Вопрос:

Бахаи стремятся к чистоте, возможно ли это употребляя животную пищу?

Ответ:

В Писаниях бахаи говорится, что человеку предпочтительнее было бы не употреблять животную пищу, однако нигде не говорится, что это как-то вредно влияет на здоровье (хотя, наверное, это подразумевается, потому что говорится, что человек по сути своей — травоядное; следовательно, можно сделать вывод, что мясо он переваривать не слишком-то приспособлен).

Вот, например, как описал ситуацию с этим вопросом секретарь Шоги Эффенди от его имени:

«Что касается Вашего вопроса о том, следует ли людям убивать животных в пищу, то в Писаниях бахаи нет (насколько мне известно) однозначных заявлений ни против, ни в поддержку этого. Несомненно, впрочем, что если бы человек смог придерживаться исключительно вегетарианской диеты, тем самым избегая убийства животных, это было бы в высшей степени предпочтительно. Однако вопрос этот очень противоречив, и бахаи могут свободно обсуждать его.»

(Из письма от имени Шоги Эффенди одному из верующих, 9 июля 1931 г.)

Хочу обратить ваше внимание на одну из ключевых, как мне кажется, фраз в последней цитате: «Если бы человек смог». В том-то и дело, что в реальности это пока недостижимо для большинства людей. Более того, многие тысячелетия у человека «на повестке дня» стоял совершенно другой вопрос: как добыть хоть какое-то пропитание, неважно, растёт ли оно из земли, бегает или ползает. До сегодняшнего дня этот вопрос не изжит, многие миллионы людей продолжают голодать, и в этом смысле по поводу вопроса о вегетарианстве можно с полным основанием сказать: «Не до жиру — быть бы живу». К тому же диеты разных народов формировались веками и тысячелетиями на основе местных особенностей их жизни, и для скотоводческих народов или, скажем, народов Крайнего Севера исповедовать вегетарианские идеи было бы равносильно самоубийству. В отдалённом будущем человечество, вероятно, сможет прийти к вегетарианству, но сегодня вопрос о вегетарианстве едва ли можно назвать проблемой, требующей немедленного разрешения — именно поэтому, очевидно, он никак не регламентирован Учением Бахаи, представляющем собой Божественное лекарство именно для нашей эпохи.

Вопрос:

Вы сказали что в религии бахаи нет однозначного запрета по по воду потребления мяса но в Приведённом вами письме от имени Шоги Эффенди одному из верующих, не двусмысленно говориться чему отдаёться проедпочтение

«если бы человек смог придерживаться исключительно вегетарианской диеты, тем самым избегая убийства животных, это было бы в высшей степени предпочтительно.»
В том то и дело что человек может

ведь не зря же было указано человек по сути своей — травоядное; к тому же существование миллионов вегетарианцев тому подтверждние.

Поэтому я считаю что ВЫ ищете опровдание вашему образу жизни и при этом стыдитесь признаться самому себе что ВЫ совершаете заказное убийство покупая мясо Что поедая очередную часть тела ВЫ лишаете тарелки каши сотню незнакомых вам жытелей бедных странне что поедая кусок мяса Вы нарушаете заповедь НЕ УБЕЙ , которую вы почему-то распространяете только на людей по закону природы животное убивают только в двух случаях
1 если ему грозит смертельная опастность ( я не думаю что корова на пример ВАМ чем то угрожает чтобы вы оплачивали её убийство )
2. если без поедания одного животного другое животное не выжевет ( разве без мяса человек не может жыть? Может ) Я считаю что этот вопрос должен быть поставлен на ближайшем Собрании Дома справедливости с тем чтобы поставить в этом вопосе точку и чтобы КОЕ КТО не говорил что на это нет запрета

В вашем ответе по вопросу вегетарианства вы говорите следующее: «что в реальности это пока недостижимо для большинства людей... многие миллионы людей продолжают голодать, и в этом смысле по поводу вопроса о вегетарианстве можно с полным основанием сказать: "Не до жиру — быть бы живу"»
Говоря это вы по всей видимости не достаточно владеете информацией

Поэтому привожу к вашему сведению следующие факты

1 потребление мяса являеться как раз причиной голодания миллионов человек. По оценкам диетолога Джин Мэйер из Гарварда, если снизить производство мяса всего на 10%, это высвободит количество зерна, достаточное для того, чтобы прокормить 60000000 человек

Мясо — это пища, которую потребляет меньшинство за счет большинства. Для того чтобы получить мясо, зерно, которое можно использовать для питания людей, скармливают скоту. По данным Министерства сельского хозяйства Соединенных Штатов, более 90% всего зерна, производимого Америкой, уходит на откорм домашнего скота и птицы: коров, свиней, овец и кур, которые в конце концов оказываются на обеденном столе. [Frances Moore , Diet for a Small Planet, (New York Ballantine Books, 1975), p. 12.]

Использование зерна для получения мяса является безумным расточительством. Статистика, опубликованная Министерством сельского хозяйства США, свидетельствует о том, что для получения одного килограмма мяса нужно скормить скоту 16 килограммов зерна. [Там же, стр. 10.]

