Вопрос:

Каким именно образом распространяется Вера Бахаи?
Сначала из прочитанных текстов я поняла так: каждый бахаи, не склоняя никого насильно к принятию Веры Бахаи, по мере возможности знакомит людей с Верой, с тем, чтобы люди сами осознали необходимость перехода в Веру Бахаи, сами приняли такое решение. Мне представилась ситуация: я принимаю Веру Бахаи, начинаю рассказывать о ней своим многочисленным знакомым - не с места в карьер, а когда это будет уместно; если их это заинтересует (в чем я не сомневалась), я продолжаю рассказывать, и т.д. Я попробовала так делать - хотя я пока не считаю себя бахаи; многих действительно заинтересовали мои рассказы (правда, я рассказывала не так уж много - только то, в правильном понимании чего я была уверена, в основном это информация, размещенная непосредственно на сайте), и я подумала, что такой способ распространения веры действительно намного лучше, чем, например, назойливая деятельность многих сект. Затем на каком-то форуме, кажется, православном, я увидела реплику человека, который настойчиво рекомендовал ознакомиться с Верой Бахаи - слишком настойчиво, по мнению остальных присутствующих на форуме (которые, как я поняла, с этим человеком ранее не были знакомы - хотя, возможно, я ошибаюсь); несмотря на то, что это мнение было неоднократно высказано, упомянутый человек настойчиво продолжал склонять всех присутствующих к ознакомлению с Верой Бахаи. Следующий момент - на странице Владимира Чупина я увидела упоминание: «...Меня сразу же запрягли во всякую практическую деятельность», «...мы ходили по пляжу, приставали ко всем разомлевшим от солнца и потому добродушным людям...». Мне это показалось каким-то несоответствием с тем, что я раньше читала о способах распространения Веры Бахаи (хотя, возможно, это было неверное впечатление от слова «приставали»; а возможно, я, напротив, неправильно понимала прочитанное); хотелось бы знать, каким именно образом сейчас РЕАЛЬНО (не в идеале) распространяется Вера Бахаи.

Ответ:

Бахаи, конечно же, распространяют свою Веру по-разному. Но навязываться Бахаулла запретил однозначно, поэтому бахаи этого никогда не делают (отдельные досадные нарушения этого принципа остаются на совести самих нарушающих). Наиболее ярко, пожалуй, этот принцип был сформулирован в одном из первых произведения Бахауллы, в «Сокровенных Словах»:

«Мудр тот, кто говорит, лишь когда его слушают,— ведь и виночерпий не подаст чаши, пока не найдёт жаждущего, и любящий не воскричит из глубины сердца своего, пока не увидит красоты возлюбленной своей.»

То, что меня «сразу запрягли во всякую практическую деятельность», означает просто, что нашлись, слава Богу, такие люди в общине бахаи, которые смогли сказать, что надо делать практически, если я хочу как-то помочь человечеству. Очень часто (до того, как появились курсы Рухи) бахаи терялись от таких вопросов, и поэтому новообращённые (если Вас не покоробит такой термин) тоже как-то терялись и думали, наверное, что ничего делать не надо, а всё заканчивается одними только разговорами. Очень приятно, что Вы сами дошли до понимания того, что бахаи не должен сидеть, сложа руки, и ждать, пока мир сам изменится к лучшему.

Что касается «приставания» к людям на пляже, то надо здесь принимать во внимание эпоху и место, когда это происходило (и человека, который этим занимался). А было это в августе 1994 года в новосибирском Академгородке. В Новосибирске (по крайней мере, в то время, да и теперь во многом так) можно спокойно заговорить с каким-нибудь человеком даже в автобусе, начав разговор, предположим, таким образом: «Извините, пожалуйста, можно задать Вам один вопрос? Что Вы думаете о смысле жизни?» И тот человек при этом, в большинстве случаев, не испугается и не заподозрит в тебе мошенника, в отличие от той же Москвы или многих других городов европейской части России. Конечно, в любом случае приставать к людям в общественных местах следует очень осторожно — предварительно надо убедиться, что этот человек действительно хочет поговорить и что он, как и было сказано, «пребывает в добродушном настроении».

Поскольку речь зашла о моих собственных поступках, позвольте несколько углубиться в личные психологические мотивы. Меня вообще всегда раздражали стены между людьми, хотя, будучи по природе человеком стеснительным до болезненности, я и не решаюсь их рушить так запросто. Был бы в душе шоуменом, насколько бы мне легче было жить… Ну да ладно, какой есть, такой и есть, а любое самопринуждение чревато потерей естественности в действиях. Так что теперь, находясь в  Москве, я веду себя в лучших традициях москвичей — смотрю на всех волком и ни с кем стараюсь не разговаривать без предварительного тщательного наведения мостов. А какие были наполеоновские планы сразу по приезде! Думал, вот сейчас поставлю где-нибудь на самой главной улице раскладной столик, выставлю здоровенную вывеску «Я ничего от вас не хочу», и буду ждать, пока не соберутся те, кто ещё не окончательно окоченел духовно. Мечты, наивные мечты…

О несбыточном мечтал
Владимир Чупин