько это возможно, дабы не случилось ничего, что могло бы вызвать отвращение. Сокровенный храм созерцает свою физическую оболочку, которая есть его престол. Таким образом, если последней выказывается уважение, то восприемником его становится первый. Обратное также истинно.
Посему предписано было, чтобы мёртвому телу оказывались величайшие почести, и обращались с ним уважительно.

(Баб: Избранное из Писаний Баба, стр. 95)

Мы также приводим здесь две небольшие Скрижали Абдул-Баха, где этот вопрос рассматривается более подробно:


Взято из Marzieh Gail, Summon up Remembrance (George Ronald, Oxford, 1987), стр. 174-176, (прим. 106), переведено по поручению Исследовательского отдела Всемирного Дома Справедливости, март 1987 г.

ОН ЕСТЬ БОГ!

Служанка Божия, мисс Барни, спрашивала о мудрости захоронения мёртвых в земле. Она сказала также, что европейские и американские учёные, проведя тщательные и широкие исследования и обсудив этот вопрос, пришли к выводу, что, согласно доводам разума, твёрдо установлены выгоды кремации, и в чём же тогда заключена мудрость Святой Религии, предписывающей хоронить в земле?

Как ты знаешь, сей слуга не располагает временем для подробных объяснений, и посему напишет только краткий ответ. Там, где речь заходит о вселенских явлениях, сколь бы долго или старательно ни пытался разум человеческий отыскать верный метод или совершенную систему, он никогда не приблизится к Божественному творению и его упорядоченности переходов и путешествий по цепочке жизни. Ибо цепь, в которой происходят переходы, связывание, соединение и рассеяние элементов, составных частей и веществ, величественна и совершенна. Понаблюдай за действующими вселенскими законами и заметь, насколько твёрдо, надёжно и прочно они установлены.

И точно так же, как построение, образование, рост и развитие физического тела происходят поэтапно, так и распад и рассеяние его должны идти постепенно. Если разрушение будет быстрым, сие приведёт к перескокам и замедлениям в цепи переходов, и такие разрывы нанесут ущерб вселенским взаимосвязям в цепи сотворённых вещей.

Например, сие материальное человеческое тело вышло из сфер минералов, растений и животных, а после своей смерти полностью превратится в микроскопические животные организмы; и, согласно Божественному порядку и движущим силам природы, эти крошечные существа сыграют свою роль в жизни Вселенной, и преобразятся в другие формы.

Если же вы предадите сие тело огню, оно немедленно перейдёт в царство минералов и не сможет совершить своё естественное путешествие по цепочке всех сотворённых вещей.

Физическое тело после смерти и освобождения от сей сложносоставной формы бытия превратится в отдельные компоненты и крошечных животных; и хотя оно лишится этой сложносоставной формы бытия в человеческом образе, тем не менее, в нём останется животная жизнь - оно не совсем лишится жизненных функций. Но если его сжечь, то оно обратится в пепел и минералы, и, став минералом, должно неизбежно начать восходящее путешествие в царство растений, дабы затем подняться в животный мир. Вот что подразумевается под перескоком.

Говоря кратко, образование и разрушение, собирание и рассеяние, а также переходы всех сотворённых существ должны происходить согласно естественному порядку, Божественным правилам и величайшему закону Божиему, дабы никакая помеха или повреждение не помешали основополагающим взаимоотношениям, проистекающим из внутреннего устройства творения. Именно поэтому, согласно закону Божиему, нам велено хоронить мёртвых.

Жители древней Персии полагали даже, что захоронение в земле недопустимо; что такие похороны до определённой степени воспрепятствуют циркуляции и переходам, коих требует природа. Поэтому они строили открытые небу Башни Безмолвия на вершинах гор, и там клали умерших на поверхности земли. Но они не заметили того, что захоронение в земле не препятствует естественным переходам и циркуляции, кои необходимы в природе, и что, напротив, захоронение в земле, дозволяя событиям развиваться естественным путём, имеет и другие достоинства.

Если говорить кратко, то, помимо вышеупомянутых причин, хотя душа человеческая разорвала свою связь с телом, но друзья и любящие по-прежнему горячо привязаны к тому, что осталось, и им невыносима мысль о немедленном разрушении сего. Например, им невыносимо созерцать, как изображение лица покойного стирается и распадается, хотя фотография - это только его тень, и в конце концов она неизбежно должна поблёкнуть. Насколько это в их силах, они защищают всё, что могло остаться от него, будь это хоть глиняный черепок, дерево или камень. Насколько же более того берегут они его земную форму! Никогда не согласится сердце смотреть на то, как милое тело друга, отца, матери, брата или ребёнка вдруг обращается в ничто - таково свойство любви.

Посему древние египтяне мумифицировали тело, дабы оно могло остаться нетронутым до скончания времён, и веровали в то, что чем дольше мёртвые пребывают нетронутыми, тем более приближаются они к своим богам. Вместе с тем, индусы в Индии кремируют тело безо всякой заботы о нём, и воистину, сжигание его утешает их сердце. Но в действительности такое отсутствие заботы случайно: оно проистекает из религиозных верований и не является естественным. Ибо они предполагают, что чем быстрее разрушится тело, тем скорее оно удостоится Божественной милости. Это противоположно тому, во что верили древние египтяне. Индусы даже уверены, что если тело разрушить без малейшего промедления, то будет ниспослано прощение и умерший будет вечно блаженствовать. Именно эта вера примиряет их с кремацией.

Приветствия тебе и хвала. У меня не было времени написать ни единой строчки, но из уважения к мисс Барни это разъяснение было дано.

(подписано) 'Айн-'Айн

* * *

ОН ЕСТЬ БОГ!

Ещё один вопрос остаётся, а именно: в случае заразных болезней, таких, как чума и холера, допустима ли кремация тела с помощью извести или других химикатов? В подобных случаях на первое место выходят гигиена и охрана людей; ибо, согласно ясным Божественным текстам, медицинские предписания имеют законную силу, и правило "необходимость делает запретное дозволенным" - одно из очевидных.

С тобой да пребудет слава Преславного!

(подписано) 'Айн-'Айн

На вопрос отвечал
Владимир Чупин