Вопрос:

Неоднократно читала в текстах бахаи слова о том, что все хорошее в человеке - от Бога, а все плохое - от самой человеческой природы, и что поэтому не нужно гордиться своими достижениями (по крайней мере так я истолковала прочитанное, хотя мне показалось, что, возможно, я просто искажаю смысл?). Допустим, человек создает что-то гениальное: музыкальное произведение, картину, роман, философское учение... или просто очень удобный вид мягкой мебели, или рецепт блюда, в общем, что-то, где так или иначе задействовано мышление, творчество и т.д. Разумеется, «гениальность» - это относительное и субъективное понятие, но, скажем, гениальное по меркам достаточно большой группы людей. Либо это - от Бога (тогда, мне кажется, создание гениального произведения - тоже что-то типа Божественного откровения), либо это заслуга самого человека (но тогда нарушается принцип «Все хорошее от Бога»). Какой вариант ближе к истине? А может быть, предполагается, что в человеке изначально есть все хорошее, заложенное Богом, и откровение, таким образом, не нужно для создания чего-то гениального? Но тогда, мне кажется, роль человека все же не нулевая - побороть в себе то, что мешает проявить свои хорошие стороны (заложенные Богом), и это - то, чем можно гордиться? Или, скажем так, испытывать ярко положительные эмоции по этому поводу :). Радоваться, например...

Ответ:

Мне кажется, это утверждение («всё хорошее от Бога, всё плохое от самого человека») не следует толковать ограничительно — что, мол, от человека не может исходить ничего хорошего. В конце концов, и человек исходит от Бога. Мне кажется, смысл этого высказывания очевиден: у человека есть свобода воли, но высшим выражением свободы воли является смирение, то есть добровольный отказ от собственных желаний в пользу Божиего замысла. Такое смирение безупречно с точки зрения «просвещённого эгоизма»: поскольку Бог всезнающ и именно Он управляет этим миром, то кто лучше Него может знать, как надо поступать? Человек, действующий согласно Божиему замыслу, таким образом, будет гораздо эффективнее, чем тот, кто идёт против Него. Воистину, Бог — лучший из координаторов!

А вот что Бахаулла говорит о том, откуда исходят все человеческие шедевры:

Мирокроитель есть одно из имён Господа. Он благоволит мастерству. Посему любой из слуг Его, кто проявит сие качество, будет принят в глазах Гонимого сего. Мастерство есть книга среди книг божественных наук, и сокровище среди сокровищ Его небесной мудрости. Сие есть знание, исполненное смысла, тогда как некоторые науки начинаются со слов и заканчиваются лишь словами... Единый Истинный Бог, да будет Он возвышен, с любовью взирает на работы мастеров, произведённые возлюбленными Его.

На вопрос отвечал
Владимир Чупин