Вопрос:

Вопрос по поводу недопустимости исповеди и по поводу чужих советов. Если я правильно понимаю, Вера Бахаи запрещает исповедь, излагание своих грехов другому человеку с целью получения «отпущения грехов», но разрешает советоваться со специалистами или с друзьями в сложных жизненных ситуациях, а также разрешает просить прощения у другого человека? (верно ли мое понимание?) Как в таком случае расцениваются Верой Бахаи следующие действия человека: 1) рассказать близкому человеку о каком-то своем поступке, о котором он не знал, и попросить прощения за этот поступок (то есть просить прощения, но не за непосредственно причиненную обиду); 2) то же самое, но в случае, если поступок не причинил второму человеку непосредственного вреда, но первый человек почему-либо чувствует вину перед вторым человеком; 3) обсуждение со специалистом или с друзьями сложной жизненной ситуации формально для того, чтобы получить совет, реально же (часто это остается в подсознании) иногда для того, чтобы просто выговориться, а иногда - с подсознательным (НЕ осознанным) желанием получить оправдание своим взглядам и действиям;  4) обсуждение такой ситуации с незнакомым человеком (случайным встречным или людьми, например, на каком-либо форуме)? Одобряется ли Верой Бахаи стремление к получению советов со стороны других людей (специалистов? друзей-неспециалистов? посторонних людей-неспециалистов?)? стремление к получению однозначных рекомендаций «что делать» от другого человека? к получению совета в качестве одного из возможных вариантов? к получению оценки своим действиям другими людьми, кого ситуация не затрагивает непосредственно? или предполагается, что человек должен искать ответ исключительно в священных текстах? или должен ждать каких-то знаков от Бога? или должен приходить к решению логически?

Ответ:

Вот что сказано по этому поводу в «Светочах руководства»:

Если у верующего возникает проблема, требующая решения, он может пойти несколькими путями. Если вопрос затрагивает интересы Веры, он должен проконсультироваться с соответствующим Собранием или комитетом, но многие проблемы являются сугубо личными, и не обязательно выносить их на обсуждение учреждений Веры; более того, когда нужды работы по обучению столь безотлагательны, лучше, если друзья не будут обременять свои Собрания личными проблемами, которые могут решить самостоятельно.

Бахаи, столкнувшийся с некоей проблемой, может пожелать самостоятельно принять по ней решение, помолившись и взвесив у себя в уме все её аспекты; он может предпочесть совет отдельных друзей или профессиональных консультантов — например, своего доктора или адвоката,— чтобы потом учесть этот совет в своём решении; а если в это дело вовлечены несколько человек, как это бывает в случае семейных проблем,— он может захотеть собрать вместе всех, кого это касается, чтобы принять коллективное решение. Не будет также никаких возражений и против того, чтобы бахаи попросил группу людей совместно обсудить стоящую перед ним проблему.

Необходимо помнить, что всякое совещание имеет своей целью принятие решения по некоей проблеме, и в этом он радикально отличается от того «обнажения души», которое так популярно сегодня в некоторых кругах и которое граничит с исповедью, запрещённой в Вере. Секретарь Хранителя от его имени написал одному из верующих об исповеди следующее: «Нам запрещено исповедоваться в своих грехах или ошибках перед кем бы то ни было, как это делают католики перед своими священниками, или делать это публично, как поступают в некоторых религиозных сектах. Но если мы вдруг испытываем желание признать, что были в чём-то неправы, или что в нашем характере есть некоторые отрицательные черты, и попросить у другого человека прощения, мы вполне можем сделать это. Хранитель хочет указать, однако, что мы не обязаны делать этого. Данный вопрос оставлен целиком на усмотрение самого верующего».

(Из письма Всемирного Дома Справедливости Национальному Духовному Собранию Канады, 19 марта 1973 г., стр. 12-13. Цит. в Lights of Guidance, № 589).