Вопрос:

Вопрос, связанный с обстоятельствами смерти человека. Смерть во младенчестве, смерть ребенка (не младенца, но и не взрослого) от болезни или при несчастном случае, вообще смерть взрослого (но не пожилого) человека - при несчастных случаях, катастрофах, убийство (в том числе массовое - например, при терактах), тяжелая неизлечимая болезнь; смерть пусть даже очень старого человека (прошедшего длинный жизненный путь, многое познавшего, и т.д.), но смерть не спокойная («уснул и не проснулся»), а мучительная, например, от рака, - как Вера Бахаи расценивает такие обстоятельства смерти человека? Как вообще расцениваются болезни человека - как случайное обстоятельство, с которым надо бороться, или как результат неправильных действий человека в отношении собственного здоровья (в некоторых случаях это очевидно - съел испорченный помидор, заболел живот; вышел зимой на улицу без шапки, наутро слег с температурой; но в некоторых случаях такой очевидной связи нет, как мне кажется: например, при переливании крови происходит заражение каким-либо заболеванием, передаваемым через кровь; естественно, есть вполне материальные причины этого, но они, как мне кажется, не обусловлены все же непосредственно действиями зараженного человека)? Или такие болезни - результат действий человека, не связанных с болезнью? (косвенное возмездие: условно говоря, утром пнул кошку, сидевшую у лифта, вечером ни с того ни с сего заболел зуб? но каким тогда образом объясняются болезни маленьких детей?). Или такие болезни рассматриваются как посылаемое человеку испытание? Или еще как-то? (я пока не могу придти к какому-то выводу на основании прочитанного, поэтому выдвигаю самые разнообразные предположения; во многих религиях болезнь рассматривается как наказание или испытание человеку со стороны Бога, но, как мне показалось при прочтении священных текстов, в Вере Бахаи болезнь рассматривается скорее как случайное обстоятельство, с которым надо бороться, обращаясь к соответствующим специалистам? Или я неправильно поняла?). Есть ли четко сформулированное объяснение этим вопросам, или истину еще только предстоит искать?

Ответ:

Ничто в мире не происходит без ведома Бога. Это очевидный и непререкаемый факт. Таким образом, и болезни тоже все посылаются Богом. Начнём с самых очевидных случаев: когда Бог посылает болезнь в наказание за грехи. Бывает это, мне так кажется, не очень часто, и грехи должны быть для этого весьма велики. Так было с холерой, обрушившейся на Шираз в результате ареста Баба (Его вынуждены были практически немедленно отпустить, потому что губернатор бежал из города, а у шефа полиции, собственноручно перелезшего через стену дома Баба посреди ночи и арестовавшего Его, умирал сын). Так было с мир Мухаммад-Хусейном, имамом-джума города Исфахана, которого Бахаулла прозвал «Змея». Этот человек принял самое деятельное участие в убиении двух выдающихся бахаи, мирзы Хасана и мирзы Хусейна (Бахаулла впоследствии назвал их «Царь Мучеников» и «Возлюбленный Мучеников»). Сделал он это, прежде всего, с целью избежать уплаты им большого долга, а также с мыслью конфисковать их имущество. Вскоре после совершения этой позорной казни он был изгнан из Исфахана, скитался от деревни к деревни, и подхватил какую-то жуткую болезнь, в результате чего от него стало исходить такое отвратительное зловоние, что даже его жена и дочь не желали приближаться к нему. Наконец, он умер, причём местные власти относились к нему настолько плохо, что ни один человек не решился придти на его похороны, и он был без особых церемоний закопан в землю несколькими рабочими.

С другой стороны, известно много случаев, когда самые искренние верующие тоже заболевали и умирали,— это, видимо, было следствием «естественного хода вещей», в который, как говорил Бахаулла, «не следует вмешиваться легкомысленно». В конце концов, понимающие люди понимали, что тело особой важности не имеет, поэтому и не просили Бахауллу изменить «естественный ход вещей», который вёл их к смерти. Так, например, когда сын Бахауллы мирза Михди, «Чистейшая Ветвь», упал с крыши тюрьмы и лежал при смерти, Бахаулла предложил ему, что может немедля исцелить его, если он пожелает. Но мирза Михди отказался, попросив, вместо этого, чтобы его смерть была принята как жертва за то, чтобы двери темницы открылись и паломники, прибывающие из Персии, могли встречаться с Бахауллой.

Был ещё интересный случай, описанный в воспоминаниях одного из бахаи (не могу найти, где я об этом читал, но случай этот запал мне в душу). Когда один из верующих в Акке сильно заболел, он обратился к Абдул-Баха с просьбой сотворить чудо и излечить его. Абдул-Баха в ответ на это порекомендовал ему обратиться к врачам. Бахаи, однако, продолжал настаивать, поскольку, мол, с врачами надо будет общаться долго и мучительно, а Абдул-Баха может излечить запросто, в одно мгновение. Наконец, видимо, он так надоел Абдул-Баха, что тот улыбнулся и сказал: «Хорошо. Пусть будет так» — и этот бахаи выздоровел! В Китаб-и-Агдас говорится, что во время болезни надо обращаться к знающим врачам, поэтому вроде как просьба о чудесном исцелении нарушает замысел Бога касательно этого материального мира. Но, вместе с тем, Бог может иногда и нарушить естественный ход вещей, если это действительно нужно…

На вопрос отвечал
Владимир Чупин