Вопрос:

По поводу слов: «Лучше тебе быть святотатцем, но говорить правду, чем изрекать догматы веры и быть при этом лжецом» (Абдул-Баха). Это означает, что принятие Веры Бахаи может быть постепенным? Например, я с самого начала принимаю большую часть положений, в том числе все основные, но сомневаюсь в каких-то других положениях, не выделенных в качестве основных; я не могу принять их как безусловную истину, хотя не могу и сказать, что имею на этот счет прямо противоположное мнение, просто в данный момент не могу сказать, что определилась на этот счет (в том числе потому, что пока просто не уверена, правильно ли я их понимаю); насколько я понимаю, одобряется искренность в проявлении отношения к догматам веры, то есть не одобряется ситуация, когда кто-то внешне соглашается с ними, внутренне не до конца их принимая; могу ли я стать бахаи до того, как придет убеждение в истинности ВСЕХ положений, и приходить к осознанию этого постепенно (не скрывая того, что пока не пришла к окончательному убеждению в истинности какого-то положения), или рекомендуется все же сначала окончательно осознать их истинность, а до того считать себя не бахаи, а кем-то вроде «интересующегося» или «склоняющегося к убеждениям»?

Ответ:

Моё личное мнение — что ищущий должен выяснить для себя несколько ключевых вопросов, и не откладывать своё вступление в общину. Как показывает практика, промедление в этом вопросе обычно вызвано не реальными возражениями, а просто смутной боязнью неизвестного или неумением сосредоточиться и чётко определиться с собственным мнением.

Понятно, что всё сразу охватить разумом невозможно. Постижение — всегда постепенный процесс. Как Вы уже читали в моих личных заметках, меня «запрягли» в практическую деятельность сразу, чему я теперь, с высоты своего опыта, очень рад. Предложенные мне виды деятельности не вызвали у меня никакого внутреннего протеста (я думаю, они вообще должны быть довольно приятны для любого разумного человека). Даже такое занятие, как рассказывание о Вере незнакомым людям — дело весьма интересное, согласитесь. Конечно, при условии, что они не против. А лучше всего выяснить истинный характер какого-либо движения можно именно изнутри, так ведь? Когда мой московский шеф начинал пугать меня тем, что, мол, «тебя затягивают в секту», я мог только искренне посмеяться над его страхами, потому что к тому времени (через два года моего бытия бахаи) побывал уже и членом Местного Духовного Собрания Новосибирска, и членом одного из Национальных Комитетов, и был лично знаком почти со всеми членами Национального Духовного Собрания. «Знали бы Вы,— думал я себе в этот момент,— какая у меня должность, Вы бы не меня предупреждали об опасности залететь в секту, а кричали, наверное, на каждом углу: “Берегитесь, это самый главный бахай Москвы!”» (я был никакой не главный, но он бы в такие тонкости точно не стал вникать). Где бы я мог лучше всего убедиться в том, какова именно структура сбора средств в общине, как не на должности Национального Казначея? Вот и жена моя Виктория, когда стала бахаи, первым делом стала волноваться о том, что деньги Фонда разбазариваются направо и налево. Не прошло и двух лет, как она сама стала Национальным Казначеем. Бог ей как бы сказал: «Волнуешься о деньгах Веры? Флаг тебе в руки». Побыла она год Казначеем, и успокоилась. Что могла — исправила, передала эстафету дальше.

Короче, становитесь бахаи, активно включайтесь в обучение Вере, поддержите своё Местное Духовное Собрание, развивайте детские классы, поезжайте куда-нибудь пионером — и Ваши вопросы будут сниматься гораздо быстрее, чем если Вы будете сидеть дома и наблюдать дела бахаи со стороны.

На вопрос отвечал
Владимир Чупин