Вопрос:

В Китаб-и-Агдас сказано: «Если кто-либо притязает на прямое Откровение от Бога до истечения полной тысячи лет, тот, без сомнения, есть лжец и самозванец.» Что в этой фразе означают слова «прямое Откровение от Бога»? Идет ли речь о человеке, который объявит себя новым посланником Бога, или под это описание попадает также любой человек, утверждающий, будто некоторые истины (не противоречащие Вере Бахаи, но, например, такие, о которых в священных текстах речь просто не идет) открыты ему непосредственно Богом (а не прочитаны в священных текстах, например; речь идет не об истинах «для проповедования», а о чем-то вроде знаков, даваемых Богом в ответ на заданный человеком вопрос по поводу той или иной сложной для него жизненной ситуации, или о внезапном озарении, когда человеку приходит в голову осознание того, как ему нужно поступать, и человек чувствует, что решение дано Богом)? Если верно второе (то есть что речь в цитате идет не только о тех, кто объявит себя новым посланником Бога), то каким именно образом это согласуется со словами о необходимости самостоятельного восприятия духовных истин?

Например, на странице http://www.ios.ru/~bahain/info.htm написано: «Бахаулла не желает, чтобы кто-либо слепо принимал Его учение. Он требует, чтобы каждый самостоятельно всматривался в это учение и вникал в него, независимо рассуждал и принимал решения. Такой самостоятельный поиск становится практически возможным впервые в истории. Нет больше необходимости в том, чтобы какая-либо группа людей интерпретировала религию остальным, как это происходило в прошлом. Человечество самостоятельно разберется в истинности или ложности учения Бахауллы; для того, чтобы возможно большее число людей смогло это сделать это, им следует лишь научиться читать. Истинный независимый поиск требует от человека большего, чем слепое принятие Веры, кем-то ему преподнесенной». Дальше на странице идет цитата: «...когда вы встретите людей, чье мнение отлично от вашего, не отворачивайтесь от них. Все ищут истину, к ней ведут разные дороги... Не давай те различиям во мнениях, разногласиям в мыслях отделять вас от ваших товарищей, либо вызывать споры... Вместо этого прилежно ищите истину и делайте всех людей вашими друзьями». (Абдул-Баха).

Если у кого-то из бахаи есть свой взгляд на тот или иной вопрос, связанный с основными положениями Веры Бахаи, каким именно образом он может его высказывать? Например, я задаю вопрос, Вы мне отвечаете, подкрепляя свои слова цитатами из священных писаний; в этом случае мне все понятно. Всегда ли в своем ответе Вы руководствуетесь непосредственно текстом (то есть держите его перед глазами, или в памяти есть точная или достаточно точная цитата), или же в каких-то случаях отвечаете, исходя исключительно из своих взглядов на вопрос? Если верно второе, то всегда ли Вы упоминаете, что это Ваше личное мнение, которое может не являться абсолютной истиной, или это подразумевается по умолчанию? (этот вопрос я задаю в связи с тем, что - как мне кажется - у различных бахаи может быть различное мнение по тому или иному поводу, но человек, мало знакомый с Верой Бахаи, может не знать, что именно является Вашим личным мнением, а что - общим убеждением всех бахаи)

Ответ:

В действительности ответ на этот вопрос перекликается с Вашим следующим вопросом. «Откровение от Бога» означает именно то, что никто не может заявить, по меньшей мере, до 1000-го года эры бахаи (т.е. до 2844 г. от Р.Х.), что то-то и то-то ему сообщил Бог. То есть я, например, когда отвечаю на Ваши вопросы, могу или приводить цитаты из Писаний (с этим всё понятно — они от Бога), или высказывать собственные домыслы. Когда это мои домыслы, я так и говорю (может быть, я это не всегда указываю явным образом, но, надеюсь, это должно быть понятно из контекста. Если непонятно, скажите сразу, я поясню, а лучше найдите цитату, которая опровергает мои слова — так и Вы, и я откроем для себя нечто совершенно новое).

Каждый бахаи не просто может высказывать свои личные мнения, его даже поощряют делать это — в конце концов, люди больше всего на свете любят спекулятивные рассуждения :-) Но при этом надо отдавать себе отчёт, что это только домыслы, и что при возникновении любого рода споров лучше сразу обращаться в органы Администрации, потому что только коллегиальные органы имеют право принимать в Вере решения.

К несчастью, в последнее время механизм ответа на вопросы у нас весьма упростился — я вот Вам отвечаю, и никто меня сразу не проверяет, хотя я могу Вам такого наговорить, что мне потом самому стыдно станет… Конечно, я стараюсь обдумать свои слова как можно более тщательно, и если чего-то не знаю, сразу начинаю искать в программе Ocean (можно скачать на www.bahai-education.org), где содержатся почти все англоязычные тексты бахаи и большинство русских. Вместе с тем, имейте в виду, что вообще-то в Вере есть правило, что в настоящее время все тексты о Вере перед опубликованием должны проходить рецензирование в Национальном Духовном Собрании той страны, где проживает автор. Интернет, конечно, это не книга, поэтому и правила не такие жёсткие, но тем не менее… Если кто из бахаи меня поправит, я буду очень ему/ей благодарен.

На вопрос отвечал
Владимир Чупин