В своей книге «Диета для маленькой планеты» Франс Мур Лаппе предлагает нам представить, что мы сидим перед тарелкой с большим бифштексом. «А теперь представьте, что в той же комнате сидит 45-50 человек, и перед каждым из них - пустая тарелка. Зерна, потраченного на один ваш бифштекс, вполне хватило бы, чтобы наполнить тарелки всех пятидесяти человек кашей». [Там же, стр. 235. ]

В богатых странах скот откармливают не только своим зерном, но и богатыми белком продуктами, которые закупаются у бедных стран. Георг Боргстрём, специалист по географии распределения пищевых продуктов, отмечает, что треть урожая африканского арахиса (по содержанию белка арахис ничем не уступает мясу) используется странами Западной Европы для откорма скота и птицы. [Георг Боргстрём, цит. по книге Frances Moore, Diet for a Small Planet, p. 25.]

Один из выводов экспертов: рост потребления мяса и молока нежизнеспособен. Животные нуждаются в гораздо большем количестве воды, чем зерно, чтобы произвести одно и то же количество пищи. Потому распространение по всему миру западноевропейского или североамериканского образца питания, где большую долю рациона занимают мясные и молочные продукты, грозит нам большими проблемами с питьевой водой, нехватка которой и так остро ощущается во многих частях планеты. Поль и Анна Эрлих в своей книге «Население, ресурсы и окружающая среда» пишут, что для выращивания одного килограмма пшеницы требуется всего 60 литров воды, а на производство одного килограмма мяса затрачивается от 1250 до 3000 литров. [Paul and Anne Ehrlich, Population, Resources, Environment, W.H. Freeman and Company, 1970, p. 64.]

2.Вегетарианство и экономия в семье

Растительные продукты стоят дешевле чем мясные

Не ужели для того чтобы не совершать преступления для нас должны быть всегда запреты Почему мы сами не в состоянии отличить чёрное от белого

Вопрос задал
Эдгар Григорян

Ответ:

Уважаемый Эдгар!

Большое спасибо Вам за столь глубокое и проникновенное письмо. Поднятые Вами вопросы не впервые оказываются на повестве дня Всемирного Дома Справедливости, и мы надеемся, что нижеследующие отрывки из его писем прольют свет на отношение бахаи к вопросу использования животных продуктов:

Хотя Китаб-и-Агдас запрещает жестокое обращение с животными и предупреждает против чрезмерной охоты, сама по себе охота и употребление животных продуктов в пищу, для изготовления одежды и предметов обстановки, в принципе, не противоречат закону бахаи. Охоту следует регулировать, но при этом некоторые вопросы оставлены на усмотрение самого человека с целью учесть реальное разнообразие обстоятельств, в которых живут человеческие существа. По мере того, как принесённые Бахауллой законы становятся известны и начинают действовать по всему миру, человечество найдёт правильный баланс в своём приспособлении к природе и животному миру.
------------------------------------
Необходимо иметь в виду, что охота не запрещена Бахауллой. Он предостерегает против чрезмерной охоты, но что именно означает понятие «чрезмерная охота», должен будет решить в будущем Всемирный Дом Справедливости. Аналогичным образом, законы, запрещающие употребление в пищу дичи, если она найдена мёртвой в ловушке или силках, могут быть применены по всему миру только когда Дом Справедливости разъяснит необходимые дополнительные детали этих законов...

В свете вышесказанного, друзья, проживающие в таких местах, как ..., могут продолжать следовать своим многолетним охотничьим обычаям в рамках, установленных государством. Соответствующие законы Агдаса начнут действовать в их отношении постепенно, когда это позволят обстоятельства. К тому времени эти законы будут разъяснены и поддержаны дополнительными законодательными актами, если это окажется необходимым.

(28 мая 1984 г., написано от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих [25])

Ваше письмо о шкуре зебры в здании Международного Архива, написанное во время Вашего паломничества, было передано Всемирному Дому Справедливости, который попросил отправить Вам следующий ответ.

Дом Справедливости целиком и полностью сочувствует смятению и гневу, что испытывают экологи по поводу отвратительного грабежа, происходящего в мире,— как в отношении окружающей среды в целом, так и уничтожения исчезающих видов,— причём изделия из этих животных впоследствии нередко сбываются на мировых рынках как предметы роскоши. Тем не менее, этот ведущий к катастрофе путь действий — лишь один из примеров неумеренности, когда допустимое поведение трансформируется так, что начинает представлять опасность для нашей планеты.

Ни текущая ситуация, ни необходимые для преодоления нынешних опасностей ограничения не позволяют сделать вывод о том, что использование шкур животных для изготовления одежды или отделки дома принципиально противоречит учению Веры.

Многие миллионы человеческих существ поддерживают свою жизнь благодаря охоте на животных или их разведению, используя их в пищу и для изготовления одежды...

Абдул-Баха говорил, что в будущем люди будут вегетарианцами, но в нынешнем Законоцарствии нет установления о воздержании от употребления мяса. Законы Божии соответствуют нуждам и возможностям каждой эпохи.

