Вопрос:

Кстати, вопрос о «знании свыше»: я всегда считала свое знание того, что Бог есть, чем-то вроде «откровения местного масштаба», и мне кажется, что подобное имеет место в жизни многих людей (хотя подавляющее большинство их не идет проповедовать свои взгляды, утверждая, что это - знание, ниспосланное Богом). Лично я это расцениваю как тот самый «знак со стороны Бога». Как на это смотрит Вера Бахаи?

Ответ:

Вообще-то бахаи определяют веру как «во-первых, осмысленное знание, а во-вторых, — совершение благих деяний». Бахаулла не раз подчёркивает в Своих Писаниях, что смутная вера во что-то — довольно опасная вещь, потому что она может оказаться направлена на что-нибудь неверное, или заградить человека от признания точно такой же истины, но в другом облачении, как это происходит в момент прихода нового Богоявления:

Я призываю тебя во имя Бога —  рассуди по справедливости. Какое доказательство привели иудейские богословы, дабы приговорить Того, Кто был Духом Божиим [Иисус], когда пришел Он к ним с истиной? Какое свидетельство могли найти фарисеи и жрецы идолопоклонников, дабы оправдать то, что отвергли они Мухаммада, Апостола Божиего, когда пришел Он к ним с Книгой, что судила меж истиной и ложью по справедливости, обратившей земную тьму в свет и наполнившей восторгом сердца тех, кто знал Его? Ты, воистину, ныне представил те же доказательства, что предъявляли безрассудные богословы в ту эпоху. О том свидетельствует в сей великой Темнице Тот, Кто есть Царь чертогов благодати. Ты, воистину, последовал по их стопам и даже превзошел их в жестокости, и возомнил, будто помогаешь Вере и защищаешь Закон Бога, Всезнающего, Всемудрого. Клянусь Тем, Кто есть Истина! Твои беззакония заставили стенать Гавриила и возрыдать Закон Божий, благодаря коему дуновения справедливости овеяли всех сущих на небесах и на земле.

Абдул-Баха призывал людей искать и находить доказательства реального существования Бога:

Очень хорошо запоминать логические пункты и доказательства из Святых Книг — доказательства и свидетельства, устанавливающие тот факт, что Бахаулла исполняет Обетования Святых Книг. Эти доказательства надлежит собирать и запоминать. Как только кто-нибудь спросит тебя: «Каковы ваши доказательства?», ты сможешь воскликнуть во весь голос: «Вот они!»

(«Звезда Запада», т. 3, № I 1, стр. 4)

Таких доказательств действительно существует довольно много. Недавно прочитал, например, книгу Гари Мэтьюса «Вызов, брошенный Бахауллой» (Gary Matthews, The Challenge of Baha'u'llah) — она как раз об этом. В ней собраны доказательства из самых разных областей: например, исполнение пророчеств Бахауллы касательно конкретных исторических событий (рассматриваются 19 предсказаний), предвосхищение будущих научных открытий (11 различных утверждений научного характера, сделанных Бахауллой и Абдул-Баха, например, что будет открыта трансмутация элементов и это поставит жизнь на планете на грань исчезновения; что планеты есть не только у нашего Солнца; что никогда не будет найдено «недостающее звено» между обезьяной и человеком, и т.д.), черты характера и воздействие на людей Бахауллы и других Центральных Фигур Веры, и т.д.

Человек приходит к состоянию внутренней убеждённости постепенно. Процесс этот мне видится так: 1) сначала человек изучает интеллектуальные свидетельства в пользу какой-то концепции; 2) затем, если концепция кажется разумной, пробует сделать что-то практическое; 3) в ходе практики возникает множество более конкретных вопросов, которые никогда не возникли бы просто в ходе размышлений над теоретическими постулатами; 4) ответив на эти вопросы, человек достигает более высокого уровня понимания, опирающегося уже на личный опыт, и здесь-то и наступает 5) состояние убеждённости. Кстати, поэтически этот путь описан у Бахауллы в произведениях «Семь долин» и «Четыре долины».

Когда я писал Вам, что, по моему мнению, лучше не откладывать вступление в Веру Бахаи, я имел в виду как раз второй из описанных этапов: практические дела. Есть реальная опасность застрять на стадии теоретизирования — ведь человеку свойственно бояться всего нового.

Рассказывают о мудреце, причастном тайнам, что отправился в дорогу, имея спутником учёного грамматиста. Прибыли они на берег Моря Величия. Мудрец сразу же ринулся в волны, а грамматист застыл, обуреваемый размышлениями, что были подобны словам, начертанным на воде. «Почему ты не следуешь за мной?» — спросил мудрец. Грамматист ответил: «О брат, я не смею двинуться. Я непременно должен вернуться». Тогда мудрец воскликнул: «Забудь о прочитанном в книгах Сибавейхи и Кавлавейхи, ибн аль-Хаджиба и ибн аль-Малика, бросайся в воду и плыви!»
Знай: не наука тут нужна, а самоотверженье.
Забудь себя и прыгай в море без сомненья!

(Бахаулла. «Четыре Долины»)

На вопрос отвечал
Владимир Чупин