Вопрос:

Кстати, по поводу выхода из Веры. Если я правильно понимаю, отношение к таким людям не ухудшается. А что если человек вышел из Веры, но потом осознал, что был неправ (если можно привести такую аналогию - аналогию с повторным браком, эта ситуация рассматривается в Писаниях - когда мужчина разводится с женщиной, а потом повторно на ней же женится)? Считается, что если человек принял решение выйти из Веры, то это навсегда, или приветствуется «возвращение блудного сына»? А что если человека не устраивает что-то не в самой Вере, а в конкретных людях - членах общины, в их деятельности, и изменить ситуацию не получается?

Ответ:

Дом Справедливости написал даже особое письмо касательно отношения к вышедшим из Веры. Вот несколько выдержек:

...Любой бахаи может добровольно выйти из Веры. Когда член общины уведомляет Собрание о своём желании выйти из Веры, оно должно постараться помочь ему разрешить те проблемы, которые, вероятно, стали причиной появления у него желания сделать такой шаг. Если он настаивает на своём намерении, Собрание обычно принимает этот отказ, за исключением случаев, когда есть основания полагать, что человек неискренен и имеет какие-то скрытые намерения, например, безнаказанно нарушить закон бахаи.
Как только выход человека из Веры принят, он приобретает статус небахаи и, за исключением указанных ниже случаев, его взаимоотношения с учреждениями бахаи и отдельными верующими регулируются теми же принципами, которые действуют для всех прочих небахаи. Как и в остальных человеческих взаимоотношениях, степень близости этих отношений и прочность дружбы зависят от личных факторов.
Иногда после принятия выхода человека из Веры становится ясно, что его заявление было неискренним и было сделано просто с целью избежать ответственности перед законом бахаи. Собранию не следует предпринимать в этом случае никаких публичных действий, но оно должно отметить это в своих документах. Иными словами, в дальнейшем ему следует с осторожностью относиться к вопросу о принятии объявления веры от этого человека, до тех пор, пока не станет ясно, что он делает это искренне. В зависимости от ситуации Собрание может потребовать также, чтобы он исправил свой поступок, нарушающий законы бахаи и ставший причиной для его выхода из Веры.
Аналогичная ситуация возникает в случае, когда человек, занимающийся деятельностью, которая, как он подозревает, может привести к тому, что его объявят нарушителем Завета, выходит из Веры, полагая, что это предотвратит подобный исход. Всемирный Дом Справедливости может решить, что выход из Веры этого человека обеспечивает достаточную защиту для общины. Однако если он продолжает, после своего ухода, попытки подорвать Завет, или начинает сотрудничать с нарушителями Завета, то может быть вынесено решение, что он нарушил Завет, и друзьям будет указано на необходимость прекратить с ним всякие отношения. Каждый такой случай будет рассматриваться в свете конкретных обстоятельств.
Есть ещё одна возможная ситуация, о которой следует упомянуть. Действия некоторых бывших бахаи, хотя и не являются обязательно нарушением Завета, всё же оказываются чрезвычайно разрушительными. Если очевидно, что такие люди глухи к объяснениям и увещеваниям учреждений бахаи, общение с ними может оказаться тягостным и оказывать духовно разлагающее влияние на верующих. В таком случае Глава Веры может просто посоветовать бахаи предоставить таких людей самим себе.

Трудности, возникающие в общине, действительно являются одной из самых тяжких проблем, с которыми сталкивается верующий. То, что требуется от любого искреннего бахаи в этой ситуации — осознавать, что несовершенно только люди, но не Вера Божия. Предположим, отдельные члены общины ведут себя неправильно. Если их действия не компрометируют Веру, то другим бахаи можно посоветовать закрыть на это глаза, потому что Бахаулла запретил рассуждать о чужих грехах. Если эти действия, как говорит Дом Справедливости, «разрушительны», и общение с такими людьми «тягостно», то лучше всего просто уведомить об этом Духовное Собрание и ждать, что оно порекомендует сделать.

На вопрос отвечал
Владимир Чупин