Шкуры зебр использовались африканцами с незапамятных времён. Использование одной из них в здании Международного Архива помогает африканским паломникам чувствовать себя ближе к дому во Всемирном Центре их Веры; это ни в коей мере не означает одобрения браконьерского истребления африканской фауны.

(26 апреля 1989 г., написано от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих) [26]

Ваша озабоченность по поводу жестокого обращения с животными и ограничения их чрезмерного использования в пищу и для других целей является в высшей степени похвальной; тем не менее, Дом Справедливости не встречал ни в одной Святой Книге абсолютного запрета на использование животных в пищу и для изготовления одежды. Мы уверены, что по мере того, как принесённые Бахауллой законы становятся известны и начинают действовать по всему миру, человечество будет всё больше обретать правильный баланс в своём приспособлении к природе и животному миру. Как и во многих других отношениях, учение Бахауллы следует здесь золотой середине: доброта к животным решительно поддерживается, вегетарианство поощряется, охота регулируется; но при этом некоторые вопросы оставлены на усмотрение самого человека с целью учесть реальное разнообразие обстоятельств, в которых живут человеческие существа. Например, коренные народы Арктики оказались бы в исключительно тяжёлом положении, если бы им пришлось отказаться от животных продуктов.

(20 ноября 1992 г., написано от имени Всемирного Дома Справедливости одному из верующих) [27]

Вы в своём письме неоднократно приводите цитаты, доказывающие экономическую невыгодность животноводства. Действительно, откармливать животных зерном представляется невыгодным, поскольку зерно уже само по себе есть высокобелковый продукт, пригодный людям в пищу. С другой стороны, если бы чукчи, эскимосы и другие народы Крайнего Севера, а также кочевые племена засушливых степей и полупустынь, отказались от животноводства, то они просто вымерли бы. Люди не могут есть ягель или верблюжьи колючки, и приходится вводить для этого промежуточное звено пищевой цепи — травоядных животных.

Вы неоднократно упоминали, что убийство животных является грехом, и даже употребляли термины, подразумевающие равенство в этом смысле животных и человека. Согласно учению бахаи, природа делится на различные царства: минералы, растения, животные и человек. Высшее царство имеет право употреблять в пищу представителей низшего царства, и вместе с тем несёт определённую ответственность за них. Следуя Вашей логике, в пищу нельзя употреблять никакие живые существа, а ведь растения (и даже минералы, согласно представлениям бахаи) тоже являются живыми. Таким образом, человек вообще не смог бы жить.

Правильное отношение к поеданию живых существ — минералов, растений и животных раскрывается в таком высказывании Абдул-Баха:

О возносящая хвалы своему Господу! Я прочёл твоё письмо, в котором ты высказываешь удивление по поводу некоторых законов Божьих, например, тех, что касаются охоты на безобидных животных, ни в чём не повинных созданий.

Не удивляйся этому. Поразмысли о внутренней сущности Вселенной, о сокровенной мудрости, о загадках, о взаимосвязи, о законах, управляющих творением. Всякая частица Вселенной связана со всеми прочими её частями внутренними узами, узами, которые предохраняют целое от дисгармонии или распада. В материальном царстве все создания поедают другие создания и поедаются сами: растение впитывает в себя минерал, животное съедает растение, человек питается животными, а тело человека после погребения возвращается в мир минералов. Физические тела минуют одну стадию за другой, переходят из одной формы в другую, и все они подвержены преобразованию и изменению, за исключением самого Источника существования — поскольку Он неизменен и непреложен, в Нём берёт начало жизнь всех и каждого, Он обусловливает бытие каждой зависимой сущности в пределах всего мироздания.

Если ты рассмотришь под микроскопом воду, которую пьёт человек, воздух, которым он дышит, ты убедишься, что с каждым вдохом человек вбирает в себя множество живых организмов, и с каждым глотком воды он поглощает огромное количество живых существ. Каким образом можно остановить этот процесс? Все создания поедают другие и поедаются сами, этим пропитана сама ткань жизни. Будь это не так, узы, которыми соединены все твари в пределах Вселенной, распались бы.

Далее, когда вещь подвергается разрушению, распадается и лишается жизни, она переходит в мир, который выше мира, в котором она существовала прежде. К примеру, вещь переходит из мира минералов в мир растений, затем она оставляет мир растений и восходит в мир животных, затем покидает мир животных и достигает царствия человеческого обитания, и всё сие свершается по благоволению Господа твоего, Милостивого, Сострадательного. Я умоляю Бога, да поможет Он тебе познать тайны, сокрытые в сути творения, да сорвёт Он пелену с глаз твоих и твоей сестры, дабы открылся тебе потаённый секрет и стала ясной, как солнце в полдень, сокровенная тайна; да поможет Он твоей сестре и мужу твоему войти в Царствие Божье, да избавит тебя от всякого зла, как физического, так и духовного свойства, что одолевает человека на его жизненном пути.

(Абдул-Баха. Избранное из Писаний Абдул-Баха, №137)

На вопрос отвечал
Владимир Чупин