Вопрос:

Предписывается заниматься делом, которое является служением человечеству. Что именно понимается под служением человечеству - какие-то отдельные виды деятельности, или любая деятельность, приносящая пользу другим людям (отдельным людям, а не всему человечеству в целом)? Например, считается ли служением человечеству работа штукатура, парикмахера, бухгалтера, и т.п.?

Ответ:

Абдул-Баха сказал:

«В Деле Бахаи искусства, науки и все ремёсла суть богослужение. Человек, производящий лист писчей бумаги в полную меру своих способностей, сознательно прикладывающий все усилия к совершенствованию результата своего труда, возносит хвалу Богу. Говоря кратко, все усилия и старания, проявляемые человеком от чистого сердца, суть молитва, если они вызываются высшими мотивами и желанием служить человечеству. Служение человечеству и забота о нуждах людей есть поклонение Богу. Служение — это молитва. Врач, бережно и заботливо ухаживающий за больными, свободный от предрассудков и верящий в единство человеческого рода, возносит хвалу Господу».

Вопрос:

Поощряется самостоятельный поиск истин, научных и духовных, изучение наук и искусств, полезных человечеству; что именно считается полезными человечеству науками и искусствами, а что - вредными или просто бесполезными? Нужно ли это делать исключительно на благо человечества, или для собственного развития тоже? Например, я хочу изучить что-либо, человечеству полезное, но применять это на благо человечества не хочу, изучаю просто «для интереса», «для общего развития» (например, изучаю язык, на котором никогда не собираюсь разговаривать, - просто чтобы почувствовать красоту языка, или изучаю какую-то науку - не потому, что собираюсь практически воспользоваться знаниями, а просто потому, что интересно; или пишу картину - не столько для того, чтобы ее увидели другие люди, сколько ради самого процесса творчества) - поощряется в этом случае изучение наук и искусств, или не одобряется (например, из-за траты времени, которое можно было потратить с большей пользой, или по какой-то еще причине), или отношение нейтральное?

Ответ:

Абдул-Баха спросили: «Каков смысл нашей жизни?» Он ответил:

«Обретение добродетелей. Мы — дети земли; зачем было нам дано пройти путь превращения из царства минералов в царство растений и из растительного царства в животное? Дабы мы могли достичь совершенства в каждом из этих царств, дабы нам овладеть лучшими качествами минералов, дабы мы обрели силу роста растений, дабы нас украсили инстинкты животных и нам стали доступны свойства зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса; наконец, из животного царства мы вступаем в мир человеческий и получаем в дар разум, способность к открытиям и силу духа».

Таким образом, если Вы, занимаясь искусством или науками, обретаете добродетели, значит, Вы делаете это не зря. Я думаю, что ключевое из употреблённых Вами слов — «интерес». Я лично думаю, что всякий интерес вложен в человека Богом. Когда Вы говорите «мне интересно» — значит, Вы открываете, тем самым, новую грань бытия, Вы познаёте Бога. Абдул-Баха говорил:

«Овладение науками и искусствами есть величайшее достижение человечества, но знания сии истинны только тогда, когда человек черпает вдохновение из предвечного небесного источника, когда сознание личности, подобно реке, впадает в беспредельное море Божественного. Когда это так, всякий учитель становится подобен безбрежному океану, а каждый ученик — изобильному фонтану знания. Когда стремление к знаниям открывает перед взором красоту Того, Кто есть Предмет всякого Знания, то сколь прекрасна цель сего устремления; когда это не так, то бывает, что малая премудрость лишает человека безмерной благодати, ибо нередко учёность сопровождается самонадеянностью и гордыней, сие же ведет к заблуждению и отдалению от Бога.

Современные науки — это мосты на пути к познанию истинной сущности; когда же они не ведут к ней, то исчезают, подобно бесплодным химерам. Во имя Единого Бога Истинного! Если знание не служит средством приближения к Нему, Явнейшему, оно есть не что иное, как явное заблуждение.

Овладевай науками, но при этом устреми взор свой к Явленной Красоте, и тогда станешь ты знамением спасительного наставления среди народов мира и средоточием разумения там, куда нет доступа мудрецам с их премудростью, кроме тех, что вошли в Царствие света и приобщились к потаённым и сокровенным тайнам.»